Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Даосизм и конфуцианство – основные источники духовной культуры Китая




ЛЕКЦИЯ № 7 Конфуцианско-даосистский тип культуры

Основные вопросы темы:

1. Даосизм и конфуцианство – основные источники духовной культуры Китая.

2. Нормы повседневной жизни китайцев.

3. Специфика художественной культуры Китая.

 

Китайская культура является одной из древнейших в мире. На китайской земле сформировался один из древнейших предков современного человека – синантроп, существовавший около 400 тыс. лет тому назад. Сама же цивилизация Древнего Китая сложилась позднее, чем в Шумере, Египте и Индии – лишь во II тыс. до н.э. Это также речная цивилизация (р.Янцы и Хуанхэ) и городская.

Китайский этнос создал особый тип культуры, отличающий его от других народов. Особенностью китайского национального характера является обращенность к проблеме социума и нацеленность на исследование взаимоотношений людей. Социальная этика и административная практика здесь всегда играли более значительную роль, чем мистика и индивидуалистические поиски спасения. Величайшими и признанными пророками здесь считались те, кто учил жить достойно, в соответствии с принятой нормой, жить ради жизни, а не ради блаженства на том свете или спасения от страданий. Не религия как таковая, а прежде всего ритуализированная этика формировала облик традиционной китайской культуры.

Как и у других народов, у древних китайцев было множество богов и духов, которым они приносили жертвы, в том числе и кровавые. Но с течением времени на первый план выходит Шанди, ставший верховным божеством и легендарным родоначальником, их предком – тотемом. При этом в Китае Шанди воспринимался, прежде всего, как первопредок, заботящийся о благосостоянии своего народа. Это смещение акцента в культе Шанди в сторону первопредка сыграло в истории китайской цивилизации огромную роль: ослаблению религиозного начала и абсолютизации культа предков. Китайцы верили, что душа предка продолжает жить и после смерти, поэтому вместе с умершим рабовладельцем хоронили его слуг и рабов, клали предметы утвари, драгоценности и оружие. Позднее в эпоху династии Чжоу появилось обожествление царской власти. Чжоужский правитель стал считаться сыном Неба, а китайская империя – Поднебесной. Этот титул и название страны сохранились вплоть до ХХ века. С этого времени Небо как высшее контролирующее и регулирующее начало стало главным китайским божеством. При этом культу Неба был придан не столько священно-божественный, сколько морально-этический акцент. Считалось, что Небо карает недостойных и награждает добродетельных. Со временем Небо, в представлениях китайцев, все более утрачивало присущие ему когда-то личностные черты и превращалось во всеобщей порядок движения всего сущего, порядок одновременно и космический, и нравственный. Итак, уже в древнем Китае религия обернулась этикой, а индивид в ней как бы заслонил богов. Акцент на моральной и совершенно беспристрастной воле Неба потребовал и соответствующей трактовки понятия народ. Народ был объявлен глашатаем воли Неба, и заботе о нем отдавалось даже большее предпочтение, чем заботе о духах.

Таким образом, культ предков и культ природы лежат в основании многих будущих культурных феноменов китайской культуры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.