Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иллюстрированная хронологическая линия. 8 страница




Так, например, учитель может сказать ученику: «Ты пре­красно справился с очень сложным заданием, следующими 15 минутами урока можешь распорядиться по своему усмот­рению».

Бывают случаи, когда такого поощрения заслуживает не отдельный ученик, а весь класс. В этом случае во время уро­ка школьники вместе с учительницей выходят, например, во двор на прогулку. При этом, встречаясь с дежурным ад­министратором, другим преподавателем, учитель обязатель­но громко и радостно произнесет: «Мои дети прекрасно спра­вились с очень сложной работой, они заслужили веселую прогулку». Присутствующий при этом коллега не упустит шанса выразить восхищение школьниками и одобрить ре­шение учителя.

Эффективно вознаграждение школьников свободным ре­жимом работы, сменой рабочего места. Оно позволяет школьникам продемонстрировать самостоятельность, полу­чить некоторую дополнительную свободу, что стимулирует их к результативному выполнению следующего учебного задания. Поощрение может быть выражено следующим об­разом: «За прекрасное выполнение сложного проекта ты можешь на следующем уроке сам выбрать место работы и те задания, которые тебе покажутся интересными». Это озна­чает, что ученик может сесть за любую парту, боковые сто­лики, стол учителя, за компьютер, а также выполнить не все задания. В любом случае это вызовет одобрение учащих­ся класса.

Очень эффективно вознаграждение учащихся внимани­ем к их интересам, взаимопониманием, а затем реализаци­ей их желаний путем проведения общих для класса событий и дел (праздников, загородных и экскурсионных поездок, сюрпризов-экспромтов и пр.), что возможно лишь при хоро­шем неформальном контакте с учащимися, знании того, что их волнует, интересует в настоящее время.

Например, после успешно выполненной контрольной рабо­ты и ее анализа учитель говорит: «За такое старание вы заслу­жили праздник (желаемую экскурсию, поездку, культпоход, интересную встречу)». Причем эти формы работы, в отличие от традиционной школы, проводятся не по плану классного руководителя в послеурочное время, а во время учебного дня. Они предлагаются учащимся на выбор, преподносятся им в подарок, то есть используются как поощрение, демонстри­рующее достигнутый успех, усиливающее чувство радости от успехов в учебе.

Знаками восхищения, вознаграждения, признательно­сти могут быть элементарные комплименты учащимся ти­па: «Какое замечательное сочинение ты написал!», «Какая великолепная работа по математике!», «Ёакой прекрасный проект ты подготовил!».

Существует множество знаков восхищения в виде подар­ков с соответствующими штампами, надписями, вкладыша­ми, грамотами, печатями и пр.

Например, частыми являются случаи, когда за 2-3 мину­ты до конца урока учитель проходит по классу и ставит штамп со словами типа «молодец», «талант», «отлично», «умелец» на руку школьника или в тетрадь. Учителя часто используют различного рода благодарности, письма на спе­циально подготовленных бланках или открытках, сувениры, значки-самоделки, фотографии и пр.

В качестве вознаграждения могут вручаться небольшие альбомы или книги успехов, в которые педагог помещает лучшие творческие и контрольные работы учащегося, ус­пешно выполненные тесты, письменные задания, а также по­дарки: сувениры, разнообразные символы за успехи в уче­нии, подчеркивающие важность достижений школьников на определенном этапе обучения.

Несмотря на то, что положительное подкрепление дейст­вий школьников оказывается намного эффективнее, чем от­рицательное, в обучении нередко возникают ситуации, когда невозможно избежать применения негативных санкций. В этом случае применяется правило: «Хвали прилюдно, осуждай и обсуждай, проблемы индивидуально».

При этом строго контролируется соотношение поощре­ний и наказаний учащихся, поскольку известно, что нега­тивные санкции сковывают их активность, вызывают отри­цательные эмоции, создают стрессовые ситуации, снижают уверенность в себе.

Так, например, при необходимости сделать порицание в ходе урока учителю предлагается дать письменное зада­ние всем школьникам, а в процессе его выполнения индиви­дуально поговорить с провинившимся учеником за дверями класса.

Индивидуальная беседа с учеником, нарушающим нормы поведения, строится по определенным правилам. Она по сути своей предполагает осмысление выбора того или иного вари­анта поведения школьника и последствий этого выбора.

Так, в начале разговора учитель осторожно констатирует факт. «Ты сегодня был очень невнимателен в процессе объяс­нения нового материала. Я несколько раз тебя предупрежда-

ла, а ты все равно постоянно отвлекаешься. Ты ведь знаешь, что у тебя есть выбор: слушать учителя, правильно выпол­нять задания и получать удовлетворение от учения или не слушать учителя, получать порицания, плохо учиться, ис­пытывая всякий раз огорчения от такого учения. Подумай, правильный ли выбор ты делаешь сегодня? Какой выбор сде­лать лучше?»

Учитель как бы подводит школьника к мысли о том, что человек в жизни всегда выбирает: украсть или не украсть, подраться или не подраться, учиться или не учиться, слу­шать или не слушать старших. Он советует останавливать свой выбор на разумном поступке, потому что, поступая ра­зумно, человек может получить много полезного, а действуя неразумно, нажить много неприятностей.

В процессе диалога педагог ориентирует ученика на пра­вильный выбор линии поведения и подводит к самостоятель­ному выводу о его пользе для школьника. А далее учитель восторженно восклицает: «Я была уверена, что ты очень ум­ный мальчик, очень сообразительный, прекрасный матема­тик, просто умница, ты знаешь, как надо себя вести на уроке. Постарайся в жизни всегда делать правильный выбор».

Так учитель работает со школьниками, понимая, что его главная миссия - стать их другом, добрым наставником и со­ветчиком, вызвать у них доверие к себе, развить их способ­ность прислушиваться и воспринимать советы людей с бога­тым жизненным опытом.

Объединяя публичные поощрения с индивидуальным об­суждением неудач и недочетов школьников, проводимым наедине, получаем модель эффективного психологического подкрепления в процессе обучения.

Следует помнить, что с точки зрения мотивации наихуд­шей является ситуация, когда учащиеся не получают ни по­ложительного, ни отрицательного подкрепления. Известно, что каждый ученик хочет, чтобы в школе его воспринимали как творческого и цельного человека. Если же не возникнет необходимых оценок его труда, он сам усилит внимание к своей персоне, иногда с помощью затруднительных для учителя ситуаций и даже сознательного допущения ошибок.

Применение индивидуальных эталонов в оценке резуль­татов исключает эту ситуацию, поскольку усиливает внима­ние к каждому школьнику, стимулирует творческий подход к решению учебных задач.

Реализация принципов успешности обучения, а также под­держания в образовательной среде позитивного, эмоциональ­но привлекательного фона за счет опоры на положительные качества воспитанников, использования отлаженной системы поощрений учащихся за индивидуальные успехи способствует активизации школьников в учебном труде, вызывает у них стремление много и настойчиво учиться.

Главным же результатом является сохранение интереса к учению, который возникает на первых этапах обучения школьников и поддерживается на протяжении всей жизни-человека. Достижению этой чрезвычайно важной педагоги­ческой задачи способствует также недопущение в деятельно­сти педагога перегрузок учащихся, особенно старательных и усердных.

В связи с этим учитель внимательно следит за самочувст­вием школьников и сообщает об этом родителям, предупреж­дая их возможность переусердствовать в своих стараниях по содействию обучению. Так, например, учитель может ска­зать родителям, что их сын (дочь) часто приходит в класс ус­тавшим, поэтому обучение его становится невозможным или малоэффективным.

Педагог* сам строго дозирует объем домашних заданий школьников. Он, например, для поддержания у школьников любви к чтению часто применяет следующий прием: объяв­ляет конкурс для ребят, желающих прочесть пять неболь­ших книг и поделиться с одноклассниками впечатлением о прочитанном.

Главным же условием получения приза является само­стоятельное чтение текста не более 30 минут в день. По­мощь родителей не исключается, но и им объясняется, что перегрузка в процессе чтения книг может негативно ска­заться на отношении к чтению вообще.

Истинной же целью этого конкурса является поддержание интереса школьников к этому очень важному виду деятельно-

сти, развитие стремления и желания читать, переживать чув­ство радости, удовольствия от чтения интересных книг.

Таким образом, выделяя два основных психологических.условия применения индивидуальных эталонов в оценке до­стижений, следует подчеркнуть, что первое из них связано с запрещением общепринятых эталонов, исключающих ситу­ацию успеха каждому субъекту образовательного процесса, в следующих случаях: 1) когда человек только включается в новый для него вид деятельности и пока не способен сам се­бе помочь в его успешной реализации, 2) когда человек в силу ряда причин отстал в работе, но предпринимает попытки на­верстать упущенное, включиться в общий темп работы.

Второе психологическое условие эффективного приме­нения индивидуальных эталонов связано с обращением в процессе их применения к внутренним изменчивым фак­торам-усилиям, то есть к таким факторам, влиять на кото­рые способен сам ученик, развивая в себе лучшие свойства и качества личности.

Это условие связано также с активизацией позитивного подкрепления даже незначительных индивидуальных успе­хов субъектов образовательного процесса, делая первосте­пенной заботу о сохранении их позитивного эмоционального состояния, позволяющего проявлять самостоятельность и творчество при решении учебных задач.

Негативные подкрепления не исключаются в педагоги­ческой практике, но их профессиональное использование предполагает индивидуальное эпизодическое воздействие педагога, основным психологическим содержанием которо­го является не наказание, а предоставление возможности осмысления и выбора правильной линии поведения школь­ником в конкретной воспитательной ситуации.

Применение индивидуальных эталонов в оценке дости­жений, подкрепляемых публичными поощрениями, соче­таемыми с индивидуальным обсуждением неудач и недо­четов, проводимым наедине, позволяет получить модель эффективных психологических условий создания ситуа­ции успеха в процессе развития личности школьника

 

(Ксензова Г.Ю. Как обеспечить ситуацию успеха учителю и ученику. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 56 с. – С. 20 – 31.).

 

 

Тема 11. Информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса4 часа

Мало кто не согласится с тем, что современные технологии в виде компьютеров и Интернета формируют мировоззрение растущего поколения. Также хорошо известно, что молодежь наиболее подвержена влияниям извне. А чем «моложе» технология, тем менее известно ее психологическое влияние на пользователя. С большим энтузиазмом родители в разных странах мира, в том числе и в России, пытаются привить своим чадам любовь к технике в виде цифровых «учителей» и электронных «друзей», но в то же время они озабочены как физическим, так и умственным и духовным развитием своих детей. Невольно напрашивается вопрос: а не следовало бы нам наконец задуматься не только над возможностями, но и над последствиями «электронного детства»?

Сегодняшнее поколение детей является объектом хорошо профинансированного и с энтузиазмом поддерживаемого уже много лет как корпоративным миром, так и обществом в целом грандиозного социального эксперимента. От успеха этого эксперимента непосредственно зависит будущее наших детей – обогащение их внутреннего мира, улучшение уровня жизни в обществе XXI века. Однако до сих пор отсутствует прямое доказательство (или хотя бы убеждающее свидетельство) того, что этот «эксперимент» на самом деле породит обещанный скачок в качестве жизни молодого поколения или по крайней мере качественно изменит и ускорит процесс индивидуального развития.

Хорошо знакомым является стремление «посадить» детей за компьютер как в школе, так и дома с надеждой, что техника значительно улучшит качество образования (с. 5) и подготовит ребенка к взрослой жизни. Но не обманываем ли мы сами себя, не выбираем ли дорогу в никуда? Действительно ли современные технологии являются магическим ключом к успеху? Или мы, как тонущее судно, пытаемся ухватиться за спасительную соломинку в виде компьютера, поставить заплату в виде техноцентричной замазки на множество образовательных проблем, которые мы ранее не сумели (или не хотели) исправить?

Основы использования компьютера в школе и дома

Компьютерная революция» в образовании включает намного больше, чем просто нахождение новых способов помочь детям учиться. Она бросает вызов некоторым самым глубоким убеждениям в том, как следует воспитывать и обучать детей. Состояние сегодняшних учебных технологий является результатом неспособности ответить на три основных вопроса:

- каков потенциал компьютерных технологий для изменения баланса сил взрослого и ребенка и того обучения, которое мы знали;

- каковы последствия выбора программного обеспечения, используемого в учебном процессе;

- как правильно использовать компьютеры дома и в школе.

1 вопрос:

Компьютеры сами по себе не могут сделать плохих учителей хорошими. Но выбор используемой учителем технологии отражает его позицию и именно эти технологии могут изменять не только то, чему мы учим, но и то, как мы учим (с. 20). Компьютеры могут как укрепить позицию учителя, который крепко держит власть в руках, «раздавая» четко определенный набор знаний и готовя рабочую силу, привыкшую ходить строем, делать, что им говорят, и не задавать слишком много вопросов, так и позицию, в которой учитель действует как наставник, а ученики задают вопросы и активно учатся, так как это для них важно и интересно.

Исследования Джуди Хэррис из Техасского университета показывают, что компьютеры в классе сами по себе не меняют систему убеждений учителей или их методы обучения: учителя либо выбирают программное обеспечение, которое подкрепляет то, что они всегда делали, либо просто игнорируют компьютеры.

Современные родители почти всегда сталкиваются с вопросом, сколько свободы и полномочий предоставлять своим пресыщенным информацией детям по их требованию (с. 21). Становится все труднее контролировать новшества компьютерных технологий. Кроме того, многие родители, которые считают себя технологически продвинутыми и слишком легко поддаются требованиям подростков о техностимулах. Они часто верят, что программное обеспечение может обучать лучше, чем они сами, и могут даже предположить, что «умные машины» лучше, чем «гении реального мира».

Даже если ребенок использует компьютер, ему все равно нужно участие родителей. Ребенок, возможно, и сможет научить родителей чему-нибудь о компьютере, но от родителей зависит научить его вещам, которые гораздо важнее!

Следует помнить о том, чего компьютеры не могут сделать:

- использование компьютера не сделает автоматически ребенка умнее;

- владение компьютером еще не свидетельство особых умственных способностей у ребенка, так как даже комплексные программы не очень трудно освоить. Нет доказательств, что какие-либо программы сами по себе развивают мышление детей и дают положительный эффект;

- информация – не самое важное в обучении;

- использование компьютера дома не подготавливает школьников начальных и средних классов к работе с совершенной техникой и к рынку труда, к окончанию школы. Принимая во внимание массовое внедрение компьютерной технологии в школах, у большинства детей будет много возможностей до окончания школы овладеть компьютером;

- научно доказано, что простые семейные виды деятельности, такие как хобби, игры и совместное чтение, улучшают успеваемость. Использование компьютеров для этих видов деятельности является одновременно более дорогим и менее эффективным;

- ключ к положительному использованию любого средства – это качество взаимодействия взрослого и ребенка (с. 45).

Компьютер не может нести ответственность за ребенка вместо родителей. Как же помочь детям конструктивно использовать компьютеры (советы родителям):

- привлекайте ребенка к выбору домашней техники. Позвольте ребенку задавать вопросы, когда вы разговариваете с учителем информатики, идете в магазин или по телефону заказываете товары по почте.

- возложите на ребенка ответственность за обслуживание его компьютера. Конечно, задания будут меняться в зависимости от возраста (например, стереть пыль с экрана, установить новый жесткий диск).

- помогите ребенку стать умным пользователем программного обеспечения, особенно игр, независимо от вашего бюджета. Помогите ему обосновать потребности в определенном компьютерном продукте, отыскав нужные статьи или расспросив учителей и библиотекарей. («Почему тебе нужен (ты хочешь) этот продукт?», «Как этот компакт-диск поможет тебе в учебе?») Купив программу, попросите ребенка оценить ее качество.

- для начала поставьте компьютер туда, где вам будет легко быть в курсе занятий, игр и принимать в них участие. Отслеживайте используемые материалы, особенно содержание компьютерных игр (с. 47).

- определите в семье допустимые ограничения использования компьютера;

- если компьютеры не используются для выполнения домашнего задания, запретите их до завершения школьной работы;

- внимательно следите за тем, как ваш ребенок использует глобальные информационные сети, где есть продаваемые товары, а также сомнительная информация, в т.ч. о видах деятельности.

Опыт использования компьютеров детьми дома также довольно печален. Анализируя исследования и наблюдения, напрашивается вывод о том, что родители практически не подозревают о неизбежных переменах, которые произойдут «в лоне семьи» с появлением у ребенка компьютера. Даже продвинутым компьютерным пользователям требуется помощь, чтобы эффективно использовать оборудование, а школы должны «подправить» свои отношения с семьями учеников, если они хотят стать успешным связующим звеном в опыте положительного применения техники. Эффективное внедрение технологии не гарантировано, но выбор техники должен опираться на ценностное суждение о том, что является важным в жизни и учебе детей.

2 вопрос:

Несомненно, первая реакция на большинство компьютерных программ для детей – это восхищение. Однако взрослый должен понимать, что замечательные фокусы на экране выполняет компьютер, а не ребенок. Не нужно быть психологом, чтобы оценить значение компьютерных программ – стоит только «продраться» сквозь яркие картинки и оценить степень реальной умственной стимуляции. Чей же мозг растет и развивается – программиста или ребенка? К счастью, сейчас мы можем выбрать программы, которые значительно лучше (с. 29). Самое хорошее программное обеспечение позволяет ребенку действовать на один шаг дальше с «виртуальным» управлением, давая ему представление о трудно объяснимых понятиях, таких как симметрия, время и движение, и достаточное количество времени, чтобы поэкспериментировать с этими понятиями.

Независимо от того, насколько хорошо программное обеспечение, ребенку часто нужно руководство, как эффективно использовать его (с. 30).

Вот несколько практических советов по оценке программного обеспечения:

1. Определите, какую цель вы хотите достигнуть, реально учитывая возраст ребенка. Избегайте давать подросткам слишком продвинутые программы.

2. Если возможно, предварительно просмотрите программу и не всегда верьте заявлениям и обещаниям на программном пакете. (Если вы просматриваете ее вместе с ребенком, имейте в виду, что подростки часто с радостью отзываются на любую программную новинку, даже очень скучную.)

3. Ищите программы с разными уровнями трудности, ясными и понятными «графическими пользовательскими интерфейсами», чтобы ребенку было проще передвигаться по учебным характеристикам программы (с. 29).

4. Критически проверьте графику и звук, обратив внимание на художественную сторону материала. Хотите ли вы, чтобы этот материал повлиял на эстетические чувства и вкусы вашего ребенка?

5. Проверьте, связано ли содержание напрямую с обучением или только с видимостью информации, вставленной в «стрелялку» или игру, где надо нажимать на значки.

6. Стимулирует ли программа оригинальное мышление? Остается ли место для воображения ребенка?

7. Обратите внимание на наличие половых предрассудков в персонажах и действиях: изображены ли положительными персонажами и активными участниками одновременно мужские и женские персонажи?

8. Поищите действия, которые выходят за пределы работы на компьютере. Относятся ли они к программе и имеют ли какую-нибудь изначальную образовательную ценность? Есть ли вспомогательные материалы и некомпьютерные виды деятельности, обеспечивающие связный смысл и продолжение?

3 вопрос:

Современные сферы применения компьютеров можно разделить на четыре категории – типы учебного программного обеспечения:

1. Прикладные программы, или «инструментарий», для более эффективного выполнения повседневных задач (программы обработки текста (типа MicrosoftWord), крупноформатные таблицы (типа MicrosoftExcel), базы данных (типа MicrosoftAccess).

2. Программы для обучения основным умениям, например запоминанию таблиц умножения или звукотехники, для получения информации по таким темам, как динозавры или фотосинтез.

3. Каналы связи, например, с Интернетом и Всемирной компьютерной сетью для более быстрой передачи сообщений широкого поля действия или доступа к информации.

4. Компьютерные «среды», или модели, специально предназначенные для стимулирования содержательных знаний, мышления или умения находить решения. В эту категорию входят видеоигры, программы-симуляторы, например для изучения космоса, и языки программирования (особенно хорошо известный в России LOGO) (с. 34 – 35).

«Я нахожусь в библиотеке небольшой начальной школы, где в углу стоят четыре компьютера. Восемь школьников третьего класса были посланы сюда учителем, чтобы работать с компьютерной программой, предназначенной для мотивации писательских способностей. Сначала они создают картинку, выбирая из нескольких готовых фоновых рисунков, и дополняют сцену из большого набора значков; затем, по-видимому, используя свое воображение, они пишут рассказ.

Эти ребята уже раньше работали с программой, и они немедленно приступают к делу. Два мальчика умело вставляют пейзаж и добавляют реку, мост и пагоду (хотя они не знают этого названия). Они используют картинки деревьев и цветов и несколько минут спорят, где их расположить, экспериментируя с их размерами. Видно, что им весело и зрительные образы очень притягательны, но, тем не менее, написание рассказа еще не началось. Разговор сводится к смешкам и коротким фразам: «Это должно быть здесь»; «Хорошо». Другие группы занимаются тем же самым, но они все же что-то набирают на компьютере. Две девочки все время печатают свои имена, меняя шрифт.

В этот момент к ним подходит учительница, чтобы посмотреть, что они успели сделать. «Разве это не замечательно? — обращается она ко мне. — Это дает им тему для рассказа. Мы часто используем эту программу».

«Но прошла уже половина урока, а они еще ничего не написали», — говорю я.

Она поворачивается к детям: «Надеюсь, вы что-то пишете?»

На это одна серьезная девочка с отвращением отодвигается в другой угол, где она может пользоваться компьютером с простеньким старым микропроцессором без графики. Ее партнерша, не умеющая читать и направленная на коррекцию чтения и письма, продолжает вставлять, вымерять или вырезать картинки.

Подгоняемые учителем, двое мальчиков начинают свой рассказ: «Аднажды жил-был доктар в Японии...». Но вдруг им кажется, что картинка недостаточно яркая, поэтому они начинают возиться с ней и затем еще десять минут выбирают музыку. Вскоре они решают, что им не нравится история, и начинают стирать слова. К концу урока у них остается только одно слово «Япония». Другая группа учеников так ничего и не написала, кроме своих имен, а еще одна пара сделала картинку и напечатала следующий текст:

«На следующий день Лена, Даша, и Катя, они гуляли в лису, когда паявился валшебник. Я изполню все ваши три жиланъя, сказал волшебник. Даша сказала, мне надо падумат. Хорошо сказал волшебник» (с. 30 – 31).

Подобное приятное «обучение» можно назвать «развлекательным». Производятся подобные программы, главным образом, развлекательными компаниями, а не педагогами.

Опытный и способный учитель, имея время и силы для планирования и контроля, может разработать различные пути использования подобного программного обеспечения наиболее конструктивно. Но сможет ли оно дать больше, чем мы можем получить с помощью цветных карандашей, бумаги и картинок из книг (или хотя бы столько же)?

Выводы:

Во-первых, тот факт, что детям что-то нравится, совсем не означает, что это подходит для них или имеет образовательную ценность.

Во-вторых, обучение может быть действительно приятным, но это все равно тяжелая работа. В самом деле, упорная работа (с. 32), преодоление трудностей, решение проблем и, в конечном счете, успех – вот что формирует реальную мотивацию к обучению. Поощряя детей учиться, порхая в цветном мультимедийном мире, мы тем самым получаем дезорганизованный и недисциплинированный детский ум.

В-третьих, доступ к обрывочной информации, или ее запоминание или попытка сформировать случайный навык, затерянный между слоями интеллектуального чудо-хлеба, не имеют ничего общего с истинным обучением, которое требует установления смысловых связей между фактами и идеями. Сегодняшние дети перегружены информацией и спецэффектами, но, по свидетельству учителей, им трудно проследить логический ход мысли или связать идеи вместе.

Наконец, некоторые «умственные привычки», стимулируемые таким программным обеспечением, опасны для разума: импульсивность, решение проблем и задач методом проб и ошибок, игнорирование последствий и ожидание слишком легкого удовольствия. Даже так называемое интерактивное развлекательное обучение часто имеет подобные недостатки.

Поэтому перед тем как потратиться на программное обеспечение, посмотрите, какие образовательные цели оно выполняет. Затем убедитесь, что оно эффективно используется.

Советы по использованию программного обеспечения:

- находитесь рядом с ребенком, когда он (она) изучает программу, позволив ребенку быть при этом лидером. Найдите время (если потребуется, ненадолго остановите программу), чтобы поговорить о ней. Попросите ребенка рассказать, что происходит и почему случаются определенные вещи;

- е сли ребенок отвечает поспешно, уберите «мышку» (или уведите ребенка от монитора) и помогите ему выразить свою мысль;

- помогайте образному мышлению ребенка; с помощью карандаша и бумаги нарисуйте пространственный план комплексных (с. 33) программ: карты, таблицы, диаграммы и картинки от руки могут помочь ему понять содержание. Попросите ребенка с помощью компьютерной программы рисования рассказать вам о картинке, перед тем как ее нарисовать. Предложите ученику с помощью программы написания рассказов вкратце пересказать историю и описать или нарисовать картинку, перед тем как подходить к компьютеру. Это развивает планирование, воображение и образность, но также требует больше умственных усилий;

- попросите ребенка критически оценить значимость компьютерной программы. Обратите внимание на критерии оценки ее качества. Помогите ребенку стать разборчивым потребителем;

- делайте упор на «цели овладения умениями» («Ты очень старался, ты кое-чему научился, и, в конце концов, ты это сделал!»), а не на стремление получить награду. («Давай посмотрим, сколько ты можешь сегодня подстрелить...»);

- спросите себя: «Чему ребенок учится? Какие умственные умения стимулируются? Можно ли добиться той же цели или даже большего с помощью реального жизненного опыта?» Если да, возможно, лучше обратиться к реальным, а не виртуальным вещам (с. 34).

Использование информационных и педагогических технологий в учебном процессе

Остановимся на содержании понятий «педагогическая технология» и «информационная технология».

В понимании и употреблении первого из них существуют определенные разночтения.

Некоторыми авторами (В.М. Монахов, В.И. Овсянников, Н.Н. Суртаева, А.Ф. Фрадкин и др.) педагогическая технология рассматривается в логике системного подхода и единства деятельности преподавателя и обучающегося. Сама же педагогическая технология понимается как системное, концептуальное, нормативное, инвариантное описание технологических процедур по проектированию, организации и проведению учебного процесса, созданию продуктивной во всех деталях модели совместной деятельности преподавателя и обучающегося, направленной на достижение цели с включением всего арсенала элементов педагогической системы, обеспечивающей безусловные комфортные условия для ее субъектов. Неукоснительное выполнение этих технологических процедур гарантирует достижение планируемого результата [171, 15], [176, 13 – 53], [204, 98].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.