Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Имущественные отношения, Обязательственное право

· В Русской правде существуют понятия: отдача имущества на хранение (поклажа), простой заём, бескорыстная ссуда, одолжение по дружбе, отдача денег в рост из определённого условленного процента, процентный заём краткосрочный и долгосрочный, торговая комиссия, вклад в торговое компанейское предприятие.

· Определённый порядок взыскания долгов с несостоятельного должника при ликвидации его дел, то есть порядок торгового конкурса с различением несостоятельности злостной и несчастной.

· Существует несколько видов кредитного оборота.

· Холоп наиболее бесправный субъект права:

~ Все, чем он обладал, являлось собст­венностью господина.

~ Все последствия, вытекаю­щие из догово­ров и обязательств, которые заключал холоп (с ведома хозяина), также ложились на господина.

~ Личность холопа как субъекта пра­ва фактически не защища­лась законом.

~ За его убийство взимал­ся штраф как за уничтожение имущества либо господину переда­вался в качестве компенсации другой холоп.

· За­куп — человек, работающий в хозяйстве феодала за «купу» — заем, в который могли включаться разные ценности.

· Основная масса населения разделялась на свободных и зависимых людей, существо­вали также промежуточные и переходные категории.

· Юридически и экономически не­зависимыми группами былипосадские люди исмерды-общинники(ониуплачивали налоги и выполняли повинности только в пользу государства).

· Городское население де­лилось на: боярство, духовенство, купечество, «низы» (ремес­ленники, мелкие торговцы, рабочие и пр.).

· Свободный смерд-общинник:

~ Обладал определен­ным имуществом, которое он мог завещать детям (землю - сыновьям).

~ При отсутствии наследников его имущест­во переходило общине.

~ Закон защищал личность и имущество смерда.

~ За со­вершенные проступки и преступления, а также по обязательствам и договорам он нес личную и имуществен­ную ответственность.

~ В судебном процессе смерд выступал пол­ноправным участником.

· Кража движимости карается штрафом, возвращением похищенного и возмещением убытка. При похищении некоторых движимых объектов (рабов, скота) применялась процедура розыска и преследования последам.

· Движимое имущество отдается в залог и передается по наследству.

· Кодекс строился по казуальной системе, то есть рассмартивались все возможные жизненные ситуации.

Нормы Русской Правды защищают частную собственность, регламентируют порядок ее передачи по наследству, по обязательствам и договорам

"Поучение" написано не ранее 1117 года, когда Мономаху было уже 64 года.

♦ Осуждение того беззакония, на которое пытались его подбить князья. Хочет показать всю пагубность междоусобных войн, которые часто раздирали в то время Русь.

♦ Поучению о христианской жизни, адресуя свое "Поучение" своим детям, и любому другому христианину.

♦ Пропагандирует образ человека кроткого, воздержанного в речах, смиренного умом:

♦ Христианские добродетели: любви к врагам и ненависти ко греху.

♦ Власть имущим он советует со всеми поступать милосердно:

♦ Не забывает Мономах и о помощи убогим, вдовицам и сиротам.

♦ Призывает к уважению священнослужителей:

♦ Он призывает не иметь гордости в сердце, приводя на ум свою смертность.

♦ Увещевает чтить старых, как отца, а молодых, как братьев.

♦ В дому не лениться, не полагаться на домоправителей и смотреть за всем самому.

♦ не полагаться на воевод, не предаваться питью или еде, или спанью, самому расставлять стражу со всех сторон; ложиться спать около воинов и рано вставать.

♦ остерегаться лжи, пьянства и блуда, от которых погибает и душа, и тело.

♦ Во время своих походов необходимо поить и кормить нищих, которые будут встречаться на пути, чтить гостя, откуда бы ни пришел: простолюдин он, знатный или посол.

Политическая полемика нестяжателей и иосифлян (стяжателей)

Представители обоих этих направлений мысли принадлежали к внутрицерковным кругам и ставили перед собой задачу улучшения работы всей церковной организации, но по-разному представляли себе идеалы монашеского служения и статус монастыря.

«Нестяжательство»

~ С конца XV в. острую полемику стали вызывать экономическое положение церкви и ее владельческие права

~ Право владеть населенными землями и использовать подневольный труд живущих на ней крестьян. Активно обсуждались претензии церкви на вмешательство в политическую жизнь страны.

~ Предложение реорганизации деятельности церкви и потребовавшее отторжения от нее земельных владений,

~ Категорически отрицавшее возможность вмешательства со стороны церкви в политическую деятельность государства.

Основатель - Нил Сорский (1433–1508),

© Человек - неизменная величина с присущими ей «от века» страстями, самой пагубной - сребролюбие, возникло под воздействием внешней среды; задача православного христианина состоит в его преодолении.

© Идеал - общинное устройство.

© Наемный труд допустим только для оказания помощи немощным и старым.

© Накопление богатств нельзя оправдать «благими целями».

© Нестяжательному человеку следует творить душевную милостыню.

© Не допускал владения частной собственностью ни отдельным монахом, ни монастырем.

© Соотношение духовной и светской властей: каждая должна иметь свою сферу деятельности и свои способы и методы ее осуществления, и не влиять на другую.

© Категорически отрицает возможность насилия над свободной волей человека.

© Исключают возможность наказания еретика силами и средствами государства. Даже церковь не имеет прав преследовать человека за убеждения, она лишь обязана помочь дружеской беседой, советом и наставничеством.

Ученик Нила Вассиан Патрикеев

© Поставил вопрос о ликвидации монашества как института, разграничении сфер деятельности церкви и государства, запрещении преследования за убеждения.

© Защита интересов черносошных крестьян, страдавших от монастырской земельной экспансии.

Максимом Греком (ум. 1556),

© Отрицание вотчинных прав монастырей.

© Внимание уделил? законности в действиях верховной власти, устройству правосудия в стране, определению курса внешней политики, проблемам войны и мира.

© Законные способы происхождения власти: наследственное восприятие престола и занятие его выборным путем.

© В выборах должны участвовать не только бояре и дворяне, но и «простейшие».

© Авторитет великого князя московского весьма высок -«высшим царем», а Московское государство– «всевидимой, преславной державой».

© Критиковать действия верховного правителя возможно вплоть до признания его правления «мучительским», но предпринимать что-либо против него недопустимо.

© Предпочтительной формой власти - организация, в которой царь управляет своим народом с помощью советников. Плохих советников следует немедленно удалять, чтобы царь не подвергался их влиянию.

© Необходимости ограничения верховной власти законом.

© Войны допустимы только в случае «крепчайшия нужи».

© Осуждает иерархов церкви, «поостряющих» царей и князей вести «мужегубительные брани» и наставляющих людей своими молитвами «убивати и пленяти».

© Однако, поскольку существуют враги, покушающиеся на государственную независимость и территориальную целостность страны, то следует иметь сильное, хорошо обученное и многолюдное воинство.

© Царю необходимо проявлять заботу о воинах, награждать их, особенно заботиться о пострадавших в бою, возмещать утраты семьям погибших и т.п.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Хозяйственные воззрения Капитулярия о поместьях | Феодосием Косым
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.