Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 3. Античная философия




Проблема классификации философских направлений. Исторические типы философии.

Историческая классификация философских направлений имеет основанием смену объекта философского исследования. В этом случае могут быть выделены следующие типы философских учений.

1. Космоцентризм господствовал в эпоху античности. Исчерпывающим объектом философского исследования полагается совокупность идей о космосе как непрерывно изменяющемся целом, в котором неизменное и самотождественное первоначало предстает в различных формах. Главным средством нравственного совершенствования индивида является его включенность в общественное целое. Философия выступает средством формирования добродетельного человека и, соответственно, справедливого государства. Главной функцией философского знания провозглашается мировоззренческая, главной дисциплиной - онтология. Бытие - это вечное, неизменное, недоступное чувственному восприятию, а лишь умопостигаемое.

2. Теоцентризм был характерен для философии эпохи средневековья. Реальностью, определяющей все сущее, является Бог, а не природа. Постижение Божества мыслится как условие раскрытия тайны бытия. Происходит преодоление характерного для античной философии дуализма противоположных начал, на место которого приходит монистический принцип: есть одно абсолютное начало - Бог, все остальное - его творение.

3. Антропоцентризм – характерное философское учение эпохи Возрождения. Если в центре внимания античности была природно-космическая жизнь, в средние века - Бог и связанная с ним идея спасения, то в эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек. Человек - творец самого себя. Ослабевает характерное для средневековья убеждение в греховности человека. Человек уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения.

Ориентация на проблемы человека является одной из ведущих тенденций (наряду с космизмом) в русской философии начала XX века и у западных философов (Г. Марсель, П. Тейяр де Шарден, М. Бубер), создавших религиознные варианты экзистенциализма.

4. Наукоцентризм – ведущее философское учение Нового времени, которому присущи доверие к науке и разуму, познавательный оптимизм, новый подход к человеку как к деятельному, активному субъекту. Философия стремится стать наукой, ищет и обосновывает новые методы познания. На передний план выдвигаются гносеологические проблемы.

5. Современная философия антропосоциоцентрична. Отсюда следует, что ее основным вопросом должен стать вопрос о природе человека. По-видимому, можно согласиться с положением о том, что разумным можно считать такое общество, в котором человек будет жить в согласии с самим собой, обществом и природой. Каким должно быть это общество - ответ должна найти коллективная мысль человечества.

 

Литература:

1. Вольф, Р.П. О философии. М., 1996.

2. Вундт, В. Введение в философию. М., 1998.

3. Ильенков, Э.В. Философия и культура. М., 1991.

4. Ильин, И.А. Путь к очевидности. М., 1993.

5. Мамардашвили, А. Как я понимаю философию. М., 1992.

6. Ясперс, К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

 

 

 

План:

1. Древняя Греция – родина европейской философской мысли.

2. Основные этапы и проблемы античной философии.

3.Натуралистический этап (VII–IV вв. до н. э.). Проблема первоначала.

4. Сократический этап (IV в. до н. э.). Учение об эйдосах.

5. Эллинистический этап (III в. до н. э. – VI в. н. э.). Вопрос об «атараксии».

 

1. Древняя Греция – родина европейской философской мысли.

Середина первого тысячелетия до нашей эры – тот рубеж в истории развития человечества, на котором в двух очагах древней цивилизации – в Индии и Китае – практически одновременно с Грецией возникает философия. Философам и историкам еще предстоит ответить на вопрос, почему именно VI в. до н. э. выделяется из общей череды столетий первого тысячелетия до нашей эры как время взрыва интеллектуальной энергии. Несомненно, что ослабление родоплеменных структур, возникновение первых государств, рост оппозиции традиционной религии, критика нормативных нравственных установок и представлений, усиление критического духа во всех сферах жизни, а особенно в области идеологии, рост научных знаний – вот некоторые факторы, из которых складывалась духовная атмосфера, благоприятствовавшая рождению философии.

Немецкий философ XX в. Карл Ясперс называет 800–200 гг. до н. э. «осевой эпохой» мировой истории. По его мнению, в этот период (параллельно в Китае, Индии, Персии, Палестине и Древней Греции) возникают основные духовные движения, сформировавшие тип сознания и самосознания современного человека. Тем, что тогда свершилось, что было создано и продумано, человечество живет по сей день. Каждый его новый подъем сопровождается обращением, возвращением к осевой эпохе, всякий духовный взлет может быть назван ренессансом осевой эпохи.

Главное, что было достигнуто, – завершение эпохи мифологической, с ее самоуспокоенностью, определенностью, законченностью и ясностью, ибо миф, объясняя какое-либо явление, выводит причину за пределы его природы, перемещая в область богов подлинный смысл события. Возникновение самого вопроса о том, что есть настоящая, подлинная причина того или иного явления, а также «отделение» причины от самих вещей, с одной стороны, и, с другой – поиск объяснений внутри самой природы пролагают путь более критическому осмыслению мира и его абстрактному постижению – философии и науке.

Реальный процесс происхождения, развития, перехода, влияния и смены философских идей является предметом науки «История философии».

И первый, неизбежно встающий вопрос: каковы критерии и основания, по которым можно разделить и классифицировать двух с половиной тысячелетний процесс развития мысли? Такими «разделителями» могут служить проблемы, которые в первую очередь пытается разрешить тот или иной философ, а также определяющие способы и виды познания (рационализм, эмпиризм, иррационализм), религиозная принадлежность, отношение к науке, общая территория и т. д.

Воспользуемся самым простым способом классификации философских форм – историческим типом философии, объединяющим совокупность философских учений временной длительностью – исторической эпохой. При этом данный временной отрезок рассматривается как единое и своеобразное, хотя и неизолированное явление в развитии философского сознания человечества.

Как мы уже не раз подчеркивали, философия возникает примерно в одно и то же время в самых разных точках древних цивилизаций: Египте, Персии, Китае, Палестине, Индии. Однако во всех этих странах она не имела столь самостоятельного значения, как в Древней Греции, потому что была неотделима от религиозных школ и направлений, на базе которых она происходила. В силу особенности греческого ума – его любознательности и страсти к теоретизированию, а также в силу особого греческого характера, расположенного к общительности, философия в древнегреческом полисе (город-государство) приобрела статус важнейшего фактора общественной жизни. Расцветшее на этой почве ораторское искусство, первые философские школы, давшие впоследствии Европе аналог академического образования, первые теоретические изыскания во многих сферах науки, прежде всего в математике, физике, географии, астрономии, зоологии, психологии, биологии, этике и пр., – вот небольшой перечень того, чем проявила себя философия в Древней Греции.

Итак, древнегреческая философия – совокупность отмеченных некоторой общностью философских учений, развивавшихся в древнегреческом обществе конца VII в. до н. э. – начала VI в. н. э. (от формирования архаических полисов на ионийском и италийском побережье до расцвета демократических Афин и последующего кризиса и крушения полиса).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 601; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.