Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика анализа качества продукции

Важным показателем деятельности промышленных предприя­тий является качество продукции. Его повышение — одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произве­денной продукции независимо от ее вида и назначения:

• удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;

• удельный вес продукции высшей категории качества;

• средневзвешенный балл продукции;

• средний коэффициент сортности (отношение стоимости про­изведенной продукции к ее стоимости по ценам первого сорта);

• удельный вес аттестованной и не аттестованной продукции;

• удельный вес сертифицированной продукции;

• удельный вес продукции, соответствующей мировым стан­дартам;

• удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в вы­сокоразвитые промышленные страны.

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции ха­рактеризуют одно из ее свойств:

• полезность (жирность молока, зольность угля, содержание

железа в руде, содержание белка в продуктах питания);

• надежность (долговечность, безотказность в работе);,

• технологичность, т.е. эффективность конструкторских и тех­нологических решений (трудоемкость, энергоемкость);

• эстетичность изделий.

Косвенные показатели — это штрафы за некачественную продук­цию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др.

Первая задача анализа изучить динамику перечисленных по­казателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку работы предприятия по достигнутому уровню каче­ства продукции.

По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (конди­ции) в общем объеме производства, средний коэффициент сортно­сти, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях. При оценке выполнения плана по первому показателю фактическую долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества — с данными прошлых периодов.

Средний коэффициент сортности можно найти отношением сто­имости продукции всех сортов к возможной стоимости всей продук­ции по цене первого сорта:

∑ (VВПi · Цi )

Ксорт = ----------------------

VВПобщ · Ц

Вторая задача анализа определить влияние качества продук­ции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товар­ной продукции (ΔВП), выручку от реализации продукции (ΔВ) и прибыль (ΔП). Расчет производится следующим образом:

ΔВП = (Ц1 – Ц0) · VВПi

ΔВ = (Ц1 – Ц0) · VРПi

ΔП = [ (Ц1 – Ц0) · VРПi ] - [ (С1 – С0) · VРП1 ]

Где Ц0 и Ц1 - цена изделия соответственно до и после изменения качества;

Со и С1 - уровень себестоимости изделия соответственно до и после

изменения качества;

VВПi - количество произведенной продукции повышенного качества;

VРП1 - объем реализации продукции повышенного качества.

Если предприятие выпускает продукцию по сортам и произош­ло изменение сортового состава, то вначале необходимо рассчитать, как изменились средневзвешенная цена и средневзвешенная себе­стоимость единицы продукции, а затем по приведенным выше ал­горитмам определить влияние сортового состава на выпуск товар­ной продукции, выручку и прибыль от ее реализации.

Расчет влияния сортового состава продукции на объем ее про­изводства в стоимостном выражении можно произвести способом абсолютных разниц: изменение удельного веса по каждому сорту (ΔУдi) нужно умножить на цену соответствующего сорта (Цi), ре­зультаты сложить. Полученное изменение среднего уровня цены надо умножить на общий фактический выпуск данного вида про­дукции в натуральном выражении (VВПобщ1):

ΔЦсорт = ∑ (Δ Удi · Цi0)

ΔВПсорт = ΔЦсорт · VВПобщ1

Аналогично определяют изменение среднего уровня себестои­мости изделия за счет изменения сортового состава (ΔСсорт):

ΔСсорт = ∑ (ΔУдi · Сi0)

После этого можно определить влияние изменения сортового состава на сумму прибыли:

ΔПсорт = (ΔЦсорт – ΔСсорт) · VРПобщ1

где ΔЦсорт - изменение среднего уровня цены за счет сортового

состава;

ΔС — изменение среднего уровня себестоимости изделия за

счет сортового состава;

VРПобщ1- фактический общий объем реализации продукции

отчетного периода в натуральном выражении.

Подобные расчеты делают по всем видам продукции, по кото­рым установлены сорта, и результаты обобщаются.

Косвенным показателем качества продукции является брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями). Выпуск брака ведет к повышению себестоимости продукции, уменьшению объема товарной и реализованной продукции, снижению прибыли и рентабельности.

В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товарной продукции, оп­ределяют потери от брака. Например:

тыс. руб.

1. Себестоимость забракованной продукции 500

2. Расходы по исправлению брака 80

3. Стоимость брака по цене возможного использования 150

4. Сумма удержаний с виновных лиц 10

5. Потери от брака (п. 1 + п. 2 - п, 3 - п. 4) 420

Для определения потерь товарной продукции необходимо поте­ри от брака умножить на фактический уровень рентабельности.

Затем изучаются причины понижения качества и допущенного брака продукции по местам их возникновения и центрам ответ­ственности и разрабатываются мероприятия по их устранению. Основными причинами понижения качества продукции являются:

плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации производства, недостаточно высокий уровень квалификации рабо­чих, качество оборудования, аритмичность производства и др.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Анализ положения товаров на рынках сбыта | Разработка мер по повышению конкурентоспособности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3214; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.