Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Влияние нарушений слухового анализатора на психическое и речевое развитие

 

Нарушения слухового анализатора, особенно полное врожденное отсутствие слуха, крайне неблагоприятно отражаются на психосоматическом развитии ребенка. Для полноценного овладения ребенком речью как средством общения и познания окружающего необходима высокая степень сохранности слуха. Овладение значениями слов, различение их по звуковому составу требует слуха, позволяющего слышать с достаточной четкостью каждое обращенное к нему слово, чтобы ребенок мог не только понять его, но и пытался повторить вслед за окружающими. Если ребенок не слышит речевые звуки с достаточной отчетливостью и постоянством, повторяющиеся слова могут каждый раз казаться ему иными, поэтому он не связывает их с теми предметами, которые они обозначают, и, следовательно, не усваивает их значения.

Значительно труднее ребенку с неполноценным слухом научиться произношению звуков и слов. В норме ребенок усваивает произношение по подражанию на основе слуха. Сравнивая свое произношение с произношением окружающих, пользуясь слуховым контролем, ребенок постепенно достигает тех артикуляционных движений, которые требуются для реализации определенного звукового комплекса, исправляет свое дефектное произношение. Это оказывается невозможным при неполноценном слухе, а, следовательно, и достаточное накопление словарного запаса и овладение грамматическим строем речи. У детей с недостатками слуха слуховые представления или отсутствуют, или носят фрагментарный нестойкий характер, речь не может развиваться спонтанно, они не в состоянии овладеть ею самостоятельно, без специальной помощи.

На фоне снижения слухового восприятия и слуховых ощущений у детей с нарушением слуховой функции также развиваются и обостряются зрительные, двигательные, тактильно-вибрационные ощущения, проявляются специфические особенности в формировании таких психических процессов, как память, мышление, речь. При этом в связи с отсутствием звуковой речи у детей развиваются своеобразные формы общения: мимика, чтение с губ, дактилология, жестовая речь. Поэтому нарушения слуха не только ограничивают возможности общения ребенка с окружающими и обедняют диапазон его чувственных восприятий (сенсорная депривация), но и могут обусловить недоразвитие интеллекта (особенно вербального), недостаточность обретения языкового и понятийного опыта, и в целом социальную дезадаптацию.

 

3. Распространённость, причины и механизмы стойких нарушений слуха

 

Стойким нарушением слуха считается такое поражение слуховой функции, при котором не обнаруживается признаков улучшения – как самостоятельного, так и в результате лечения. В Республике Беларусь в 1992 г. насчитывалось 15 тыс. человек с нарушениями слуха.

Стойкие нарушения слуха у детей могут быть врожденными и приобретенными, однако такое разделение часто оказывается трудноосуществимым. Врожденный характер нарушения слуха отмечается значительно реже, чем приобретенный. Для понимания механизма нарушения слуха имеет значение отдел слухового анализатора, в котором выявлен патологический процесс. В слуховом органе различают звукопроводящий и звуковоспринимающий аппараты. К звукопроводящему аппарату относятся наружное и среднее ухо, а также некоторые части внутреннего уха (жидкость лабиринта и основная мембрана). К звуковоспринимающему относятся все остальные отделы анализатора: от волосковых клеток кортиева органа до нервных клеток слуховой области коры головного мозга. Исключительно важное значение имеют время возникновения и быстрота развития патологического процесса, приведшего к нарушению слуха.

К врожденным причинам нарушений относят 25-30 % случаев. Причины, обусловливающие врожденное нарушение слуха: генетический фактор (глухота у родителей), инфекционные заболевания матери во время беременности (вирусные инфекции: корь, грипп), радиационное облучение, прием антибиотиков (производные хинина, антибиотики группы аминогликозидов); травмы плода, особенно в первые месяцы беременности. К врожденным относятся также полное заращение (атрезия) наружного слухового прохода, что обычно встречается с аномалией развития ушной раковины или вследствие рубцевания наружного слухового прохода после травмы. При неполных заращениях слух обычно не страдает.

Приобретенные тяжелые нарушения слуха возникают обычно при поражении звуковоспринимающего аппарата (внутреннего уха, слухового нерва), легкая и средняя степень нарушения слуха может возникать при поражении лишь звукопроводящего аппарата (среднего уха). Среди причин нарушения слуха у детей первое место занимают последствия острого воспаления среднего уха, что приводит к нарушению нормальной подвижности барабанной перепонки и цепи слуховых косточек. Стойкое прободение барабанной перепонки и длительное гноетечение из уха (хронический гнойный отит) сопровождается значительным понижением слуха.

Частой причиной поражения слуха у детей являются заболевания носа и носоглотки и связанное с ними нарушение проходимости евстахиевой трубы, в частности аденоидные разращения.

В этиологии резко выраженных форм стойких нарушений слуха важнейшую роль играют поражения внутреннего уха и ствола слухового нерва, реже – ядер слухового нерва и проводящих путей в головном мозге. Внутреннее ухо часто вовлекается в воспалительный процесс заболеваний среднего уха. Причем возникающие во внутреннем ухе изменения, в отличие от обусловивших их заболеваний среднего уха в большинстве случаев не поддаются лечению.

Важную роль в возникновении стойких приобретенных нарушений слуха играют острые инфекционные заболевания: эпидемический цереброспинальный менингит, корь, скарлатина, грипп, паротит (свинка). Одни заболевания вызывают поражения нервного аппарата слухового анализатора, другие воздействуют на среднее ухо (звукопроводящий аппарат). Например, при цереброспинальном менингите нарушение слуха и одновременно развивающееся расстройство функции вестибулярного аппарата обусловливается воспалительным процессом во внутреннем ухе – гнойным лабиринтитом. Уже в первые дни болезни может выявиться полная глухота.

Тяжелое поражение слуха может возникнуть при воспалении околоушной слюнной железы (паротите), которое характеризуется внезапностью и полным выпадением слуховой функции в результате гибели рецепторного аппарата во внутреннем ухе (волосковых клеток кортиева органа). Также в возникновении стойких нарушений слуха определенное место занимает родовая травма: сдавление и деформация головки плода во время прохождения через узкие родовые пути. Травматические нарушения слуха могут возникнуть и в более отдаленном постнатальном периоде, в раннем детстве вследствие ушиба головы.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Восприятие звуков окружающей действительности при помощи слуха | Психолого-педагогическая характеристика слабослышащих детей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1140; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.