Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мировой рынок и его характерные черты

Международная торговля товарами

Рынок – это способ или механизм реализации и приобретения товаров и услуг, в котором участвуют продавцы и покупатели.

Возникновение и становление рынка обусловлено развитием МРТ и товарного производства, то есть производства, основанного на частной собственности на средства производства. Темпы развития внутри – а затем межконтинентального рынка до капиталистического способа производства были не значительны. Только в период капитализма мировой рынок становится вполне развитой экономической категорией. В своем развитии мировой рынок проходит 3 стадии:

· стадию подготовки капиталистического способа производства – эпоха мануфактуры до конца ХУШ в.;

· стадию машинного производства – эпоха крупной промышленности до 70-х гг. Х1Х в.;

· корпоративную стадию капитализма – эпоха возникновения международной конкуренции (до наших дней).

Мировой рынок не является просто совокупностью национальных рынков и имеет отличительные черты от национальных рынков:

· некоторые товары, участвующие в обращении внутри страны, не выходят на мировой рынок;

· на мировом рынке существует особая система цен – мировые цены;

· движение товаров на мировом рынке зависит от внешнеэкономической политики государств.

Мировой рынок, как и вся мировая экономика, находится все время в постоянном движении от одного устойчивого состояния к другому. Движущей силой этой бесконечной эволюции выступают столь же постоянные нарушения равновесия системы, порождаемые появлением все новых товаров и услуг.

Выделяют 2 класса рынков: рынок сырья и рынок готовой продукции, которые являются по существу двумя качественно различными частями рыночного пространства.

В конце ХХ столетия рынок готовых изделий «расслоился» на несколько подуровней: низко-, средне- и высокотехнологичных изделий. К первой категории относятся продукты черной металлургии, конструкционные материалы, текстиль, швейные изделий, обувь и т.д. Ко второйстанки, транспортные средства, резино-технические и пластмассовые изделия, продукты основной химии и деревообработки. К третьейаэрокосмическая техника, автоматизированное конторское оборудование и информационная техника, электроника, фармацевтика, точные и измерительные приборы, электрооборудование.

Разные уровни мирового рынка отличаются друг от друга, прежде всего, характером конкуренции. Конкурентоспособность базовых ресурсов (агропродукты, лесоматериалы, топливо, минеральное сырье) определяется двумя составляющими: их природными качествами и издержками их производства, хранения и транспортировки.

На рынке готовых изделий основа конкуренции – потребительские свойства товара. Это порождает особенности международной торговли на рынке готовых изделий. Во-первых, потребительские товары самого лучшего качества импортируются преимущественно в страны с наиболее высоким доходом на душу населения, изделия среднего качества – в страны со среднем доходом и т.д. Поэтому государства со схожими уровнями подушевого дохода имеют примерно одинаковую структуру спроса на готовые изделия. Эта концепция «совпадающего спроса» частично объясняет, почему обмен готовыми товарами высокого качества наиболее интенсивно протекает между богатыми странами.

Страны с близкими уровнями технико-экономического развития обречены на обмен друг с другом различными вариантами однотипных готовых изделий. Между такими странами особенно интенсивно развивается внутриотраслевая торговля.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 5. Россия в международном разделении труда | Товарная и географическая структура мировой торговли
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.