Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные инструменты хеджирования




Источники ценового риска

Прежде, чем ответить на ключевой вопрос "хеджировать или не хеджировать", компания должна оценить степень своей подверженности ценовому риску. Эта подверженность имеет место при выполнении следующих условий:

  1. Цены на исходные материалы (услуги) или на выходную продукцию не являются постоянными.
  2. Компания не может по своему усмотрению устанавливать цены на исходные материалы (услуги).
  3. Компания не может свободно устанавливать цены на выходную продукцию, сохраняя при этом объем реализации (в натуральном выражении).

Теперь остановимся на основных источниках риска, связанного с возможным изменениям цен:

  1. Нереализованные запасы готовой продукции.
  2. Непроизведенная продукция или будущий урожай.
  3. Заключенные форвардные контракты.

Прежде, чем говорить о конкретных инструментах, необходимо отметить, что когда мы употребляем термин "хеджирование", то имеем в виду, прежде всего, цель сделки, а не применяемые средства. Одни и те же инструменты используются и хеджером и спекулянтом; разница только их назначении. Хеджер заключает сделку с целью снижения риска, связанного с возможным движением цены; спекулянт сознательно принимает на себя этот риск, рассчитывая на благоприятный исход.

В зависимости от формы организации торговли, все инструменты хеджирования можно разделить на биржевые и внебиржевые.

Внебиржевые инструменты хеджирования - это, в первую очередь, форвардные контракты и товарные свопы. Сделки этих типов заключаются напрямую между контрагентами или при посредничестве дилера (например, дилера по свопам).

Биржевые инструменты хеджирования - это товарные фьючерсы и опционы на них. Торговля этими инструментами производится на специализированных торговых площадках (биржах); существенным моментом при этом является то, что одной из сторон в каждой сделке купли-продажи является Расчетная палата биржи, гарантирующая выполнение как продавцом, так и покупателем, своих обязательств. Основным требованием к биржевым товарам является возможность их стандартизации. К стандартизируемым товарам относятся, в первую очередь, нефть и нефтепродукты, газ, цветные и драгоценные металлы, а также продовольственные товары (зерновые, мясо, сахар, какао и т.п.).

Теперь кратко перечислим основные достоинства и недостатки биржевых и внебиржевых инструментов хеджирования:

Внебиржевые инструменты:

Достоинства

  • в максимальной степени учитывают требования конкретного клиента на тип товара, размер партии и условия поставки

Недостатки

  • низкая ликвидность - расторжение ранее заключенной сделкой сопряжено, как правило, со значительными материальными издержками
  • относительно высокие накладные расходы
  • существенные ограничения на минимальный размер партии
  • сложности поиска контрагента;
  • в случае заключения прямых сделок между продавцом и покупателем возникает риск невыполнения сторонами своих обязательств.

 

Под влиянием этого фактора общие затраты изменились следующим образом:

, (индекс затрат на один образец),

. (12.5)

Имеем (2 160 - 2 200) * 250 = - 10 000 тыс. руб.

Число созданных образцов (количественный или объемный фактор всегда отражает некоторую совокупность) увеличилось на 50.

В результате общие затраты на создание образцов изменились следующим образом:

, (индекс числа созданных образцов) (12.6)

.

По данным приведенного примера:

тыс. руб.

Отметим, что

.

.

В нашем примере общие затраты на создание образцов выросли по сравнению с базовым годом на 100 000 тыс. руб. Однако снижение затрат на создание одного образца на 40 тыс. руб. привело к снижению общих затрат на 10 000 тыс. руб. Вместе с тем, увеличение на 50 единиц числа созданных образцов способствовало повышению общих затрат на 110 000 тыс. руб.

Поэтому общее изменение:

DЗ = (- 10 000) + (110 000) = 100 000 тыс. руб.

Посмотрим теперь, почему произошло изменение средних затрат на создание одного образца.

Индекс средних затрат на изготовление одного образца:

или 98%,

где

– общая средняя,

то есть затраты снизились на 2% или на 40 тыс. руб.

На этот результат могли повлиять затраты на изготовление конкретного образца (Зi) и удельный вес (доля) изготовленных образцов i-того вида в общем числе изготовленных образцов .

Следовательно, на изменение средних затрат по изготовлению одного образца влияют внутрипроизводственные и структурные факторы.

Средние затраты () на изготовление образцов можно выразить следующим образом:

. (12.8)

Для дальнейшего анализа воспользуемся системой индексов переменного состава (), фиксированного состава () и влияния структурных сдвигов ().

Расчет индексов представим в таблице 12.2 (с использованием таблице 12.1).

Таблица 12.2

Расчет индексов затрат на изготовление образцов

 

  Базовый период Текущий период Расчетные показатели
Образцы Средние затраты на один образец, Доля изготовленных образцов в общем числе, Средние затраты на один образец, Доля изготовленных образцов в общем числе,
    0,6   0,8      
    0,4   0,2      
Итого   1,0   1,0      

 

Нетрудно убедится, что итог группы 1 и 3 соответствует итогу групп 5 и 6, то есть результат расчета индекса переменного состава с разложением на внутрипроизводственные и структурные факторы совпадает с расчетом по выше приведенной методике.

Индекс фиксированного состава покажет влияние изменения затрат по отдельным образцам на изменение общих средних затрат:

или 113,3%.

Изменение затрат на изготовление одного образца при их структуре на уровне отчетного периода могло бы привести к повышению общих средних затрат на 254 тыс. руб. Однако, в текущем периоде снизилась доля образцов с более высокими затратами на изготовление одного образца.

Изменение структуры числа изготовленных образцов следующим образом повлияло на изменение общих средних затрат:

или .

В нашем примере:

или 86,6%.

Это значит, что за счет структурных сдвигов общие средние затраты снизились на 294 тыс. руб.

Таким образом, изменение общих средних на изготовление одного образца составляет

(+ 254) + (- 294) = - 40 тыс. руб.

 

Для оценки влияния факторов на результативный показатель в приведенных выше моделях используем взаимосвязанные факторные индексы и покажем методику их применения на примере модели 12.13.

Перед непосредственной иллюстрацией методики применения взаимосвязанных факторных индексов целесообразно кратко остановиться на логике их построения.

Сущность метода взаимосвязанных факторных индексов (в литературе по анализу хозяйственной деятельности их называют цепными подстановками) состоит в том, что влияние каждого отдельного фактора на результативный показатель рассматривается во взаимодействии с другими факторами.

Например, имеем трехфакторную модель (в которой факторы обозначим условно "а", "б", "в")

у = а * б * в.

Индекс результативного показателя (Iy):

.

Абсолютное изменение результативного показателя равно разности числителя и знаменателя:

Dу = а1 * б1 * в1 - а0 * б0 * в0.

Дальнейшие рассуждения следующие:

1. Оцениваем влияние фактора "а" на результативный показатель. Изменение фактора "а" происходит во взаимодействии с факторами "б" и "в", то есть

, Dа = (а1 - a0) * б1 * в1.

2. При построении каждого следующего факторного индекса от уже изученного фактора абстрагируются. Так, при построении индекса фактора "б" имеем

, Dб = a0 * (б1 - б0) * в1.

3. Следовательно

, Dв = a0 * б0 * (в1 - в0).

Взаимосвязь индексов

.

Общее изменение результативного показателя с учетом влияния факторов:

Dy = Da + Dб + Dв.

Более подробно теория взаимосвязанных факторных индексов изложена в специальной литературе по индексному методу [].

Вернемся к модели 12.13 (исходные данные для расчетов приведены в табл. 12.3).

Индекс изменения чистой прибыли

или 100,3%.

Прибыль увеличилась на 0,3%, что в абсолютном выражении равно разности числителя и знаменателя:

DП = 12090 - 12050 = 40 млн. руб.

Индекс рентабельности продукции (фактор "а"):

.

В нашем примере (табл. 12.4) 1,043 или 104,3%.

Для упрощения дальнейших расчетов используем алгоритм:

Dа = (а1 - a0) * б1 * в1 * г1 * д1.

Имеем

(0,27) * 2,26 * 0,31 * 0,465 * 26 000 = 2 286,97.

Индекс рентабельности нематериальных активов (фактор "б"):

.

 

Dб = a0 * (б1 - б0) * в1 * г1 * д1 = 0,625 * (0,22) * 0,31 * 0,465 * 26 000 = 515,33.

Таблица 12.3

Показатели работы фирмы за два года

(в сопоставимых ценах, млн. руб.)

 

  Показатели Базовый год Текущий год
  Выручка от реализации (без НДС и акцизов) 16 365 18 548
  Средняя годовая стоимость основных фондов 25 000 26 000
  Средняя годовая стоимость нематериальных активов 8 000 8 200
  Чистая прибыль 10 200 11 877

 

По данным табл. 12.3 произведем расчеты показателей рентабельности, использования основных фондов и нематериальных активов (табл. 12.4).

Итак, индекс изменения чистой прибыли (результативный показатель)

или +16,5%.

а абсолютное изменение

DП = +1 677 млн. руб.

 

Таблица 12.4

Показатели

рентабельности продукции, основных фондов

и нематериальных активов

 

  Показатели Условное обозначение Базовый год Текущий год Абсолютное изменение Коэффициент динамики
  Рентабельность продукции (руб/руб) а 0,625 0,652 +0,027 1,043
  Рентабельность нематериальных активов б 2,04 2,26 +0,22 1,108
  Коэффициент соотношения нематериальных активов и основных фондов в 0,32 0,31 -0,01 0,969
  Рентабельность основных фондов Rф = а * б * в        
  Средняя годовая стоимость основных фондов, млн. руб. г 25 000 26 000 +1 000 1,040
  Чистая прибыль, млн. руб. П = а*б*в*г 10 200 11 877 + 1 677 1,165

 

Индекс рентабельности продукции (фактор "а"):

 

Dа = (а1 - a0) * б1 * в1 * г1 = (+0,027) * 2,26 * 0,31 * 26 000 = 491,82.

Индекс рентабельности нематериальных активов (фактор "б"):

 

Dб = a0 * (б1 - б0) * в1 * г1 = 0,625 * (+0,22) * 0,31 * 26 000 = 1 108,25.

Индекс коэффициента соотношения нематериальных активов и основных фондов (фактор "в"):

Dв = a0 * б0 * (в1 - в0) * г1 = 0,625 * 2,04 * (-0,01) * 26 000 = -331,5.

Индекс средней годовой стоимости основных фондов (фактор "г"):

Dг = a0 * б0 * в0 * (г1 - г0) = 0,625 * 2,04 * 0,34 * 1 000 = 408.

Итоговые результаты:

Iy = 1,043 * 1,108 * 0,969 * 1,040 = 1,165 (табл. 12.4, графа 4).

Dy = 498,82 + 1 108,25 - 331,5 + 408 = + 1 673,6,

что близко к гр. 3, табл. 12.4, расхождение за счет округлений в расчетах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.