Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Архитектура русского модерна

Скульптура.

Архитектура второй половины XIX в.

Вторая половина XIX в. – это время эклектики. Дворец великого князя Владимира Александровича в Петербурге (архитектор А, И. Резанов, 1867-1871) выстроен в стиле итальянского палаццо, с использованием в интерьере рококо, классицизма, «русского» стиля Псевдорусский стиль обязан своим возникновением увлечению древнерусским зодчеством, деревянной архитектурой, резьбой, вышивкой. Фасады зданий украшались «мраморными» полотенцами и кирпичными «вышивками». Шатры и узорочье XVIII века было особенно популярно в качестве форм. К концу 80-х гг. вырабатывается своего рода стереотип здания в национальном стиле (здание Исторического музея в Москве, архитекторы А. А, Семенов, В. О. Шервуд; здание Городской Думы или музей В. И. Ленина, архитектор Д. Н. Чичагов). Здание Верхних Торговых рядов или ГУМ (архитектор Померанцев) завершено островерхними кровлями, игрушечными башенками, фигурными наличниками.

 

Кризисное положение архитектуры отразилось в скульптуре, где монументальность и синтетичность форм на время была утрачена (памятник Пушкину в Москве, скульптор А. М. Опекушин;. «Памятник Тысячелетию России», скульптор М. О. Микешин).

М. М. Антокольский (1843-1902) компенсирует отсутствие монументальности изображением «монументальных» личностей («Иван Грозный», «Петр I», «Ермак», «Христос», «Смерть Сократа», «Спиноза» и др). Скульптор склонен к символико-аллегорическим обобщениям. Выразительность формы подменяется выразительностью пантонимы, пазы, жеста, мимики. Принадлежавший к «старым» передвижникам, Антокольский ближе всего стоит к Крамскому и Ге.

 

Лекция. Русское искусство 1870-1917 гг.

На рубеже веков сложился стиль, затронувший все пластические искусства, начиная, прежде всего, с архитектуры, в которой долго господствовала эклектика, и кончая графикой, получивший название стиля модерн. Модерн – синтез архитектуры, живописи и декоративных искусств. В скульптуре модерн проявился текучестью форм, особой выразительностью силуэта. В живописи – символикой образов, пристрастием к иносказаниям.

Этот стиль нашел отражение прежде всего в московском зодчестве, постепенно вырабатывая характерные признаки: отрицание симметрии; внимание к внутреннему декоративному убранству, которое строится на соотношениях гнутых форм и линий; создание архитектурных сооружений “изнутри – наружу”.

Ф. О. Шехтель (1859-1926) – московский архитектор, строит доходные дома, особняки, здания торговых фирм, фокзалы, где оставляет свой характерный подчерк. Еду свойственно органическое наращивание объемов, резной характер фасадов, использование балконов, крылец, эркеров, введение в архитектурный декор стилизованное изображение лилий или ирисов, применение витражей, разной фактуры материалов, введение мозаичного фриза, поясов из поливных керамических плиток (Особняк Рябушинского у Никитских ворот в Москве, 1900-1902; здание Ярославского вокзала в Москве, 1903).

Иногда традиции древнерусской архитектуры трактуются через приемы модерна (Казанский вокзал в Москве, 1913-1926, арх. Щусев; Старое здание Третьяковской галереи (1901-1906, арх. В. М. Васнецов).

Модерн получил развитие и в Петербурге. Архитектор Сюзор в 1904-1906 гг. строит здание компании Зингер на Невском проспекте (теперь Дом книги). Здесь земная сфера на крыше здания символизирует международный характер деятельности фирмы. В облицовке здания использованы ценные породы камня (граним, лабрадор), бронза, мозайка.

Но на петербургский модерн оказал влияние классицизм(особняк А. А. Половцева на Каменном острове в Петербурге, 1911-1913 гг., арх. И. А. Фомин). Наиболее интересными выразителями этой тенденции стали Ф. И. Лидваль, Н. Ляличев, В. Щуко (гостинница “Астория”, арх. Ф. И. Лидваль).

В изобразительном искусстве к модерну близки “мирискуссники”, Врубель (“Сирень”, “Пан”), К. Серов (“Портрет Иры Рубенштейн”, “Похищение Европы”).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Пейзажная живопись 70-х - 80-х гг | Жанровая и историческая живопись, пейзаж конца века
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 619; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.