Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чувственное познание и его формы




Познание в конечном счете всегда начинается с непосредственного живого созерцания. Живое, созерцание – это активное чувственное познание. Начальной формой и источником знаний являются ощущения и восприятия. Предметы и явления природы действуют прежде всего на наши органы чувств человека. Ощущения возникают под влиянием процессов, исходящих из внешней по отношению к человеку среды и действующих как раздражитель на наши органы чувств. Иначе как через ощущения мы ни о каких свойствах, ни о каких формах движения материи ничего узнать не можем. Внешними раздражителями являются, например, механическое давление, звуковые и световые волны, запахи, температурные, вкусовые воздействия. Они воспринимаются пятью органами чувств человека: зрения, вкуса, слуха, обоняния и осязания, которым соответствуют пять видов ощущений: зрительные, вкусовые, слуховые, обонятельные и осязательные.

Какой бы предмет человек ни наблюдал, он обязательно отражает прежде всего его внешние, доступные органам чувств признаки: цвет, форму, звук, твердость, запах и др. Каждый орган чувств имеет нервные окончания, которые принимают воздействия из внешней среды. Нервные окончания при приеме определенных воздействий или сигналов приходят в состояние возбуждения, которое по соответствующим нервам передается в кору головного мозга. Там-то и возникают ощущения, например, запаха, вкуса, цвета, звука и т.д.

На уровне ощущений человек отражает самые существенные свойства стороны, отношения явления: слушая музыку, он воспринимает только шумовой фон, но не мелодию, рассматривая картину, человек видит только серое пятно.

Ощущения являются образами, отражениями, копиями или своего рода снимками отдельных свойств предметов или явлений объективного мира. В этом их диалектическая сущность: ощущения субъективны по форме (имманентны субъекту) и объективны по содержанию (как в этом отношении копия совпадает с оригиналом).

Отражение различных сторон предмета данным органом чувств и одновременная согласованная работа различных органов чувств приводит к тому, что человек отражает не отдельные, изолированные свойства, стороны и отношения предметов и явлений, а весь предмет или явление в целом. Любой предмет обладает множеством самых разнообразных свойств и отношений. Рассмотрим, например, книгу. Она имеет определенную форму, цвет, вес, объем и т.д. Все эти свойства объединены в одном предмете. И человек воспринимает их и осмысливает не порознь, а как единое целое. Образ предмета в целом, воздействующего на органы чувств, называется восприятием. Другими словами, на уровне восприятия человек, слушающий музыку Грига, слышит именно мелодию Грига, а не просто шумовой фон, рассматривая картину Пикассо, человек видит ее во всех подробностях, доступных нормальному человеческому восприятию.

Как и ощущения, восприятия субъективны по форме и объективны по содержанию.

Ощущения и восприятия представляют собой источник всех наших знаний о действительности, то живое созерцание, с которого начинается диалектический путь познания реальности. Но процесс познания не ограничивается им: на основе ощущений и восприятий в мозгу человека возникают представления.

Предметы и явления внешнего мира воздействуют на органы чувств человека определенное время. Потом это воздействие прекращается. Но впечатление о воздействии не исчезает сразу же бесследно. След воздействия запечатлевается и сохраняется в памяти. Мозг обладает способностью воспроизводить в сознании образы предметов, не воздействующих в данный момент на человека. Образы тех предметов, которые когда-то воздействовали на органы чувств, а потом восстанавливаются по сохранившимся в мозгу следам и при отсутствии самих предметов, называются представлениями. Представления - это высшая форма чувственной формы познания действительности. Как ощущения и восприятия, представления субъективны по форме и объективны по содержанию; они материальны, ибо есть результат жизнедеятельности клеток мозга, и идеальны, как идеален образ по отношению к прообразу.

То, что в обыденной жизни называется элементарным знанием, является, в сущности, наличием в мозгу человека соответствующих обобщенных представлений, которые как бы лежат в большом количестве в глубине сознания и всплывают на его поверхность по мере надобности Человек может представить себе виденное или слышанное и сделать соответствующее описание того, что он воспринимал раньше. Из имеющихся представлений человек может создавать различные комбинации, строить новые представления, т.е. образы таких предметов, которых он, может быть, сам никогда не видел.

Такой процесс соединения и образования различных представлений в целую картину новых образов называется воображением.

Воображение является более сложной формой деятельности, чем ощущение, восприятие и представление. Но познание поднимается на более высокий и глубокий уровень, и это достигается с помощью абстрактного, или логического мышления.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 322; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.