Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типология видов экономического анализа

 

Типология видов экономического анализа определяется, в первую очередь, его целями, методами, объектами и субъектами анализа, а также широтой информационного обеспечения экономического анализа. Наиболее часто встречающиеся в литературе классификационные признаки и соответственно группировка видов экономического анализа по ним в систематизированном виде представлена на рис. 2.1. Они включают следующую классификацию видов экономического анализа.

1. В зависимости от масштаба проведения аналитических процедур выделяют:

макроэкономический анализ, объектом изучения которого является изучение экономических процессов страны или отдельного региона;

микроэкономический анализ, предполагающий изучение деятельности отдельных хозяйствующих субъектов.

2. По объектам анализа различают анализ:

деятельности предприятия в целом;

деятельности структурных подразделений предприятия (в т. ч. отдела, цеха, рабочего места и т. д.);

деятельности объединения предприятий и организаций.

3. По аспектам исследования можно выделить:

финансово-экономический анализ, изучающий динамику финансовых показателей деятельности организации, в основном исходя из информации, содержащейся в формах отчетности;

технико-экономический анализ, для которого характерно изучение, осуществляемое в трех взаимосвязанных направлениях: экономический анализ уровня производства, анализ организации производства труда и управления, анализ технического уровня выпускаемой продукции. Целью технико-экономического анализа является оценка достижений уровня качества выпускаемых изделий. Такой анализ, который обычно рассматривают в качестве детализации финансово-экономического, наиболее эффективен раннем этапе производства, т. е. при его проектировании или освоении. Информация, используемая в процессе технико-экономического анализа, – это конструкционные параметры изделий, параметры технологии производства, параметры государственных отраслевых стандартов. Основными методами технико-экономического анализа являются экономико-математические методы. Субъектами технико-экономического анализа являются работники технических и экономических служб организации.

Финансово-экономический анализ и технико-экономический анализ обычно используются для оценки эффективности технических решений и подготовке прогнозов внедрения новой техники;

функционально-стоимостной (ФСА) – это экономическая проработка каждой функции предлагаемого новшества или конкретного изделия, т. е. ФСА представляет собой метод выявления резервов (в связи с чем его еще относят к группе видов экономического анализа, выделяемых по преобладающему методу выявления резервов), нацеленный на выявление и предупреждение лишних затрат за счет ликвидации нерациональных узлов, деталей, производственных функций и операций, упрощения технологической линии, но при одновременном сохранении потребительских свойств продукции, ее качества.


 

По методике изучения объекта
Общий, факторный, маржинальный, функционально-стоимостной, сравнительный, анализ рисков
Макроэкономический анализ, микроэкономический анализ
Финансово-экономический, технико-экономический, функционально-стоимостной
Управленческий, финансовый
Единовременный, периодический
Сплошной, выборочный
Оперативный (ситуационный), ретроспективный (тактический), перспективный (стратегический)
Комплексный, тематический  
По масштабам проведения анализа
По аспектам исследования
По анализируем ой подсистеме организации
По периодичности проведения анализа
По степени охвата изучаемого объекта
По признаку времени
По кругу изучаемых вопросов
По объектам анализа
По характеру принимаемых решений
Предварительный, последующий
Анализ деятельности предприятия, анализ структурных подразделений предприятия, анализ объединения предприятий
По объектам управления
Финансово-экономический, технико-экономический, аудиторский, социально-экономический, экономико-статистический, эколого-экономический, маркетинговый
По субъектам анализа (потребители результатов анализа)
Внутренний, внешний
Не автоматизированный, с применением персональных компьютеров, с применением АСУ
По способу формирования и обработки информации
По преобладающему методу поиска резервов
Функционально-стоимостной, многофакторный, сравнительный


Рис. 2.1. Классификация видов экономического анализа


Таким образом, основными подходами к проведению функционально-стоимостного анализа являются конструкционный и функциональный. [5]

4. В зависимости от источников информации или в зависимости от анализируемой подсистемы организации экономический анализ можно представить как систему, включающую два взаимосвязанных элемента: это управленческий и финансовый анализ. Такое разделение вызвано сложившимся на практике разделением системы бухгалтерского учета, служащей информационной основой экономического анализа, на управленческий учет и финансовый учет.

Управленческий анализ изучает результаты производственно-хозяйственной деятельности организаций и средства их достижения. Он осуществляется на базе внутренней информации предприятия и используется его руководством для выявления скрытых резервов стабилизации. Особенностями управленческого анализа являются следующие:

– ориентация результатов анализа на цели и интересы руководства предприятия;

– использование всех источников информации для анализа.

В рамках финансового анализа изучаются финансовое состояние и финансовые результаты деятельности предприятий, отражаемые в публичной бухгалтерской отчетности на момент проведения анализа, а также дается оценка будущего финансового потенциала предприятия. Финансовый анализ – это анализ эффективности инвестирования капитала и анализ способов привлечения капитала. При этом финансовый анализ проводится в основном только по данным бухгалтерской отчетности.

5. По характеру принимаемых решений различают:

оперативный анализ, который проводится сразу после совершения хозяйственной операции или изменения ситуации за короткий временной период (рабочий день, смена, неделя или декада), получил в экономической литературе еще одно название – ситуационный анализ. Цель такого анализа – оперативно выявлять недостатки в хозяйственных процессах и воздействовать на их устранение. Оперативный анализ проводится обычно по следующим группам экономических показателей:

а) поступление сырья, материалов и товаров;

б) реализация товаров;

в) производство и отгрузка продукции;

г) использование производственного оборудования, рабочей силы;

д) себестоимость и расходы на продажу;

е) прибыль и рентабельность;

ж) платежеспособность и платежная дисциплина.

Источниками информации для проведения такого анализа являются главным образом первичная документация и материалы личных наблюдений. Чаще всего экономические показатели в ходе такого анализа используются в натуральном выражении. Исследование именно натуральных показателей – отличительная особенность оперативного анализа:

ретроспективный (текущий, тактический), главной целью которого является объективная оценка результатов деятельности организации за определенный период функционирования (месяц, квартал, полугодие, год), имеет следующую особенность – фактические результаты деятельности оцениваются в сравнении с планом и данными предшествующих аналитических периодов ( в ходе общего анализа). Отклонения от базы сравнения расшифровываются по экономическим факторам, определяющими эти отклонения (в ходе факторного анализа), устанавливаются причины отклонений и ответственные лица либо службы, намечаются меры ликвидации недостатков в работе. Исходя из этого, данный вид экономического анализа считается наиболее полным и вбирает в себя результаты оперативного анализа, а также служит базой перспективного анализа, однако текущий экономический анализ содержит в себе серьезный недостаток: выявленные в ходе этого анализа резервы означают навсегда потерянные возможности роста эффективности деятельности предприятия в анализируемом периоде;

перспективный (стратегический) анализ – это анализ результатов деятельности организации с целью определения их возможных значений в будущем.

6. По методике изучения объекта в зависимости от стоящих аналитических задач выделяют:

- общий (направлен на оценку динамики и распределения во времени и пространстве результатов финансово-хозяйственной деятельности организации). Сущность и методы общего экономического анализа будут рассмотрены нами в теме 3 настоящего учебного пособия. Здесь же следует отметить, что в экономической литературе их еще классифицируют на стандартные методы чтения бухгалтерской отчетности, к которым относят: горизонтальный анализ, вертикальный анализ, трендовый анализ и коэффициентный анализ.

Целью горизонтального анализа является сопоставление абсолютных показателей бухгалтерской отчетности и выявление их изменений за анализируемый период. Таким образом, в рамках горизонтального анализа реализуется такой универсальный прием общего анализа, как «сравнение».

Вертикальный анализ позволяет отобразить структуру обобщающего финансового показателя в виде относительных величин, в качестве которых выступают «удельные веса». С помощью показателей структуры в финансовом анализе, например, дается обоснованная оценка изменений в составе финансовых ресурсов и имущества, сформированного с их помощью. Кроме того, относительные величины структуры сглаживают негативное влияние инфляционных процессов.

Целью трендового анализа является определение основной тенденции изменения показателей в динамике. В ходе трендового анализа рассчитываются относительные величины динамики (базисные и цепные) – темпы роста. Темп роста рассчитывается как отношение абсолютного значения

Коэффициентный анализ представлен расчетом относительных показателей интенсивности и координации.

Помимо перечисленных, к стандартным методам анализа также относят факторный и сравнительный анализ;

факторный экономический анализ (изучает причинно-следственные взаимосвязи и формирует количественную оценку причин изменения результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций) (подробно о данном виде анализа см. в темах 4, 5, 6 и 7);

сравнительный анализ (бенчмаркинг), в основе которого лежит сравнение деятельности не только предприятий-конкурентов, но передовых фирм отрасли или структурных подразделений одной. Задачи сравнительного анализа:

1) определить размеры и причины различий в использовании ресурсов и эффективности хозяйствования на однотипных предприятиях;

2) создание возможностей для мобилизации резервов сравниваемых предприятий;

3) рейтинговая оценка итогов работы анализируемых предприятий.

Выбор показателей при сравнительной оценке будет тем шире, чем выше степень однотипности сравниваемых предприятий. В качестве критериев отбора предприятий по однотипности выступают: отрасль деятельности, объем и структура товарооборота, применяемая технология торговли, территориальное расположение и т. д.

Методика определения резервов повышения эффективности деятельности организаций за счет изучения передового опыта работы более передовых рассмотрен нами на примерах 5.8 и 5.9 в рамках темы «Приемы изучения прямой детерминированной факторной связи».

Помимо вышеперечисленных видов анализа по методике изучения объекта в зависимости от стоящих аналитических задач, также выделяют:

функционально-стоимостной (см. его характеристику в классификации видов анализа по аспектам исследования);

– маржинальный анализ (анализ безубыточности, CVP–анализ) – это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений на основе причинно-следственных связей объема продаж, затрат и прибыли с учетом деления затрат на условно-переменные и условно-постоянные;

анализ рисков – нацелен на количественное измерение уровня неопределенности и риска хозяйственных ситуаций посредством статистических и эвристических методов анализа.

7. По признаку времени экономический анализ подразделяется следующим образом:

предварительный, который проводится до проведения хозяйственной операции с целью обоснования ее экономической эффективности (к нему отнят, например, инвестиционный анализ), а также с целью прогнозирования будущих тенденций развития организации (его еще называют перспективным – см. выше);

последующий, проводимый после совершения хозяйственной операции с целью определения не использованных резервов роста эффективности. Такой анализ в зависимости от временного признака подразделяется на ретроспективный и оперативный (см. выше).

8. По объектам управления анализ можно разделить на финансово-экономический, технико-экономический, которые были рассмотрены нами выше, а также:

аудиторский – экспертная диагностика финансового здоровья организации, проводимая аудиторами или аудиторскими фирмами;

социально-экономический – изучает взаимосвязь социальных и экономических условий производственного процесса, взаимного их влияния на результаты деятельности организации;

экономико-статистический – применяется для изучения массовых общественных явлений на различных уровнях управления: и микро, и макро;

экономико-экологический – исследует взаимодействие экономических процессов на предприятии, а также регионов с экологической средой их функционирования;

маркетинговый – предназначен для изучения внешней среды хозяйствования организаций, выбора наиболее эффективных методов их продвижения и позиционирования на рынке, изучения рынка сбыта и товароснабжения, формирования товарного предложения, ценовой политики.

9. По степени охвата изучаемого объекта:

– комплексный – этот анализ охватывает изучение всех сторон деятельности конкретного объекта;

тематический – предполагает глубокое изучение одной стороны хозяйственной деятельности объекта исследования.

10. По кругу изучаемых вопросов выделяют:

– сплошной – проводится по всем подразделениям анализируемого предприятия;

– выборочный – проводится по ряду отдельных подразделений, выбор которых обусловлен целью анализа.

11. По периодичности и времени проведения выделяют:

– единовременный анализ, который носит разовый характер, например, при смене руководства, и проводится по программе, разработанной применительно к каждой конкретной ситуации.

– периодический анализ – проводится постоянно через определенный промежуток времени по более или менее устойчивым программам и, свою очередь, подразделяется на: а) оперативный, б) ретроспективный, в) перспективный.

12. По субъектам анализа, т. е. в зависимости от потребителей его результатов анализ подразделяется на внутренний и внешний анализ. Внутренний анализ представляет собой составную часть управленческого учета, т. е. информационно-аналитического обеспечения руководства организации на основе данных аналитического и синтетического учета. Внешний анализ – составная часть финансового учета, обслуживающего внешних пользователей информации о деятельности предприятия на основе публичной бухгалтерской отчетности.

Следует отметить, что каждый из вышеназванных видов экономического анализа, являясь своеобразным по содержанию, организации и методике проведения, тесно взаимосвязан с другими, дополняя их.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Требования, предъявляемые к организации экономического анализа | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2696; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.