Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика анализа показателей рентабельности предприятия

Рентабельность — это относительный показатель, характеризу­ющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности ха­рактеризуют эффективность работы предприятия в целом, доход­ность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.). Они более полно, чем при­быль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с налич­ными или потребленными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной по­литике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

1) показатели, характеризующие окупаемость издержек произ­водства и инвестиционных проектов;

2) показатели, характеризующие рентабельность оборота;

3) показатели, характеризующие доходность капитала и его час­тей.

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) (Rз) исчисляется путем отношения прибыли от реализа­ции (Прп) к сумме затрат по реализованной продукции (3рп):

Rз = Прп / 3рп

Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, по отдельным его сегментам и видам продукции.

Аналогично определяется окупаемость инвестиционных проек­тов: полученная или ожидаемая сумма прибыли от проекта относит­ся к сумме инвестиций в данный проект.

Рентабельность оборота (коммерческая маржа) (Rоб) рассчиты­вается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг на сумму полученной выручки (В). Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот по­казатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции:

Rоб = Прп / Врп

Рентабельность (доходность) капитала исчисляется отношени­ем балансовой или чистой прибыли к среднегодовой стоимости все­го инвестированного Капитала ( KL ) или отдельных его слагаемых:

собственного (акционерного), заемного, перманентного, основно­го, оборотного, операционного капитала и т.д.:

Общая сумма прибыли до налогообложения

(или сумма чистой прибыли)

R KL = ---------------------------------------------------------------------------

Среднегодовая сумма капитала (или отдельных его частей)

В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конку­рентами, после чего определить факторы, формирующие их уро­вень.

Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка:

• изменения структуры продаж;

• уровня себестоимости реализованной продукции;

• средних цен реализации.

Факторная модель этого показателя имеет вид:

П рп f (VРП общ • Уд i • Ц i • С i)

Rз = ----- = --------------------------------- (1)

З рп f (VРП общ • Уд i • С i)

Расчет влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно выполнить спосо­бом цепной подстановки поданным табл. 6.2 и 6.3:

П 0 (при VРП общ 0 , Уд i 0, Ц i 0, С i 0)

R 0 = -------------------------------------------------- =

З 0 (при VРП общ 0, Уд i 0, С i 0)

= ---------- • 100 = 22,8 %

П усл 1 (при VРП общ 1 , Уд i 0, Ц i 0, С i 0)

R усл 1 = ------------------------------------------------------ =

З усл 1 (при VРП общ 1, Уд i 0, С i 0)

15477 • 0,9

= ---------------- • 100 = 22,8 %

67937 • 0,9

П усл 2 (при VРП общ 1 , Уд i 1, Ц i 0, С i 0)

R усл 2 = -------------------------------------------------- =

З усл 2 (при VРП общ 1, Уд i 1, С i 0)

= ----------- • 100 = 23,6 %

 

 

П усл 3 (при VРП общ 1 , Уд i 1, Ц i 1, С i 0)

R усл 3 = ------------------------------------------------------ =

З усл 3 (при VРП общ 1, Уд i 1, С i 0)

= ----------- • 100 = 48,2 %

П 1 (при VРП общ 1 , Уд i 1, Ц i 1, С i 1)

R 1 = ------------------------------------------------------ =

З 1 (при VРП общ 1, Уд i 1, С i 1)

= ----------- • 100 = 23,7 %

Общее изменение уровня рентабельности:

∆Rобщ = R1 - R0 = 23,7 – 22,8 = + 0,9%

в том числе за счет:

• объема продаж

∆RVРП = Rусл 1 - R0 = 22,8 – 22,8 = 0

• структуры продаж

∆RУд = Rусл 2 - Rусл 1 = 23,6 – 22,8 = + 0,8%

• отпускных цен

∆RЦ = Rусл 1 - Rусл 2 = 48,2 – 23,6 = + 24,6%

• себестоимости продукции

∆RС = R 1 - Rусл 1 = 23,7 – 48,2 = - 24,5%

Далее следует сделать факторный анализ рентабельности по ка­ждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен и се­бестоимости единицы продукции:

П 1 VРП i i - С i ) Ц i - С i

R = ----- = ----------------------- = ----------- (2)

З 1 VРП i • С i С i

Расчет влияния данных факторов производится способом цеп­ной подстановки:

Ц 0 - С 0 Ц 1 - С 0 Ц 1 - С 1

R0 = ----------- Rусл = ------------ R1 =-------------

С 0 С 0 С 1

∆R Ц = R усл - R 0 ∆R С = R 1 - R усл

 

Результаты расчетов покажут, какие виды продукции на пред­приятии более доходные, как изменился уровень рентабельности и какие факторы на это повлияли.

После этого необходимо более детально изучить причины изме­нения среднего уровня цен и способом пропорционального деления рассчитать их влияние на уровень рентабельности:

∆R Ц

∆R х i = --------- • ∆Ц х i

∆R общ

Нужно установить также, за счет каких факторов изменилась се­бестоимость единицы продукции, и аналогичным образом определить их влияние на уровень рентабельности:

∆R С

∆R х i = --------- • ∆С х i

∆R общ

Такие расчеты производятся по каждому виду продукции (ус­луг), что позволяет точнее оценить эффективность операционной деятельности и полнее выявить внутрихозяйственные резервы рос­та рентабельности на анализируемом предприятии.

Примерно таким же образом производится факторный анализ рентабельности оборота. Детерминированная факторная модель этого показателя, исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид:

 

П рп f (VРП общ • Уд i • Ц i • С i)

R об = ----- = --------------------------------- (3)

В рп f (VРП общ • Уд i • Ц i)

Зная, из-за каких факторов изменились прибыль и выручка от реализации продукции, можно определить их влияние на измене­ние уровня рентабельности, последовательно заменяя базовый уро­вень каждого фактора данной модели на фактический отчетного периода.

Уровень рентабельности продаж отдельных видов продукции зави­сит от среднего уровня цены и себестоимости изделия:

П i VРП i i - С i) Ц i - С i

R об = ----- = ---------------------- = ---------- (4)

В i VРП i • Ц i Ц i

Расчет их влияния производится также с помощью приема цеп­ной подстановки как и по модели (6,2).

Аналогично осуществляется факторный анализ рентабельности капитала. Общая сумма прибыли зависит от объема реализованной продукции (VРП), ее структуры (Уд i), себестоимости (С i), среднего уровня цен (Ц i) и финансовых результатов от прочих видов деятель­ности, не связанных с реализацией продукции и услуг (ВФР).

Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала (KL) зависит от объема продаж и скорости оборота капитала (коэффици­ента оборачиваемости

Коб), который определяется отношением вы­ручки к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала. Чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж. И наоборот, замедление оборачиваемости капитала требует допол­нительного привлечения средств для обеспечения того же объема производства и реализации продукции.

Взаимосвязь названных факторов с уровнем рентабельности капитала можно записать в виде следующей модели:

БП П рп + ВФР f (VРП общ, Уд i, Ц i, С i, ВФР)

R КL = ---- = --------------- = ------------------------------------ (5)

КL В/Коб f (VРП общ • Уд i • Ц i • С i)

Общее отклонение от плана по уровню рентабельности капитала составляет:

∆R общ = R1 – R0 = 41,2 – 43,8 = - 2,6%

в том числе за счет:

• структуры продаж

∆R Уд = R усл 1 – R0 = 45,1 – 43,8 = + 1,3%

• отпускных цен

∆R Ц = R усл 2 – R усл 1 = 70,8 – 45,1 = + 25,7%

• себестоимости продукции

∆R С = R усл 1 – R усл 2 = 44,0 – 70,8 = - 26,8%

• внереализационных финансовых результатов

∆R вфр = R усл 4 – R усл 3 = 45,8 – 44,0 = + 1,8%

• коэффициента оборачиваемости капитала

∆R Коб = R 1 – R усл 4 = 41,2 – 45,8 = - 4,6%

Таким образом, уровень рентабельности совокупного капитала снизился в основном за счет роста себестоимости продукции и за­медления оборачиваемости средств.

При углубленном анализе необходимо изучить влияние факто­ров второго уровня, от которых зависит изменение среднереализационных цен, себестоимости продукции и внереализационных ре­зультатов.

Если рентабельность капитала рассчитывается по чистой прибыли, то при ее факторном анализе в числителе добавляется нало­говый корректор-(1– К н), где К н - коэффициент налогообложения (отношение всех налогов из прибыли к общей сумме балансовой прибыли).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Анализ инвестиционных и прочих внереализационных доходов и расходов | Методика определения резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2589; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.