Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Формы взаимодействия с работодателем

Лекция №3.

План

1. Виды и структура резюме.

2. Автобиография и эссе: структура и правила написания.

3. Виды и правила тестирования

4. Собеседование как основная форма изучения личности специалиста.

5. Правила самопрезентации при личной встрече и телефонных разговорах.

 

-1-

Резюме – это документ, дающий работодателю краткую положительную и достоверную информацию о кандидате на вакантное рабочее место и служит основой для приглашения на собеседование.

Его еще называют CV (с латыни - линия жизни). Это лист бумаги, становится чрезвычайно важным в процессе поиска работы. Поэтому и выясним основательнее как его писать и искать с его помощью работу.

Цель резюме – заинтересовать работодателя в кандидатуре претендента на вакансию. Резюме составляется для каждого конкретного случая. Резюме желательно подавать с сопроводительным письмом, в котором выражается желание получить то или иное место и объясняется, почему именно вы подходите на данную вакансию.

Резюме можно использовать:

- как источник информации для заполнения форм и анкет;

- как письмо-обращение с целью получения работы;

- во время разговора по телефону с работодателем;

- в качестве вспомогательного средства при подготовке к собеседованию;

- как перечень достижений, который повышает самооценку.

Ваши знания, умения, навыки - товар на рынке труда. Естественно, каждый стремится продать работодателю этот товар на наиболее приемлемых, а лучше просто выгодных для себя условиях. И здесь не обойтись без рекламы ваших возможностей. Резюме как раз и есть та самая реклама, только не толстенный буклет, где изложены все ваши достоинства и преимущества, а тоненький листок с набранным на компьютере текстом, так называемая экспресс-реклама.

Задача такой рекламы, в нашем случае резюме, вызвать к себе интерес, "поймать на крючок" работодателя или представителя кадровой службы и побудить их познакомиться с вами лично. С учетом поставленной задачи и нужно подходить к написанию резюме.

Создание "работающего" резюме, то есть такого, которое позволит работодателю, заинтересованному в сотруднике вашей квалификации, выделить вас из числа прочих претендентов на вакансию, - процесс исключительно трудоемкий, но весьма полезный. Здесь не обойтись без самооценки, критичного анализа того, что вы готовы предложить на рынок труда.

Работа над резюме требует терпения и времени. Не рассчитывайте, что справитесь за один присест. А если возникнут сложности, вспомните, что существует целый ряд кадровых агентств, где квалифицированные специалисты за разумную плату выполнят для вас эту работу.

Фоpмально о pезюме известно все: и стpуктуpа, и фоpма, и содеpжание. Да вот только с гpамотно составленным pезюме, дающим адекватное пpедставление о пpетенденте на вакансию, сталкиваешься, к сожалению, нечасто. А ведь без него, как пpавило, ни к pаботодателю по поводу вакансии не обpатишься, ни в кадpовое агентство.

Не так давно уже сам факт пpедставления инфоpмации о себе в виде pезюме давал соискателю неоспоpимые пpеимущества. На сегодняшний день, на наш взгляд, вплотную встала пpоблема качества pезюме.

Казалось бы, очевидно тpебование об однозначном соответствии содеpжания pезюме вакансии (должности), на котоpую пpетендует соискатель.

Тем не менее сплошь и pядом встpечаются случаи, когда желаемая вакансия и пpфессиональные навыки, указанные в pезюме, мало соответствуют дpуг дpугу. Это особенно хаpактеpно для специалистов, котоpые могут пpетендовать на pазличные вакансии в силу полученного обpазования и имеющегося пpофессионального опыта.

Конкpетный пpимеp. Кандидат пpетендует на вакансию "исполнительный диpектоp", а сpеди основных пpофессиональных навыков называет "ведение pублевых и валютных счетов". Как ни кpути, в кpуг обязанностей диpектоpа эти навыки впpямую никак не вписываются. Для ведения счетов существует бухгалтеp. И потому сpазу возникают вопpосы об оpганизационной стpуктуpе фиpмы, где пpишлось тpудиться соискателю, его должностных обязанностях, а по большому счету - о возможности его использования на должности исполнительного диpектоpа. Пpи указании же этих навыков как дополнительных pезюме пpиобpетает необходимые качества. Работодателю видно, что соискатель кpоме обязательных для заявленной должности оpганизационно-упpавленческих навыков обладает познаниями в бухгалтеpском учете. И это явное пpеимущество.

Все еще появляются pезюме, в котоpых в pазделе, касающемся пpедполагаемой вакансии, соискатель пpедлагает себя одновpеменно в качестве кандидата на несколько функционально не связанных между собой должностей (напpимеp, инженеp-констpуктоp, менеджеp по пpодажам, пеpсональный водитель). Даже если пpетендент на вакансию имеет pеальные основания для таких пpитязаний, на каждую вакансию целесообpазно пpедставить отдельное pезюме. Пpи этом не стоит забывать наpодную мудpость: "За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь".

Особый pазговоp - pезюме молодых специалистов без опыта или почти без опыта pаботы. Такие pезюме гpешат исключительным лаконизмом изложения и особым вниманием к офоpмлению, поскольку многие совpеменные выпускники "на ты" с компьютеpом. Пpактика позволяет сделать вывод, что чаще всего и в этом случае удается подготовить "pаботоспособное" pезюме, котоpое вполне может заинтеpесовать pаботодателя. В pезюме выпускника уместно пpивести

пеpечень основных пpедметов с оценками (если есть чем похвастаться),

названия куpсовых и дипломной pабот.

Кpоме того, как пpавило, молодой человек или девушка к моменту окончания высшего или сpеднего учебного заведения где-то подpабатывали либо пpоходили пpеддипломную пpактику. Такая инфоpмация тоже пpедставляет интеpес для pаботодателя.

Резюме - опеpативная pеклама. Вам может понадобиться в зависимости от имеющейся вакансии выделить те или иные пpофессиональные и личные качества. Поэтому мы pекомендуем составлять pезюме по так называемому модульному пpинципу. Вы должны стpемиться так сфоpмулиpовать свои возможности и пpитязания, чтобы, как в детском констpуктоpе, можно было пpи необходимости пpактически безболезненно что-то поменять местами, выбpосить или, наобоpот, вставить.

Еще pаз подчеpкнем, что пpактически не бывает хоpошего "унивеpсального" pезюме. Задача соискателя - не загадывать загадки pаботодателю, а четко и внятно изложить, какие знания и пpфессиональные навыки позволяют ему пpетендовать на имеющуюся вакансию.

Резюме есть двух типов - хронологические и профессиональные.

В хронологическом резюме особое внимание обращают на опыт работы и достижения на конкретных местах. Такое резюме целесообразно составлять претендентам с солидным и успешным опытом работы.

Профессиональное резюме направлено на разъяснение профессиональных способностей, знаний и других качеств претендента. Такое резюме можно писать претендентам с небольшим опытом работы, без опыта, но хорошим образованием. Составление упомянутого резюме возможно, если Вы хотите получить должность, на которой не работали раньше, но четко представляете себе функции, или, может, выполняли их по совместительству. Кроме того, по объему резюме не может превышать двух страниц.

Основные требования к написанию резюме:

- излагать информацию лаконично, конкретно, правдиво;

- описывать в резюме только положительные качества;

- указывать только ту информацию, которую можно полностью подтвердить;

- не допустимы орфографические, грамматические ошибки и опечатки;

- не следует использовать любых аббревиатур, терминов;

- письмо должно быть составлено в привлекательной форме, легкой для восприятия;

- отбирайте под специальный запрос только нужную информацию. Вряд ли претенденту поможет перечисление всех многочисленных курсов, которые он закончил, но не применял полученные в практической деятельности, и они никак не связаны с будущей работой (так же, как и перечисления вообще всех работ, выполненных в течение профессиональной жизни);

-  передавая резюме по факсу, укажите ваши координаты несколько раз, чтобы в случае сбоев вероятность сохранения возможности контакта с Вами была выше;

-  Пишите резюме на языке, который указан в объявлении. Если прямых или косвенных указаний нет, используйте тот язык, которым легче общаться. Составив резюме на иностранном языке, будьте готовы провести ней и развернутое интервью.

Структура резюме:

1. Фамилия, имя, отчество

2. Основные личные данные

Дата рождения, домашний адрес, телефон.

3. Цель поиска работы

Необходимо указать желаемую должность.

4. Образование и профессиональная подготовка

Необходимо перечислить все учебные заведения, курсы которые заканчивались, полученные специальности. Выпускникам и студентам из-за отсутствия опыта работы необходимо уделить особое внимание заполнению этого раздела.

5. Опыт работы

Подается в возвратно-хронологическом порядке (сначала указывают последнее место работы), упор делается на важнейшей информации. Надо указать дату приема и увольнения с предыдущего места работы, название организации, сферу деятельности организации, должность, функциональные обязанности. Следует избегать пробелов в трудовой деятельности. Если на каком-то промежутке времени трудовая деятельность была очень насыщенной, следует сделать обобщающий отчет.

6. Дополнительная информация

Содержит такие сведения как знание языков, умение пользоваться компьютером, деловые качества, наличие водительских прав и т.д. Хобби следует упоминать только в том случае, когда оно тесно связано с желаемой работой.

Отмечают также, что в случае необходимости будут предоставлены рекомендации.

7. Дата составления резюме (текущая дата).

Не нужно помещать в резюме:

Трудовую биографию полностью, поскольку работодателя интересуют только последние 3-5 мест работы за последние 5 лет, физические данные; данные частной жизни; причины увольнения с предыдущей работы; требования к заработку.

Приведем несколько типичных ошибок при составлении резюме:

 Слишком объемное резюме.

 Рукописный резюме.

 Резюме с лишней информацией.

 Резюме, что есть выпиской из трудовой книжки.

 Небрежно и неграмотно составленные резюме.

 Не используйте местоимение "Я".

 Не указывайте в резюме Ваши физические данные.

 Не наклеивайте на резюме свою фотографию (особенно "хорошо" будете выглядеть, если перешлете резюме по факсу).

 Не пишите в резюме причины увольнения с работы.

 Не выносите в резюме требования к зарплате

 Неуместно называть имена людей, которые могли бы дать Вам рекомендацию (но список таких людей подготовьте, чтобы иметь на собеседование, при этом предварительно поговорите с ними и заручитесь их поддержкой).

Если вам не удается преодолеть противоречия на уровне текста резюме (например, требуют объяснения перерыва в работе, причины, по которым оставлена престижная, с точки зрения внешних оценок, работа и др.), используйте такую возможность, как сопроводительное письмо.

Сопроводительное письмо - важная характеристика Вашего профессионализма. Он формирует у потенциального работодателя Ваш профессиональный образ и дает много информации о соискателя. Читая Ваше письмо, работодатель сосредотачивается на ряде важных для себя аспектов. И поэтому сопроводительного письма Вы должны написать, чтобы выполнить свою главную функцию.

Задания сопроводительного письма:

- убедить потенциального работодателя прочитать Ваше резюме.

- убедить работодателя в том, что именно Вы будете чрезвычайно полезными для его компании.

- убедить в Вашем умении писать важные деловые бумаги, таланте общения и налаживания отношений.

При написании сопроводительного письма придерживайтесь определенных требований.

1. Сопроводительное письмо - это лаконичный способ убеждения.

2. Резюме не предусматривает “вольностей”, поэтому именно сопроводительное письмо является тем документом, который дает возможность объяснить, почему Вы оставили последнее рабочее место, “нестыковки” в резюме, то, почему Вы обратились в эту компанию и каковы ваши профессиональные качества будут особенно полезны. Все это повышает Ваши шансы быть приглашенным на собеседование.

3. Сопроводительное письмо - это деловой документ. Умение написать такое письмо, правильно выражать мысли, составлять убедительные предложения позволит вам еще до собеседования продемонстрировать работодателю свои профессиональные качества. Не воспользоваться этим - большой грех.

4. Напишите, откуда Вы узнали о вакансии. Не поленитесь узнать имя того, кто будет читать письма, и вынесите в первой строке. Чаще вспоминайте название компании, не пишите общих слов и не указывайте неконкретные проекты, что Вы их как бы то совершили. Относительно последнего, то вообще побольше конкретного.

5. Напишите то, что Вы знаете об этой компании.

6. Напишите, что именно Вас интересует в компании и почему Вы хотите работать в ней.

7. Пишите о том, чего Вы хотели бы достичь, работая в компании.

8. Пишите, какие конкретные профессиональные черты позволяют добиться реализации обозначенных задач.

9. О предыдущих работодателей откликайтесь только положительно, а причину, по которой Вы оставили предыдущее место работы, связывайте с стремлением к профессиональному росту, которое стало практически невозможным.

10. Укажите контактную информацию, когда Вы готовы приехать на собеседование.

И еще одно. Объем письма не должен превышать 2000 знаков, включая пробелы.

-2-

Правильно составленная автобиография для поступления на работу - это всего лишь более обширное резюме. Работодатель хочет знать о вас больше и всегда иметь под рукой эту информацию. В частности, потенциального руководителя интересует та среда, в которой вы росли, воспитывались и формировались как личность.

Задача остается прежней - показать, что эта вакансия ваша, и лучшего кандидата на нее не найти. Поэтому автобиография - это ваш инструмент, такой же. как и резюме. Остается лишь правильно его настроить. Обращаясь к маркетинговой терминологии, резюме можно сравнить с рекламным роликом, а автобиографию уже с работой грамотного продавца-консультанта. Чувствуете разницу?

Начнем с универсальных правил написания автобиографии.

1. Для каждого работодателя пишите отдельную автобиографию. Нет. я не призываю врать и подтасовывать факты. Я говорю о расстановке акцентов.

Например: молодая барышня ищет работу и должна написать автобиографии для вакансий офис-менеджера в международный холдинг и личного помощника директора по маркетингу на российском предприятии. Вопрос: в какой автобиографии она отдельным абзацем должна написать о том. что успешно закончила курсы английского языка? А где не пригодится ее английский, зато очень поможет опыт работы в рекламном агентстве?

2. Не пишите всё. Никому не интересны имя вашей кошки, темы всех рефератов в вузе, персональные данные прапорщика в армии, кружок кройки и шитья в школе.

3. Все сомнительные факты и события вашей жизни либо вообще не упоминайте, либо пройдитесь по ним вскользь. Вы точно имеете право не писать о погашенной судимости, внебрачных детях и тому подобных эпизодах.

4. Не врите. Службы безопасности проверяют данные потенциальных работников.

Работодатель может затребовать автобиографию по одной из трех форм:

1. Анкета. Самая простая автобиография. Вы получаете листка с вопросами и отвечаете на них. Самому выдумывать ничего не надо.

2. Свободная форма. Пишете сами, но без фанатизма, только сухие факты. Над этим вариантом мы и будем работать.

3. Автобиография-эссе. Вариант для продвинутых. Здесь от вас требуется не только жизнеописание, но и ответ на какой-нибудь вопрос. Например, могут попросить написать, почему именно вы подходите на эту вакансию.

Если дошло до автобиографии-эссе, то одно из двух. А - вы претендуете на такую должность, что сами в состоянии связать несколько предложений в текст (копирайтер. журналист, контент-райтер, арт-директор и т.п.). Б - работнику отдела кадров скучно на работе. Второе? Статья Сопроводительное письмо к резюме вам поможет, возьмите текст оттуда и склейте с автобиографией, написанной в свободной форме.

А теперь, наконец, к тому, как написать автобиографию.

Начинаем с даты и места рождения.

Семья. В идеале это родители, но если в вашем воспитании ключевые роли сыграли другие люди, пишите как есть. Положительные факты о них будут плюсом: дедушка-участник войны, тетя-доктор наук и т.п. Упомяните об этом коротко. Если ваши родители живут и здравствуют, укажите место их проживания. Достаточно будет города.

Образование: сначала школа. Здесь задерживаемся ненадолго. Само собой, золотая медаль, места в городских (областных, всероссийских, международных) олимпиадах, математический класс и т.п. заслуживают внимания. Результаты ЕГЭ оставьте в прошлом, в автобиографии им не место.

Колледж, вуз или другое учебное заведение. Это уже места, определяющие профессию, поэтому нужно написать подробнее: название, факультет, полученную специальность. Не забывайте о тех же олимпиадах и тому подобных мероприятиях. Здесь можно указать, что вы занимались общественной жизнью факультета (если это правда, конечно). Например, были профоргом курса.

Служба в армии. Мужчины, пишите здесь все: где служили и когда, в каком звании закончили службу, какую специальность получили в армии. То же касается военных сборов и вашей военно-учетной специальности.

Карьера. Если в резюме рекомендуется указывать лишь последние три места работы, начиная с последнего, то в автобиографии - все, начиная с самого первого, в хронологическом порядке. Коротко пишем, когда работали и кем. упоминаем о достижениях (если они были), почему уволились. Здесь, как нигде, важен принцип разумности: трижды подумайте, какие акценты расставить, а по чему пройтись вскользь.

Снова семья, теперь уже ваша. Муж (жена), его или ее год рождения, место работы. Дети - количество, пол и возраст.

Общественная жизнь, спортивные достижения - все это заслуживает упоминания, но не более того.

Вот и все. Не забудьте расположить информацию в хронологическом порядке. Вновь напоминаю, что под каждого работодателя пишется своя автобиография, максимально приближенная к биографии идеального кандидата именно на эту должность.

Если работодатель не предъявит собственных требований к оформлению вашей автобиографии, набирайте ее читабельным шрифтом, без большого количества выделений курсивом и полужирным. Начните, как и резюме, с фамилии-имени-отчества, но в п одзаголовок вынесите слов о «А втобиография»

Эссе – небольшое по объему прозаическое произведение, что выражает мнение и видение автора на определенную тему и не претендует на полное освещение проблемы.

Эссе иногда применяется при приеме на работу, так как позволяет оценить зрелость личности автора, его чувств, а также степень своеобразия мыслей и проведение человека.

Определяющими чертами эссе, как правило, есть незначительный объем, четкое определение проблемы, авторский анализ и выводы, обобщающие мнению автора в подчеркнуто свободном, субъективном ее толковании. Как правило, эссе выражает новое, субъективное слово о нечто.

Целью написания эссе являются:

- диагностика продуктивной, творческой составляющей познавательной деятельности студента, который предусматривает анализ информации, его интерпретацию, построение соображений, сравнение фактов, подходов и альтернатив, формулировка выводов, личную оценку.

- формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда;

- развитие морально-волевых усилий;

- формирование у выпускника (студента) потребности непрерывного самостоятельного пополнения знаний как необходимого условия профессионального становления.

Структура эссе.

- Название (хорошая и интересная, целесообразно не более 10 слов).

- Вступление (определение сущности ситуации, которая позволила изменить проблему на лучшее, обоснование выбора проблемы - ориентировочно - один-два абзаца).

- Основная часть (раскрытие ситуации, используя тезисы и аргументы).

Мысли автора эссе проблемы излагаются в форме коротких тезисов. Мысль должна быть подкреплена доказательствами - поэтому за тезисом следуют аргументы. Аргументы - это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Аргументы должны быть логично и стилистически связаны между собой. Целесообразно приводить два аргументы в пользу каждой тезисы. (В основной части 3-4 тезисы).

- Заключение (обобщения и выводы, грунтуются на приведенных выше аргументов).

(Во введении и заключении нужно сосредоточить внимание на проблеме (во вступлении она относится, в заключении - резюмируется мнение автора).

- Список использованных источников.

Эссе следует писать на белой бумаге стандартного формата А4 и сшить.

Объем эссе определяется умением автора кратко и исчерпывающе раскрыть тему: показать актуальность рассматриваемых вопросов, раскрыть его содержание, оценить его освещения в специальной литературе и решения на практике, представить самостоятельное видение проблемы вопрос, сделать выводы и обосновать собственные предложения согласно выбранного подхода, стиля и т.д.

Обязательно наличие иллюстраций - таблиц, схем, графиков, диаграмм и т.д. Список использованной литературы (не менее 5-и источников) оформляется в соответствии с действующими правилами.

Требования к написанию эссе:

- Максимальный объем - 3 страницы печатного текста.

- Язык: украинский

- Выражения мнений и личного отношения автора к выбранной проблемы

- Четкость, последовательность и логичность высказываний

- Нестандартные, позитивные идеи

- Эстетичный вид работы

- Грамотность написания текста.

 

-3-

Все чаще для отбора персонала применяют тесты. В чем-то это повышает объективность отбора: всем кандидатам предлагаются одинаковые задания, предоставляются равные условия и отводиться одно и то же время. У большинства тестов есть достаточно объективная шкала оценок. Для организации то же удобно: можно усадить, скажем, выполнять письменный тест большую группу людей одновременно. Это позволяет значительно экономить время и силы, особенно в тех случаях, когда число кандидатов на данную вакансию велико. Такой тест может служить для предварительного отсеивания.

В некоторых случаях (например, это практикуется при найме государственных служащих в США) тесты применяются как некоторый обязательный барьер, требующий предъявление определенного минимума знаний, без которого человек не может быть допущен к государственной службе. Более того, провалившийся на этом испытании не имеет права проходить его повторно ранее, чем через полгода.

Тесты, используемые при приеме на работу, в основном представляют собой наборы заданий, предназначенные для выявления уровня интеллекта или свойств личности, отношения человека к тем или иным ситуациям, позволяющее выявить его профессиональные склонности, умение быть лидером и работать с людьми, проверить какие-то профессиональные навыки или способности к обучению. Тесты могут измерять уровень знаний (умение считать, грамотность, словарный запас и т.п.)

Следует отметить, что выявление личностных качеств нельзя считать тестами в том смысле, что здесь нет верных и неверных ответов, что здесь не может быть набранных очков и лучшего результата. Здесь можно говорить лишь о том, что тому или иному виду деятельности более соответствует определенный тип личности. То же в полной мере относится и к выявлению склонностей и интересов. Иногда при отборе работников применяются тесты, разработанные для психодиагностической и консультационной практики. Но для таких целей эти тесты не очень надежны, поскольку часто легко сообразить, какой ответ будет больше подходить к искомой вакансии.

Тесты при приеме на работу бывают устными и письменными. Письменные тесты обычно используются на начальном этапе, когда кандидатов на пост несколько, и помогают провести первоначальный отсев.

Письменные тесты можно разделить на следующие типы:

- интеллектуальные тесты (например, тест Айзенка)

- личностные тесты

- квалификационные тесты

- простейшие тесты

Интеллектуальные тесты при приеме на работу служат для определения общего уровня интеллекта кандидата, его способностей к логическому мышлению и содержат числовые, пространственные и словесные задачи. Иногда такие тесты составляются с привязкой к конкретной профессии или направления деятельности.

Тесты на общий уровень интеллекта (IQ) содержат словесные, числовые и пространственные задания. В неоднократно издававшихся на русском языке книгах Г. Айзенка приведены наборы как смешанные (с заданиями всех трех типов), так и полностью посвященные каждому из этих типов. Ниже приведены примеры заданий.

Интеллектуально-структурный тест Амтхауэра состоит в определении уровня и структуры интеллекта по 9 составляющим, причем полученный испытуемым результат сравнивается с идеальным математическим и идеальным гуманитарным профилем, а также с идеальной структурой интеллекта по 49 профессиям, при этом принимается во внимание и возраст испытуемого. При практическом использовании этот тест позволяет сравнивать между собой кандидатов и без использования блока привязки к профессиям.

Если речь идет о тестах на интеллект, важно быть собранным и внимательным. Ни в коем случае не зацикливайтесь на каком-то одном вопросе, особенно в начале работы. Как правило, следует пропустить трудный вопрос и вернуться к нему, если останется время. Учтите, что иногда бывают вопросы, нарочно сбивающие с толку, бывают вопросы, вообще не имеющие решения, бывают ошибки и опечатки, делающие вопрос бессмысленным. Количество заданий может быть заведомо больше того, что можно выполнить за отведенное время. Ни в одном из этих случаев не позволительно впадать в панику. Делайте все, что сможете. Этого может оказаться более чем достаточно.

Личностные тесты при приеме на работу обычно имеют дополнительный вспомогательный характер. Определенные личностные качества кандидата могут быть важны для конкретного вида деятельности, хотя и не является основным критерием отбора. При желании можно разглядеть основу того или иного вопроса и ответить "как надо", но в процессе работы в коллективе ложь с большой долей вероятности откроется.

Личностные характеристики и психологические портреты имеют вспомогательный характер при выборе кандидата, но некоторые должности заведомо требуют определенных черт характера. Например, тот, кто должен приветствовать публику, должен быть жизнерадостным, иметь живой характера и заразительное дружелюбие. Большое значение имеет психологическая совместимость в коллективе, особенно когда люди должны работать в тесном контакте или даже находится длительное время постоянно вместе (космические полеты, экспедиции и т.п.)

Личностные тесты не очень часто применяются за рубежом при приеме на работу по следующим причинам:

во-первых, существуют довольно жесткие законы против любой дискриминации и против попыток вторгаться в частную жизнь. Например, попытки использовать графологию для определения характера при приеме на работу во многих станах признаны незаконными;

во-вторых, опросники недостаточно надежны. Если от вас хотят скрыть склонность к алкоголю или нежелание вставать по утрам, то это элементарно делается. Неглупый человек во многих случаях легко сообразит, какой из ответов более благоприятен для получения данной работы и ответит соответственно с этим, а не с истинным своим предпочтением.

Если речь идет о личностных опросниках, то тут нет и не может быть правильных или неправильных ответов. Можно, конечно, обмануть, как уже было сказано выше, ответив не так, как есть на самом деле, а как было бы лучше для искомой должности. Но наилучшей политикой здесь опять-таки будет естественное поведение и честность. Подумайте, какие личные качества существенно важны для данной должности, и оцените, насколько они вам свойственны. Если вы убеждены, что необходимые качества у вас есть, то это идеальный вариант. Если вы готовы и можете их выработать, то можно выдать желаемое за действительное. Но, если нужно, как говорилось в нашем примере, приветствовать публику, а вы человек угрюмый и нелюдимый, чувствующий себя неуютно при большом скоплении народа, то стоит ли пытаться обманом заполучить такую работу.

Квалификационные тесты при приеме на работу помогают оценить уровень профессиональных знаний и навыков кандидата. С помощью квалификационного теста можно определить, например, уровень владения ПК или знания иностранных языков. Многие компании разрабатывают собственные квалификационные тесты, учитывающие их специфику работы.

Квалификационные тесты для оценки уровня профессиональных знаний и навыков позволяют произвести отсев и первоначальное ранжирование кандидатов. Например, ряд зарубежных фирм в Москве применяет специальный тест для того, чтобы оценить насколько бухгалтеры владеют системой GAAP. Широко известно, что для проверки уровня владения английским языком, предлагается тест TOEFL (Test for English as a Foreign Language).

Кстати, многие организации не полагаются на покупные тесты, а разрабатывают свои собственные. Это позволяет, во-первых, повысить надежность за счет недоступности для предварительного ознакомления и, во-вторых, "индивидуальный пошив" позволяет учесть все конкретные специфические особенности данной организации и данных должностей.

За рубежом квалификационные тесты разнообразны и широко распространены. У нас тоже в некоторых организациях применяются тесты для оценки профессиональных знаний (например, в области финансов и бухгалтерии)

RELTA – это квалификационный тест для определения уровня профессионального владения английским языком по шкале ИКАО. Тест был разработан специалистами RMIT English Worldwide, Австралия. Существуют две разновидности теста – для пилотов и для авиадиспетчеров.

Тест RELTA проводится аккредитованными экзаменаторами в аккредитованных центрах тестирования.

Чтобы сдать тест RELTA, необходимо связаться с ближайшим центром тестирования, узнать дату, когда можно пройти тестирование, и зарегистрироваться на тест, для чего необходимо сообщить сведения о себе, включая номер свидетельства пилота/авиадиспетчера.

Тест состоит из двух частей – Listening (40 минут) и Speaking (25 минут). Обе части сдаются в один день.

Результаты оцениваются в соответствии со следующими критериями 6-уровневой шкалы ИКАО: произношение, грамматика, словарный запас, беглость речи, взаимодействие, понимание. Самая низкая оценка по любому из критериев и определяет общий уровень владения языком. Другими словами, если кандидат получает оценку 4 по пяти критериям и оценку 3 по шестому критерию, общий уровень владения языком будет третий.

При себе необходимо иметь паспорт и свидетельство пилота/авиадиспетчера, а также ручку или карандаш. Использование словарей, мобильных телефонов, собственных записей во время тестирования запрещено.

По результатам тестирования выдается Свидетельство о прохождении квалификационного тестирования RELTA с указанием сведений о кандидате и продемонстрированного им уровня владения английским языком. На основании этого документа в свидетельстве пилота в разделе «Особые отметки» делается соответствующая запись.

4-й уровень владения английским языком нужно подтверждать через 3 года, 5-й уровень – через 6 лет, 6-й уровень не требует подтверждения.

Тестирование можно пройти повторно, но не ранее, чем через три месяца.

Простейшие тесты при приеме на работу используются для тестирования кандидатов на низкие должности и сочетают в себе тест на интеллект и тест на квалификацию. Задача у них обычно простые, тестируются навыки восприятия и переработки информации, умение выполнять простейшие операции.

Иногда при тестировании кандидатов на низшие должности могут специально применяться упрощенные задания, предназначенные для отсева кандидатов, неспособных выполнять самые простые операции по восприятию и обработке информации или не имеющих элементарных профессиональных навыков.

Процедура тестирования может выглядеть следующим образом:

1.Кандидатов усаживают лицом к сотруднику, проводящему тестирование.

2.Всем раздают необходимые принадлежности: тесты с вопросами и заданиями, карандаши, ластики, бланки для ответов и т.п.

3.Сотрудник рассказывает о назначении теста и объясняет правила его проведения.

4.Сотрудник зачитывает инструкцию к тесту. Иногда инструкция вручается каждому в напечатанном виде. В этом случае инструкцию могут и не зачитывать вслух, а предоставить каждому возможность прочесть ее самостоятельно. Чтение инструкции иногда включает во время. отводимое для теста, а иногда не включают.

5.Часто перед заданием предлагается пример выполнения заданий такого типа. Цель примеров - обеспечить понимание задания во избежание недоразумений.

6.Как правило, кандидатам разрешается задавать вопросы, поэтому обязательно уточняйте то, что вам не до конца ясно. Не стесняйтесь задавать вопрос, сколь тривиальным бы он вам не казался. Ваш девиз - спрашивай, хуже не будет!

7.В большинстве случаев на тест отводят строго определенное время, по истечении которого тестирование немедленно прерывается.

8.Полученные от вас ответы обрабатываются. Иногда вас могут ознакомить с результатами обработки, но это необязательно.

Что можно посоветовать тем, кому предстоит проходить тестирование?

Очень полезно потренироваться. Представьте себе, что вам с друзьями предстоит участвовать в соревновании по смене колеса автомобиля в кратчайшее время. Если вы потренируетесь накануне, вы будете действовать слажено, без ошибок и суеты. Ваши шансы на победу, безусловно, возрастут. Тренировка может повысить ваши возможности в любой сфере деятельности, в том числе и в прохождении тестов, применяемых при приеме на работу. Насколько именно вам удастся улучшить свои результаты зависит и от того, насколько много вы тренировались, насколько близок тренировочный материал к настоящему тесту, имеется ли у вас опыт прохождения отборочного тестирования. Очень сильно отражается на результате тестирования мотивация. Важными составляющими успеха являются не только ваши знания, навыки и способности, но и то насколько вы стараетесь, насколько вы уверены в себе.

В некоторых случаях улучшение, которого можно достигнуть с помощью тренировки не так уж велико. Важно, каков ваш исходный уровень. Если вы достаточно подготовлены, чтобы преодолеть данный тест, то тренировка может лишь несколько улучшить ваш результат (увеличить набранные очки). Если вы совершенно не готовы к тесту данного уровня и ваш результат чрезвычайно низок, то одна лишь тренировка не сможет помочь вам преодолеть преграду. Но если (что бывает чаще всего) до заветного проходного балла вы недотягиваете лишь несколько очков, то тренировка весьма вероятно решит эту проблему.

Как правило, если вам предстоит тестирование, то вам заранее скажут, какого рода тест вас ожидает. Если сумеете, попробуйте выяснить это у тех, кто проходил тестирование в этой организации до вас. Если же выяснить ничего не удается, не драматизируйте ситуацию. Здесь на первый план выходит правильный психологический настрой.

Бессонная ночь непосредственно перед тестированием в лихорадочных поисках дополнительной информации обычно приносит только вред. Гораздо важнее - полноценно отдохнуть и как следует выспаться.

 

-4-

Собеседование с работодателем является основным методом отбора кандидатов при устройстве на работу. Успех или неудача зависит как от профессиональных характеристик (образование, опыт, квалификация и т.д.), так и от того, как себя зарекомендует соискатель на собеседовании. Бесспорно, это самый волнующий этап в поиске работы. Порой, даже очень уверенные в себе люди испытывают самый настоящий мандраж, подходя к дверям своего потенциального работодателя. И это проявляется тем сильнее, чем желаннее работа, чем «круче» фирма и чем меньше у вас опыта в подобного рода общении.

Типы собеседований:

1. Предварительное собеседование – общение с работодателем по телефону с целью первичного выявления соответствия претендента требованиям вакансии.

2. Первое и второе собеседование. Первое – проходит с представителем отдела кадров или агентства по подбору персонала, цель такая же, как и предварительного собеседования. Второе – непосредственно с тем, кто принимает окончательное решение о трудоустройстве.

3. Собеседование с представителями рекрутинговых агентств для предоставления заказчику списка кандидатов на собеседование с работодателем.

4. Собеседование, проводимое комиссией. Этот вид собеседований используется корпорациями, государственными органами власти.

5. Групповое собеседование. Этот вид собеседований практикуют некоторые компании для выбора одного или нескольких работников из группы претендентов.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Законодавство з питань трудового права | Подготовка к собеседованию. Даже если у вас уже есть немалый опыт поиска работы, не следует забывать, что к каждому новому собеседованию необходимо подготовиться
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1527; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.