Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Преимущество федерализма - возможность сочетать общность и различие этнических интересов. В современных условиях эффективны либо страны федеративного устройства, либо диктатура

Общая тенденция - расширение функций центральной власти, т.к. растет объем общих проблем.

Наиболее радикальным здесь является распад государства, полиэтнического по составу населения. Хотя большинством ученых и политиков данный путь не рассматривается, как наиболее эффективный, однако до сих пор существует мнение о необходимости последовательного отпадения этнически однородных частей от много национального государства.

Другим направлением является федерализм. В частности, ему посвящается работа У.С. Ливингстона в американской энциклопедии 1994 г.. Сущность федерализма, как принципа государственного устройства, является существование 2-х уровней управления: общего и регионального, каждый из которых наделен своими функциями и полномочиями. В отведенной каждому из них сфере уровень управления автономен и самостоятелен, каждый из них не может претендовать на властные полномочия другого, не зависит друг от друга в законодательстве, сборе налогов, работе администрации. Каждый из них связан с народом.

Формы федеративных союзов истории известны давно, начиная с Римской империи, средневековых лиг итальянских городов, Швейцарской конфедерации Лесных кантонов. Отличие от современных - отсутствие координации управления 2-х уровней.

Типичные федерации - Американский союз /1787/, Швейцария /1848/, Содружество Австралии /1900/. Германские конституции 1871, 1919, 1949 гг. имели некоторые признаки федеративных государств, но не предполагали координацию и самостоятельный статус 2-х уровней управления. Не соблюдается этот принцип латиноамериканскими государствами: Аргентиной, Бразилией, Венесуэлой, Мексикой.

Определение полномочий осуществляется по-разному: определяются функции федеральной власти /Швейцария, США, Австралия/, обеих ветвей власти / Индия/. Противоречия решаются в пользу федеральных органов, чаще всего по вопросам торговли, обороны, иммиграции, валюты, внешних связей.

Представительство региональных интересов осуществляется в верхних палатах. В США президентские назначения подлежат одобрению сенатом, в котором все штаты представлены одинаковым числом сенаторов. В Канаде, Австралии кабинет составляется из представителей различных провинций, согласно сложной, но жесткой системе. В Швейцарии исполнительная власть отражает интересы кантонов. По финансовым вопросам федеральные органы получают больше, чем субъекты федерации. Практикуется передача некоторых налогов, фондов, государственных дотаций штатам.

Авторитарный или тоталитарный режим, по мнению видных российских политиков, устанавливает прочность системы этнических обществ, поскольку принимает любые меры. П.А. Столыпин: "Государство может, государство обязано, когда оно находится в опасности, принимать самые строгие, самые исключительные законы, чтобы оградить себя от распада. Это было, это есть, это будет всегда неизменно… Нет законодательства, которое не давало бы права правительству приостанавливать течение закона, когда государственный организм потрясен до корней, которое не давало бы ему полномочия приостановить все нормы права".

В России целесообразность федеративного устройства обсуждалась общественностью начала 20 веков, но царское правительство думало иначе. Его позиция выражена публицистом А.А. Сидоровым в ст. "Инородческий вопрос и идея федерации в России". (М., 1912 г.) Отмечает 2 взгляда: национальная идея, предполагающая централизацию с базой на русском языке или свобода окраин, местный язык. До 90-х гг. - первая, с 80-х гг. 20 века - другая ("космополитическая"). Итог - к н. 20 века, по словам А.А. Сидорова, "в русском обществе созрело антинациональное течение". Связывает это с притоком в некоторые профессии поляков и евреев, выходцами из некультурных классов в интеллигенцию и полуинтеллигенцию. В ответ на последовавшие в 1904 - 1905 г. требования создания федерации (автономии для Польши, Литвы, Закавказья, Малороссии), Сидоров писал: "Осуществление этой идеи у нас вследствие сепаратистских стремлений наших инородцев быстро повело бы к ослаблению связей между отдельными областями, а затем к распадению государства". "Одни из наших инородцев стремятся присоединиться к другим государствам, другие - создать новые собственные независимые государства или восстановить свои прежние распавшиеся, а евреи хотят главенствовать в России. Федеративное устройство с предоставлением национальных автономий облегчило бы достижение этих целей.

Национально-политическая свобода в государстве может быть обеспечена в полной мере только народу - строителю государства, за остальными же народами по возможности должна быть признана полнота прав гражданской свободы, но предоставление им национально-политических прав без серьезной угрозы целостности государства невозможно…

Россия создана не международными договорами, она создана и расширена русским народом. Ее строили стремление народа к объединению, единовластие, русская удаль …, стремление к возращению русских земель, попавших под власть других государств, стремление создать устойчивые границы для государства, оградиться от набегов кочевников, найти выходы к морям и укрепиться на их берегах. Выросшая таким образом Россия, несмотря на то, что в состав ее входят теперь различные инородцы, представляет собой вполне национальное государство, в основе которого лежит русская национальная идея, и потому отступление от этой идеи в государственной деятельности должно вести за собой потрясение в русском государственном организме". (Цит. по "Этнос и политика", С.275-276).

Один из путей - дезинтеграция государства. Возникает под влиянием национал-сепаратизма. О нем пишет американская исследовательница Викки Л. Хесли (В.Л. Хесли. Возрождение национализма и дезинтеграция государства. // Полис. - 1996 - №6)

Национал-сепаратизм - "совокупность идей или действий, направленных на становление новой территориальной государственной структуры, призванной обслуживать интересы этнического сообщества, полагающего, что имеющееся государство пренебрегает их нуждами". При многообразии их в мире - общее: этнически окрашенные формы политического участия и политической организации.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
На базе международного и национального законодательства этнической направленности за последние столетия выявились основные пути и формы решения этнополитических проблем | Распределение власти отличается от соперничества за власть (США, др. страны), в которых в основе лежит индивидуальный принцип
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 279; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.