Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственные и сословные реформы Петра I




Государственный механизм. В 1701г. функции совета приближенных людей при царе перешли от формально до той поры существовавшей Боярской Думы к Ближней Канцелярии, состоявшей в разное время из 8 - 14 министров. Каждый из министров назначался лично царем, принадлежность к аристократическим фамилиям была необязательна.

После создания на период Прутского похода в 1711г. Правительствующего Сената исчезают последние упоминания о Боярской Думе. Таким образом, исчезает единственный орган, хотя бы формально ограничивавший самовластие монарха. Функции Сената, перечисленные в мартовском указе 1711г., не давали ему никакой возможности влиять на дела в государстве помимо воли царя. Немного позже абсолютная власть монарха получила и юридическое закрепление: в толковании к артикулу 20 Воинского устава (1716г.), в Регламенте, или Уставе духовной коллегии (1721г.)

Впоследствии изменениям подвергся весь государственный аппарат, причем в основу реформ были положены как западноевропейский (в основном шведский) опыт, так и теоретические изыскания иностранных ученых. И то и другое плохо вязалось с российской действительностью, а при характерных для Петра I методах внедрения новшеств не могло дать ожидаемого положительного результата.

Коллегии, во время царствования Петра I заменившие многочисленные приказы, в основном являлись отраслевыми органами управления. Согласно мысли царя, воодушевленного идеями Лейбница о "государственной машине", коллегии должны были как колеса в часовом механизме приводить в слаженное движение одна другую, но... Как и большинство реформ Петра I, реформа коллегий явно не достигла ожидаемого результата: повсеместно царил хаос и неразбериха. Чтобы исправить положение, царь избрал порочный путь — были учреждены дополнительные органы управления — "министерские консилии". При этом между всеми тремя органами центрального управления не было четкого разграничения функций и полномочий, что еще более запутало ситуацию. В итоге в течение всего XVIII в. коллегиальная система постепенно отмирала и прекратила свое существование в правление Александра I.

В это же время указом 1714г. законодательно было закреплено доносительство в государственных масштабах — был учрежден институт фискалов. В должностные обязанности этих чиновников входило возбуждение уголовных и гражданских дел, по которым не имеется челобитчика, а также негласный надзор за деятельностью государственных служащих на предмет выявления казнокрадства и нарушений законности. При этом фискалы по закону в большинстве случаев не несли наказания в случае предоставления ложной информации и, кроме того, получали четвертую часть от каждого штрафа по доносу. Такая практика, наряду с полезной деятельностью фискалов, способствовала развитию произвола и злоупотреблений в их рядах. Так, первый обер-фискал А. Нестеров, в свое время отдавший под суд собственного сына, был в итоге колесован за взяточничество.

В период правления Петра I были учреждены должности генерал- прокуроров при Сенате и Синоде, а также прокуроров при коллегиях и надворных судах, призванных наблюдать за соблюдением законности в деятельности вверенных им органов. При Екатерине II структура прокурорских органов стала более четкой. Во главе ее стоял генерал- прокурор империи, которому подчинялись прокуроры при губернских правлениях (последние находились также в подчинении губернаторов), тем, в свою очередь, подчинялись прокуроры губернских сословных судов.

Петр I не мог в своей деятельности обойти вниманием церковь- единственный институт, имевший возможность оспаривать влияние государя на подданных. Принимая во внимание моральное разложение, царившее в рядах служителей религии, царь в 1705г. провел чистку церковных рядов, взяв в рекруты и переведя в податное сословие большое количество церковных и монастырских служителей. Кроме того, после смерти патриарха Адриана, Петр отказал архиереям в возможности избрания нового патриарха, назначив местоблюстителем патриаршего престола митрополита Стефана Яворского. А в 1721г. церковь была поставлена в жесткие рамки государственного органа. Высшим церковным органом страны стала тогда Духовная коллегия (Святейший Синод) во главе с обер-прокурором. Причем, если для надзора за обер-прокурором Сената к нему были приставлены фискалы, то за деятельностью обер-прокурора Синода наблюдали инквизиторы во главе с прото-инквизитором. Постепенно обер-прокурор получил в свои руки практически неограниченную власть в церковных делах.

Для управления хозяйственными делами церкви был воссоздан Монастырский приказ. Отныне церковь обязана была платить в государственную казну различные подати и исполнять государственные повинности.

В период правления Екатерины II все земельные владения церкви были секуляризированы и для управления ими, а также церковными крестьянами была создана Коллегия экономии. Тогда же церковные иерархи были переведены на государственное жалование, что окончательно сблизило их с государственными служащими.

Создание регулярной армии и флота. Практически все изменения, произошедшие во время царствования Петра I, были обусловлены потребностями войны, в течение 21 года разорявшей страну. Реформа армии началась еще во время правления Ивана Грозного, создавшего первые полки "иноземного строя". К моменту воцарения Петра I они составляли более половины численности русской армии (63 полка, 90 000 солдат). Уже в то время были введены все иностранные воинские звания, что обычно приписывается Петру I.

Для руководства армией были созданы Разрядный приказ, приказ военных дел и еще ряд специальных приказов. Для обобщения практического опыта в области тактики, военной подготовки и организации армии в 1716г. был создан Устав воинский.

Созданная в рассматриваемое время система рекрутских наборов была в соответствии с характером императора направлена на удовлетворение интересов государства без малейшего внимания к человеческой личности. Рекрутов к местам службы доставляли в кандалах, без учета погодных условий, без должного снабжения продовольствием. До распределения новых солдат по армейским частям, содержали их в тюрьмах "в великой тесноте". Такое отношение приводило не только к массовым дезертирствам, но и к увеличению за счет беглых солдат количества разбойничьих шаек.

Во время битвы под Полтавой впервые в истории России были созданы заградительные отряды, которые должны были под страхом смерти удерживать войска от бегства с поля боя.

Для подготовки военных специалистов было создано несколько специальных военных школ: бомбардирская (1698г.), артиллерийские (1701, 1712гг.). Условия существования в них обучающихся, в том числе и дворянских детей, были катастрофическими.

При этом сама армия была приоритетным направлением во внутренней политике Петра I. Была придумана особая система содержания армии, которая была применима разве что на оккупированной вражеской территории. Все полки были размещены на территории отдельных губерний, население которых обязано было снабжать их всем необходимым. На армейские части была возложена кроме того обязанность сбора подушной подати с населения, что еще больше накаляло отношения обывателей и армии. Полковое начальство получило полномочия надсмотра за деятельностью губернаторов и воевод. Любой чиновник гражданской администрации мог подвергнуться издевательствам со стороны военного командования. Российская армия по сути вела себя как на неприятельской территории.

Значение завоевания Россией Прибалтики было несоизмеримо с количеством затраченных средств и погубленных жизней. Порт Архангельск приносил в то время более трехсот тысяч рублей дохода в год и отнюдь не представлял из себя убыточного предприятия. Учитывая такое положение вещей, заслуживает внимания версия о том, что мысль военной экспансии к берегам Балтийского моря была внушена Петру I в юном возрасте датским послом в России, ярым противником Швеции, Фридрихом фон Габелем.

Русский флот, построенный для удержания господства на Балтике, состоял из чрезвычайно некачественных кораблей, которым после смерти Петра I просто не нашлось применения. В результате во время правления Екатерины I его пришлось создавать заново. Об условиях же существования матросов лучше всего говорит свидетельство адмирала Паддона: "русский флот, вследствие дурного продовольствия потерял людей вдвое больше любого иностранного флота".

Для руководства флотскими делами была создана Адмиралтейств коллегия. Для регламентации службы на Флоте был издан Морской устав (1720г.). Для подготовки морских военачальников была в 1715г. открыта Морская академия, слушатели которой в большинстве своем ходили "наги и босы".

Таким образом, приходится констатировать, что и военные реформы, начатые предшественниками Петра I, хотя и привели к созданию одной из самых сильных армий в Европе, были им проведены крайне неумело, с полным пренебрежением к человеческой личности, что заставляет в очередной раз решать вопрос соотношения целей и средств.

Правоохранительные органы. Для охраны существовавшего порядка во время царствования Петра I была создана регулярная полиция. В 1718г. в Петербурге была создана должность генерал- полицмейстера, а в 1722г. в Москве-обер-полицмейстера, которые руководили деятельностью подчиненных им канцелярий полицмейстерских дел. В помощь полиции были в городах приданы старосты улиц и десятские, из числа ремесленников и купцов. К 1733г. полицмейстерские конторы были созданы в 23 городах России. Деятельности полиции в области охраны порядка, городского благоустройства, поимки беглых крестьян и т.п. государство придавало большое значение, что зафиксировано в "Регламенте Главному магистрату", где полиция называется "душой гражданства и всех добрых порядков".

Для ведения следствия и суда по политическим делам был создан Преображенский приказ. Он в начале XVIII в. был главным органом политической полиции.

В 1718г. для расследования дела царевича Алексея была создана Тайная канцелярия, которая вершила следствие и суд по политическим делам в Петербурге и его окрестностях.

В деятельности этих органов активно использовалась пытка, применение которой было регламентировано специальным царским документом: "Обряд, как обвиняемый пытается". Пытка, которая и в Европе в то время была распространена повсеместно, при Петре I была превращена в индустрию.

Реформы местного управления. С 1699г. начались изменения в системе органов управления городами. В Москве была создана Бурмистерская палата, в 1700г. переименованная в Ратушу, во главе с президентом. В ее ведении находилось управление посадским населением и сбор доходов со всех российских городов. На местах управление городскими делами находилось в компетенции бурмистерских (земских) изб, независимых от воевод, на которых лежали только военные и полицейские функции. В 1702г. воеводам было предписано управлять совместно с дворянскими выборными советами.

В 1721г. был издан Регламент Главному магистрату, а в 1724г. — Инструкция городовых магистратам, которые определяли всю деятельность этих органов управления. Городовые магистраты являлись коллегиальными выборными органами управления. Их компетенция распространялась на финансовые, судебные и организационные вопросы.

В 1708г. вводилось новое административно- территориальное деление страны. В соответствии с императорским указом вводилось 8 губерний во главе с губернаторами, в руках которых находилась административная, судебная и военная власть. В Азовской и Петербургской губернии были учреждены должности генерал- губернаторов. В 1713г. при губернаторе были учреждены ландратские комиссии из числа местных дворян для наблюдения за деятельностью губернаторов. Исполнительным органом при губернаторе была губернская канцелярия, ведавшая различными административными, судебными и финансовыми вопросами.

Губернии делились на уезды во главе с комендантами. Вскоре административно- территориальное деление стало трехзвенным: появились провинции во главе с обер-комендантами. В 1715г. уезды были ликвидированы, а в 1719г. вместо них были созданы дистрикты (округа) во главе с земскими комиссарами.

В 1724г. территория страны была разделена на полковые дистрикты для усиления военно-карательных средств на местах, сбора подушной подати и т.д. Две параллельных системы управления (гражданская и военная) постоянно мешали друг другу, что после смерти Петра I привело к реорганизации системы управления. Были ликвидированы земские и полковые комиссары, Главный магистрат. Вместо упраздненных дистриктов восстанавливались уезды.

Общественный строй. Рассматриваемый период в истории России характеризуется серьезными изменениями в сословном делении общества. Сословная структура становится более простой и четкой за счет консолидации основных социальных слоев. В первую очередь это относится к феодальному сословию, ранее делившемуся на многочисленные группы. Во время царствования Петра I все они были объединены в единое "шляхетское" сословие, хотя к концу правления первого российского императора в обиход стал возвращаться поднятый на новый уровень термин "дворянство".

Для постоянной подпитки правящего сословия свежими кадрами была предусмотрена возможность получения дворянского титула лицами, получившими образование, за гражданскую или военную службу ("Табель о рангах" 1722г.), вложение больших капиталов в производство.

Надо отметить, что в период властвования Петра I дворянство можно называть привилегированным сословием с одной оговоркой: все его привилегии оборачивались с другой стороны обязанностью для всех дворян получать образование (вбивавшееся командно- административными методами), а для обделенных наследством кадетов (дворянских детей), еще и служить на государственной или военной службе за жалование (выплачивалось последнее крайне нерегулярно). Эти благие намерения Петр I реализовывал со свойственной ему горячностью, неосмотрительностью, без какого- либо предварительно разработанного плана. В итоге значительное количество дворян больше страдало от своей родовитости, нежели получало от этого выгоду.

Ситуация с эксплуатируемым сословием была более сложна и неоднозначна. С одной стороны, исчезли различные мелкие группы и подгруппы зависимых крестьян и холопов, образовавших единое крестьянское сословие. С другой стороны, в их стане шло разделение по принципу принадлежности тому или иному собственнику: государству, церкви (экономические крестьяне), императорской династии или отдельным феодалам (частновладельческие крестьяне в случае приписки к заводам и фабрикам образовывали слой посессионных крестьян). Выход из крестьянского сословия возможен был лишь в случае прохождения службы в армии, куда крестьянам было разрешено вступать добровольно.

И именно при Петре I в стране появилось крепостничество в самом негативном смысле этого слова (указ 1711г. "О крепости крестьянской"). Отныне любой крестьянин по желанию хозяина мог быть убит, разлучен со своей семьей и продан на сторону, сослан навечно на каторгу и т.п. Таким образом, из ограниченного в правах, пусть и зависимого человека крестьянин волей Петра I стал вещью, рабом.

Городское сословие также делилось на несколько замкнутых сословных групп как податного, так и привилегированного населения. При этом отдельные городские социальные группы, как и в случае с крестьянством, имели внутреннее деление (например, купечество трех гильдий).

Духовное сословие находилось под полным контролем государства, которое стремилось ограничить доступ извне в те две группы, на которые оно делилось: белое духовенство (священники) было в основном наследственным, а в черное (монашество), допускались лишь некоторые младшие отпрыски дворянских семей, что диктовалось необходимостью для Петра I мобилизации всех людских ресурсов в условиях затяжной войны.

Остальные промежуточные сословные группы допетровской России были ликвидированы путем слияния с тем или иным сословием в период петровских преобразований.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1200; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.