Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Китайское искусство

Склонность к символизации – одна из типичных черт китайского искусства. Принципы символического построения произведения лежат в основе китайской живописи и поэзии. Каждый элемент китайской живописи символичен: сосна – символ долголетия, бамбук – стойкости, мужества; аист – одиночества и святости. Из «благородных цветов» излюбленными объектами изображения были пион, лотос, цветок дикой сливы – мэйхуа.

Особое значение в Китае имела каллиграфия, которую часто ставили выше живописи. Вообще иероглиф с его графической выразительностью и одновременно предельной абстракцией предстает как идеальная структурная модель художественного произведения. Иероглифические формы угадываются в архитектуре, в изделиях прикладного искусства и даже в самой природе – в переплетении стеблей травы или веток деревьев.

Само же живописное искусство проявило себя в различных формах – в настенной живописи дворцов и храмов, в лаковой миниатюре на веерах, но главное – в свитковой живописи на шелке или бумаге.

Главными жанрами китайской живописи является портрет, бытовые сцены, изображение цветов и птиц, а также пейзаж. Пейзажная живопись изображала горы и реки, как наиболее почитавшиеся священные элементы природы. Наряду с пейзажным жанром, ведущим стал жанр – цветы-птицы. Особое место занимало изображение т.н. «четырех благородных растений»: орхидеи, дикой сливы мэйхуа, бамбука и хризантемы. Характер китайских портретов был определен физиогномикой – учением о связях черт лица с судьбой человека, зависящей в свою очередь, от расположения планет, под которыми он родился.

Уникальное место по значимости в Китае занимала литература. Проявленная на государственных экзаменах литературная одаренность давала ученику право претендовать на высшие должности в империи. Ведущее место в китайской литературе принадлежало поэзии. На Vв. приходится расцвет пейзажной лирики.

Наиболее древние образцы китайской поэзии дошли до нас в «Ши-Цзин» («Книга песен»). Эта книга, наряду с другими, в совокупности составившими «пятикнижие» и «четырехкнижие», стала канонической и была обязательной для изучения вплоть до начала ХХв. Одной из наиболее стойких литературных традиций Китая была афористическая словесность, заявившая о «нереализованном совершенстве» и «ограниченности совершенного».

С течением времени появляются и такие литературные жанры – как новеллы, романсы, проза и народная повесть.

Одно из самых почетных мест в традиционной культуре занимала музыка. Она была включена в число шести конфуцианских экзаменов. Музыка приносила китайцам не только эстетическое наслаждение, но и благоговейный страх. Популярна была поговорка: «Слова могут обманывать, люди могут притворяться, только музыка не способна лгать». Музыку издревле почитали как одну из самых сильных разновидностей магии. Придворная музыка была представлена двумя жанрами – музыкой на открытом воздухе и музыкой, исполнявшейся в помещении. В домах образованных людей утвердилась традиция камерного музицирования на струнных (арфе и др.) и духовых (флейте ди) инструментах. Перелагавшиеся на музыку стихи исполнялись под аккомпанемент лютни. Со временем становятся популярными зрелищные искусства: песенные сказы с инструментальным сопровождением, многочастные и музыкальные драмы. Несмотря на возвышенное отношение к музыке, профессиональное занятие музыкой считалось делом, недостойным благородного человека, и даже придворные музыканты были представителями низших социальных слоев.

Существенна была роль музыки в китайском театре: она сопровождала все театральные представления. Уже в Древнем Китае существовали различные виды театральных зрелищ. Это были цирковые представления, акробатические танцы, выступления мимов, музыкально-драматические программы, театр кукол и теней. В Китае раннего средневековья в городах уже существовали постоянные театральные здания. Кроме того, спектакли игрались и на временных сценах: на улицах, при храмах, на площадях, где сооружались подмостки с навесом. Декорации в традиционном китайском театре отсутствовали: для него были характерны фантастический колорит и символическое обозначение ситуаций. Так, обыкновенный стул символизировал гору, флажок с изображением рыбок – реку, плетка – верховую езду, веер – ветреность характера. Актеры так же, как и музыканты, в древнем Китае считались низшим сословием.

Интересна и необычна архитектура Китая. Уже в I тыс. до н.э. китайцы умели строить здания в два-три и более этажей с многоярусной крышей. Типичным для Китая было и остается до сих пор здание состоящее из опор в виде деревянных столбов, с черепичной крышей, которая имела поднятые вверх края и четко обозначенный карниз – пагода. Возводились они из разных материалов: дерева, кирпича, железа.

Время, когда страна объединилась в единое централизованное государство, ознаменовалось строительством основной части Великой китайской стены, которая сохранилась до настоящего времени. Известно, что ее строили примерно десять лет, по разным источникам, от 300 тыс. до 2 млн. человек, многие из которых были наказаны за свое инакомыслие. Данные относительно ее общей длины варьируются от 2450км – по прямой линии, до 6000-6500км с учетом всех ответвлений и изгибов. Стена была не только укреплением, но и дорогой. Ее ширина – 5,5м. Это позволяло маршировать рядом пяти пехотинцам или скакать рядом пяти кавалеристам. Еще и сегодня ее высота в среднем 9м, а высота дозорных башен – 12м.

Таким образом, даже весьма эскизное рассмотрение китайской культурной традиции свидетельствует об ее огромных достижениях и богатом вкладе в мировую культуру. Удивительная глубина, тонкость, изящество, идеалы гуманизма, уважительное отношение к природе, любовь к своему прошлому, своей героической истории определили ее ведущую роль в азиатско-тихоокеанском регионе. Вьетнамская, корейская, японская культуры были ее прилежными последователями. Новое время познакомило с китайской культурой Европу, высоко оценившую как философские идеи, так и художественную культуру Китая.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Китайская письменность | Социокультурные предпосылки возникновения христианства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.