Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Товарообменные сделки

Классические формы международной торговли

Формы международной торговли

Лекция 6

В зависимости от товарной специализации экспортных/импортных потоков выделяют международную торговлю:

· готовой продукцией;

· машинами и оборудованием;

· сырьем и полуфабрикатами;

· услугами;

· интеллектуальной собственностью.

Классификация торговых сделок:

- классические торговые сделки;

- товарообменные сделки;

- лизинг

Главное место среди классических форм международной торговли занимают сделки купли - продажи товаров в материально-вещественной форме: продавец обязуется передать товар в собственность покупателя в обусловленные сроки и на определенных условиях, а покупатель обязуется принять товар и уплатить за него согласованную сумму.

Классические торговые сделки в зависимости от каналов сбыта и характера взаимоотношений между сторонами можно разделить на:

а) сделки напрямую

б) посреднические сделки;

в) кооперативные сделки.

а) Сделки напрямую экспортные и импортные операции

Прямой метод основывается на проведении сделок по экспорту/ импорту между продавцом и покупателем, то есть без посредника.

Согласно ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности РФ» от 1995 г. экспортом является «вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории РФ за границу без обязательства об обратном ввозе».

Реэкспорт – форма экспорта, при которой предметом экспорта является такой ранее импортированный товар, который не подвергался в стране – экспортере значительной переработки. Если стоимость дополнительных работ по переработке импортированного товара превышает 50% его новой цены, то такой товар перестает быть реэкспортным, а становится экспортным. Выделяют несколько видов реэкспорта:

· вынужденный – товар не может быть продан на внутреннем рынке;

· спекулятивный – в основном биржевые товары, которые закупаются с целью перепродажи;

· технологический – ранее импортируемый товар входит составной частью в экспортную продукцию компании – экспортера;

· учетный – операции, осуществляемые без завоза товара в страну.

Импорт согласно ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности РФ» от 1995 г. – «ввоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, на таможенную территорию РФ из-за границы без обязательства об обратном вывозе».

Реимпорт – ввоз в страну ранее экспортированного товара, который не подвергался в стране-импортере переработке. Причины реимпорта:

· невозможность продать товар на выбранном для экспорте рынке;

· возврат дефектных товаров для замены;

· возврат непроданных товар по причине банкротства.

Недостатки прямого метода:

· значительное отвлечение кадровых и финансовых ресурсов на организацию собственной экспортной деятельности;

· значительное расширение рутинной и ранее незнакомой работы;

· недостаток коммерческой квалификации и торгового опыта в сфере международной торговли;

· компании-экспортеру приходится принимать на себя все риски.

б) Посреднические сделки осуществляются тремя видами посредников:

1. агенты – им передают определенные права принципалы, что фиксируется в прилагаемой к Международному агентскому соглашению «Доверенности»;

2. брокеры – подыскивают и сводят взаимно заинтересованных продавцов и покупателей;

3. дистрибьютеры – от своего имени и за свой счет заключают договоры купли-продажи, с одной стороны с продавцом, с другой – с покупателем.

В табл. приведена классификация «чистых» типов торговых посредников по критерию «отношение к товару» и форма их вознаграждения:

Отношение к товару агент консигнатор дистрибьютер
Собственность - - +
Распоряжение - + +
Представление + + +
Вознаграждение K [%] K [%], (Po-Pi) (Po-Pi)

Po – выходная цена, цена продажи;

Pi – входная цена, цена покупки;

К – ставка комиссионного вознаграждения.

Сделки осуществляются на основе:

посреднического соглашения - договор, заключенный посредником и принципалом (юридическое или физическое лицо, использующее посреднические услуги товарных агентов, маклеров, брокеров).

Основные разделы посреднических соглашений: определение сторон; определение предмета соглашения; номенклатура товаров и услуг, с которыми поручено работать посреднику; территория, в пределах которой может работать посредник; положение посредника на рынке; форма договорных отношений; взаимные обязательства посредника и принципала и санкции за их невыполнение.

агентского соглашения - имеет отличительную черту, заключающуюся в том факте, что представитель (агент) должен действовать всегда в интересах представляемого.

договора поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные действия. У поверенного большой круг обязанностей: заключение сделки, рекламирование товара, информация о состоянии рынка, цен и прочее.

комиссионной формы отношений – внешнеэкономические организации выполняют комиссионные поручения различных юридических лиц по закупке импортного товара или поставке экспортного товара. Комиссионер заключает сделки от своего лица.

консигнационных сделок – посредник-консигнатор сбывает от своего имени товар, поставленный продавцом-консигнантом на склад посредника. Соглашение подписывается на срок, в течение которого посредник-консигнатор обязуется сбыть определенное количество товара (от 3 до 24 месяцев). Консигнанты обычно занимаются предпродажной доработкой товара для повышения конкурентоспособности. Комиссионные вознаграждения покрывают все расходы.

простых посреднических сделок - осуществляются с участием маклеров или брокеров, которые подыскивают контрагентов по договору с продавцами и покупателями.

дистрибьюторских сделок – посредник-дистрибьютор закупает товары от своего имени и за свой счет и перепродает их от своего имени и за свой счет. Дистрибьютор отличается от простого покупателя или продавца тем, что связан посредническим соглашением, где оговорены все условия. Обязательный элемент дистрибьюторского договора – производитель предоставляет ему монопольное право продажи определенного товара на определенной территории.

Недостатки косвенного метода:

· производитель лишается непосредственного контакта с внешним рынком;

· производитель-экспортер не получает контроля над рынком;

· посредник редко ограничивается работой с одним контрагентом, что снижает его отдачу и пр.

в) кооперативные сделки

Для проведения международных сделок компаниям, которым не хватает своих возможностей, приходится объединяться (примером может служить объединение производителей-экспортеров и транспортно-экспедиторских компаний, осуществляющих основные экспортные функции и выполняющих основную часть экспортного документооборота за производителя). Другим вариантом таких сделок служит вхождение на зарубежный рынок одних компаний на «закорках» других компаний (Zinger сотрудничает с производителями ниток, масел, игл, моделей и выкроек: пиггибэкинг). В настоящее время эта практика трансформируется в создание стратегических бизнес-альянсов.

В некоторых случаях малые и средние компании создают специальный экспортный консорциум, в рамках которого каждая компания сохраняет свою самостоятельность. Международная картель создается с целью поддержания одинаковых для всех участников совместно устанавливаемых условий торговли (квота участника, минимальные цены продажи, условия предоставления коммерческих кредитов покупателям).

 

Классификационные признаки форм встречной торговли:

· степень использования какой-либо валюты при совершении сделок;

· существование/отсутствие какой-либо связи между обмениваемыми товарами;

· природа обмена (непосредственно обмен или компенсация созданного долгового обязательства).

Наиболее часто выделяют 6 основных форм встречной торговли:

· чистый бартер – сделка непродолжительна и ограничена обменом товара на товар;

· клиринговое соглашение – денежных расчетов нет, сделка имеет продолжительный характер и с обеих сторон могут участвовать группы товаров, третьи стороны к сделке не привлекаются;

· свитч – денежных расчетов нет, сделка имеет продолжительный характер и с обеих сторон могут участвовать группы товаров, в урегулировании взаимоотношений экспортера и импортера принимают участие третьи стороны;

· офсет – денежные расчеты предусмотрены, взаимные обязательства не ограничены только двухсторонней закупкой товара;

· встречная закупка – денежные расчеты предусмотрены, экспортер обязан закупить товар у импортера, происхождение товара, закупаемого у импортера, не связано с использованием товара, приобретенного у экспортера;

· байбэк – денежные расчеты предусмотрены, экспортер обязан закупить товар у импортера, закупаемый товар производится импортером с использованием товара, приобретенного у экспортера.

Преимущества встречной торговли:

· получение доступа к новым или сложным рынкам;

· преодоление запретительных мер национального валютного контроля принимающей страны;

· увеличение общего объема продаж;

· порождение долговременного гудвилла (благорасположение).

Недостатки встречной торговли:

· невозможность внутрикорпоративного использования товаров, предлагаемых в обмен импортером;

· долговременные и дорогостоящие переговоры;

· неопределенность и отсутствие информации о будущих ценах;

· транзакционные (дополнительные) издержки;

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Участие России в международной торговле | Методы международной торговли
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1139; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.