Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 7. Характеристика основных отрасей промышленности




Машиностроение и металлообработка

Ведущая роль в тяжелой промышленности области уже многие десятилетия сохранялась за машиностроением и металлообработкой.

Основным направлением машиностроительной промышленности области является транспортное и оборонное машиностроение. Транспортное машиностроение представлено автомобилестроением, судостроением, производством дизельных двигателей, самолетостроением, станкостроением и др. Ведущую роль играет автомобилестроение. Область является российским лидером в производстве автомобильной техники специального назначения - гусеничных тягачей, внедорожных грузопассажирских автомобилей, микроавтобусов.

 

Автомобилестроение в регионе берет свое начало с 1932 года, когда был построен и пущен Горьковский автомобильный завод первенец советского автомобилестроения.

Завод был основан в 1932 году как Нижегородский автомобильный завод имени В. М. Молотова. История предприятия:

31 мая 1929 года ВСНХ СССР и американская фирма Ford Motor Company заключили соглашение о технической помощи по организации и налаживании массового производства легковых и грузовых автомобилей. Основой производственной программы были выбраны модели Ford-А и Ford-АА.

Нижегородский автомобильный завод (НАЗ) вступил в строй 1 января 1932 и в этом же году с его конвейера сошёл первый 1,5-тонный грузовик НАЗ-АА (с 1933 года — ГАЗ-АА). В декабре того же года началась сборка легкового автомобиля ГАЗ-А с открытым 5-местным кузовом «фаэтон».

Несмотря на то, что первые автомобили завода изготавливались по чертежам американской фирмы Ford, они уже изначально несколько отличались от американских прототипов

17 апреля 1935 года, с конвейера завода сошёл стотысячный автомобиль. Это был легковой ГАЗ-А. Таким образом, ГАЗ оказался первым автомобилестроительным предприятием в стране, выпустившим 100 000 автомобилей.

В годы Великой Отечественной войны предприятие было целиком переориентировано на выпуск военной техники.

В начальный период войны в кратчайшие сроки был освоен выпуск джипов ГАЗ-64 и лёгких танков Т-60. В начале 1944 года было начато производство лёгкого танка Т-80, но затем его свернули в пользу выпуска самоходных установок СУ-76 и позже СУ-76М, необходимых для противотанковой артиллерии. Кроме того, ГАЗ массово выпускал двигатели, миномёты и прочую продукцию военного назначения.

В 1943 году только за месяц, с 4 по 22 июня, германская авиация бомбила ГАЗ семь раз. Серьёзные разрушения получили 50 корпусов и зданий.

По окончании Великой Отечественной войны на заводе была проведена работа по замене всего довоенного модельного ряда, разработка которого была начата частично до войны и активно возобновилась в 1943—1945 гг. Уже в первом послевоенном 1946 году в серию пошли знаменитый седан «Победа». В 1956 году на смену «Победе» пришёл седан среднего класса «Волга» ГАЗ-21, претерпевший на пути к массовому производству ряд модернизаций. В 1959-м «ЗИМ» сменила элегантная «Чайка» ГАЗ-13, продержавшаяся в производстве свыше двух десятилетий.

Во второй половине 1950-х ведётся подготовка производства третьего поколения грузовых автомобилей, включавшего модели ГАЗ-56 (грузоподъёмность 1,5 т), ГАЗ-52 (2,5 т) и ГАЗ-53 (3,5 т). Для Советской армии в 1958-м был освоен десантный 1,2-тонный грузовик ГАЗ-62 с кабиной над двигателем.

В 1960-е завершилось обновление линейки грузовых автомобилей. Вставшие на конвейер ГАЗ-52 (1961), ГАЗ-53 (1961) и ГАЗ-66 (1964) образовали третье поколение грузовых автомобилей ГАЗ.

С начала 1960-х на смену знаменитой «21-й» «Волге» велась разработка легкового автомобиля ГАЗ-24 «Волга»,

В 1977 году начался выпуск ГАЗ-14 «Чайка» — представителя третьего поколения легковых автомобилей большого класса. Этот автомобиль славился высоким техническим уровнем и комфортом.

В марте 1981 года с конвейера завода сошёл 10-миллионный автомобиль ГАЗ.

В 1989 году на волне перестройки на заводе начались инициативные работы по созданию малотоннажного грузовика полной массой до 3,5 тонн. Благодаря системе конструирования САПР и ускоренной процедуре испытаний будущее семейство «ГАЗель» встало на конвейер в рекордно короткие сроки — ещё в первой половине 1990-х. Появившийся в июле 1994 года малотоннажный грузовик «ГАЗель» полной массой 3,5 т стал первой послевоенной серийной полуторкой ГАЗ. Позже семейство «ГАЗель» стало самой востребованной малотоннажной серией в зарождающемся классе LCV, чрезвычайно популярном у мелкого и среднего бизнеса и прочих отраслей постсоветской экономики, став, таким образом, настоящим спасителем предприятия и обеспечив ему достаточно устойчивые перспективы развития.

Во второй половине 1998 года в производство было запущено второе семейство малотоннажных грузовиков и микроавтобусов ГАЗ «Соболь» полной массой до 2,8 т. В 1999 году внедорожный грузовик двойного назначения ГАЗ-66, выпущенный почти миллионным тиражом, был заменён более совершенным капотным грузовиком ГАЗ-3308 «Садко», также принятым на вооружение Российской армии.

Со второй половины 1990-х проводились активные работы по созданию семейства малотоннажных пикапов и внедорожников ГАЗ-2308 «Атаман», ГАЗ-23081 «Атаман Ермак» и ГАЗ-3106 «Атаман-2».

В ноябре 2000 года контрольный пакет ОАО «ГАЗ» был приобретён компанией «Базовый элемент», Олега Дерипаски. В 2001 году ОАО «ГАЗ» вошло в состав автомобилестроительного холдинга «РусПромАвто», который в результате кардинальной реструктуризации 2005 года преобразован в холдинг «Группа ГАЗ», где ОАО «ГАЗ» отведена роль головного предприятия. Соответственно все продукты «Группы» были распределены между дивизионами, сформированными по производственному, а не территориальному принципу. Специализация ОАО «ГАЗ» по выпуску лёгких и средних коммерческих автомобилей была сохранена. По данным «Группы» она занимает 7-е место в мире по выпуску лёгких коммерческих автомобилей.

Уже в конце 2000 года на ГАЗе началась крупная реорганизация. Впоследствии ряд перспективных направлений, в том числе программа выпуска пикапов и внедорожников «Атаман», легковой автомобиль ГАЗ-3115 сегмента D и ряд других проектов были свёрнуты из-за недостатка финансовых средств и низкой маркетинговой привлекательности. Была кардинально реорганизована дилерская сетьВ 2005 году предприятие смогло освоить серийный выпуск нового семейства низкорамных среднетоннажных грузовиков ГАЗ-3310 «Валдай», а общее оживление экономики повысило спрос и на традиционные среднетоннажные грузовики ГАЗ-3307, 3309 и ГАЗ-3308 «Садко».

«ГАЗ» экспортирует свою продукцию в более чем 30 стран мира. Традиционными рынками сбыта являются страны Восточной Европы и СНГ, Юго-Восточной Азии, Южной Америки, Ближнего Востока и Африки.

За годы существования завода было освоено более 100 моделей и модификаций автомобилей, изготовлено свыше 15 млн. легковых и грузовых машин. В настоящее время ОАО «ГАЗ» - самое крупное предприятие в области. В структуру завода входят 5 крупных заводов, 10 самостоятельных производств, более 100 цехов, 2 мощных завода по изготовлению строительных материалов, научно-технический центр и испытательный полигон, агропромышленный комбинат. «Группа ГАЗ» входит в дивизион «Автокомпоненты». Автозавод имеет тесные связи с множеством заводов – смежников: в Саранске действует завод самосвалов, в Арзамасе - бронетранспортеров, в Заволжье – гусеничных тягачей, а Павлове – автобусный, в Н.Новгороде – спецавтомобилей, в Шумерле, Козловке (Чувашия) и Красногорском (Марий-Эл) заводы автофургонов. Кроме этого автозавод имеет широкие производственные связи с предприятиями, поставляющими комплектующие изделия, узлы, материалы, оснастку. Система различных производств автостроения распространилась по территории области и стала основным компонентом Нижегородского территориально-производственного комплекса. Так, с завода «Этна» на ГАЗ поступают автонормали (крепежный материал), из Заволжья с ЗМЗ – моторы, из Лыскова – электротехника: автосигналы, стеклоочистители, электропровода, из Павлова – шоферский инструмент и кузовная арматура, с Бора – автостекло «триплекс», из Лукино – рули, из Богородска – искусственная кожа для сидений, из Саранска – стальное литье и резинодетали, из Кирова – автошины, из Владимирской области – автоприборы, узлы и оснастки с заводов коробок передачи скоростей, штампов и прессформ, станки со станкозавода в Н.Новгороде и т.д.

В автомобилестроении области важную роль играет Павловский автобусный завод (ПАЗ). В 1932 г. в Павлове был построен завод автотракторного инструмента, который в 1952 году был преобразован в ПАЗ в связи с передачей автобусного производства с Горьковского автозавода. Именно за счет ПАЗа к началу 21 века Нижегородская область стала в России абсолютным отечественным лидером в автобусостроении. Здесь производят автобусы для сельского бездорожья, для городских маршрутов с большой длиной салона, междугородние туристические автобусы повышенной комфортности. На предприятии идет обновление базовой модели малого автобуса ПАЗ-3205. ОАО «Па́вловский авто́бус» (ранее Па́вловский авто́бусный заво́д им. А. А. Жда́нова) — производитель автобусов малого (в основном), среднего и большого классов в России. Расположен в городе Павлово Нижегородской области.

Решение о создании в Павлово завода для обеспечения Горьковского автозавода и других автомобильных предприятий шоферским инструментом и кузовной арматурой было принято в 1930 году. В 1932 году строительство было завершено и начался выпуск продукции. В 1952 году завод был переименован в Павловский автобусный завод (ПАЗ). В 1989 году начался серийный выпуск автобусов ПАЗ-3205. Эта модель до сих пор является основой продукции завода.

В конце 1990-х — начале 2000-х годов были разработаны новые модели автобусов среднего и большого классов: ПАЗ-5271, ПАЗ-5272, ПАЗ-4230, ПАЗ-4234, а также низкопольный автобус малого класса ПАЗ-3237.

Арзама́сский машинострои́тельный заво́д В 1969 году в Арзамасе (Горьковская, ныне Нижегородская область) началось строительство завода по производству запасных частей для грузовиков ГАЗ. Спустя три года предприятие выпустило первую продукцию — гидравлические амортизаторы. В дальнейшем в ассортименте завода появились коробки передач для автомобилей Ереванского автозавода, карданных валов для автомобилей ГАЗ, гидронасосов, деталей передней подвески для «Волги».

В 1983 году после освоения выпуска бронетранспортеров, ставшие основной продукцией завода предприятие было переименовано в Арзамасский машиностроительный завод производственного объединения ГАЗ. В те годы завод выпускал до 200 бронетранспортеров. На рубеже восьмидесятых-девяностых годов на базе бронетранспортера БТР-80 был разработан ряд его гражданских модификаций. В настоящий момент АМЗ выпускает, помимо военных образцов, базовый плавающий вездеход универсального назначения ГАЗ-59037 и специальную технику на его базе, пожарные машины ГАЗ-5903В «Ветлуга» и ГАЗ-59402. Для лесных хозяйств освоено производство сортиментовоза, оборудованного манипулятором, управляемым из кабины. российская компания-производитель военной техники, автозапчастей и спецтехники. Крупнейшее в России предприятие по производству колесных бронетранспортеров и легких бронированных машин на их базе. Входит в состав ООО "Военно-промышленная компания".

Автомобиль «Тигр», выпускаемый «Арзамасским машиностроительным заводом», который входит в состав «Военно-промышленной компании», представляет собой транспортное средство специального назначения. Новинка, уже взятая на вооружение спецподраздениями российских силовых ведомств, также поставляется на экспорт.

«Тигр» может комплектоваться различным вооружением. Машина имеет высокую маневренность. Скорость передвижения по дорогам общего пользования составляет 140 км/час, а по пересеченной местности — до 80 км/час. По проходимости и вместительности с «Тигром» не может сравниться практически ничто — в зависимости от модификации машина способна перевозить 7—10 человек, а вес автомобиля составляет 7200 кг.

ОАО «Арзамасский машиностроительный завод» (АМЗ) осваивает выпуск специальной полицейской машины СПМ-3 «Медведь», это новое транспортное средство для силовых структур Российской Федерации.

По словам разработчиков СПМ-3, эта машина способна выдержать ударную волну ядерного взрыва. Среди ее оборудования — система для установки дымовой завесы, которая очень быстро может скрыть машину от прицельного огня противника, система пожаротушения колес и система пожаротушения силового агрегата. Для защиты экипажа установлен фильтр, не допускающий проход внутрь салона отравляющих веществ.

Внутри корпуса «Медведя» можно разместить 8 экипированных бойцов. При длине 6 м СПМ-3 имеет снаряженную массу 12 т. Специальная защита машины сумеет сохранить ее при взрыве, эквивалентном взрыву 6 кг тротила. (Подобный взрыв инициируется противотанковой миной). Корпус и бронестекла СПМ-3 выдерживают попадание 7,62 мм бронебойной пули, выпущенной с расстояния 100 м из винтовки СВД. Высокий уровень противоминной защищенности экипажа гарантируется конструкцией несущего корпуса с V-образным днищем и достаточно высоким размещением бойцов от уровня дороги. Благодаря автоматической коробке передач машиной легко управлять и она обладает очень высокой проходимостью. Максимальная скорость СПМ-3 на шоссе — 100 км/ч.

Арзамасский завод коммунального машиностроения ОАО «Коммаш»

Открытое акционерное общество «Арзамасский завод коммунального машиностроения» - ведущее предприятие России и СНГ по производству и реализации коммунальной техники для городского хозяйства. ОАО «Коммаш» ведет свою историю с 1934 года и производит более 50 моделей и модификаций коммунальной техники для городского хозяйства, успешно применяемой в различных климатических зонах и широко известной в более чем тридцати странах мира.

Еще одним крупным предприятием автомобилестроения в области является Заволжский моторный завод, где производится значительная часть отечественных двигателей внутреннего сгорания для автомобилей, спецфургонов, автобусов и военной техники. ОАО “Заволжский моторный завод” – один из крупнейших центров в России по производству двигателей внутреннего сгорания. Предприятие выпускает свыше 80 модификаций двигателей рабочим объемом от 2,2 л. до 4,67 л., соответствующих современным экологическим стандартам, для автомобилей и автобусов трех автомобильных компаний России – ОАО «ГАЗ», ОАО «УАЗ», ОАО «Павловский автобус».

Дата образования ЗМЗ – 17 апреля 1958 года.

За свою 50-летнюю историю Заволжский моторный завод выпустил более 14 000 000 двигателей.

ЗМЗ имеет собственную конструкторскую и экспериментальную базу.

Производит запасные части к выпускаемым двигателям.

В течение 2007 года на ЗМЗ в рамках введения на территории России с 1 января 2008 г. более жестких экологических требований был реализован основной проект: разработка и доводка конструкции нового продукта – семейства бензиновых 4- и 8-цилиндровых двигателей экологического класса «Евро-3» - была проведена параллельно с подготовкой производства.

ОАО «Заволжский моторный завод» (ЗМЗ) - ведущий российский производитель двигателей внутреннего сгорания. Завод производит свыше 80 модификаций двигателей для автомобилей Горьковского, Ульяновского и Павловского автозаводов.

Одним из важных предприятий автомобилестроения является ОАО «Эй Джи Си Борский стекольный завод». В настоящее время он обеспечивает более 80% потребностей в автомобильном стекле всего российского автопрома, поставляет высококачественное ветровое стекло триплекс для российских автомобилей новейших марок и автомобилей зарубежных автопроизводителей, сборка которых осуществляется в России. Борский стекольный завод является одним из немногих производителей стекла в России, продукция которого прошла омологационные испытания за рубежом на соответствие международным и российским стандартам качества.

ОАО «Эй Джи Си Борский стекольный завод» - лидер стекольной промышленности России, с 1997 года входит в состав международного концерна со столетней историей – AGC (Asahi Glass Company, Ltd.). Концерн действует более чем в 20 странах мира, имеет 350 дочерних компаний и насчитывает 54250 сотрудников. Asahi Glass Company – крупнейший в мире концерн по производству стекла, выпускающий автостекла под марками AGC Automotive, Asahi, Lamisafe, AP Tech, Splintex, Temperlite, Asahimas,. Корпорация сегодня является абсолютным лидером и занимает более трети мирового рынка автомобильных стекол – каждый третий в мире автомобиль сходит с конвейера со стеклом AGC. ПКО "Автостекло" в составе Борского стекольного завода осуществляет свою деятельность в двух основных направлениях:

во-первых, производство и поставка продукции на первичный рынок (OEM - Original Equipment Manufacturer - рынок автопроизводителей). На этом направлении предприятие активно сотрудничает с такими автозаводами как: АвтоВАЗ, ГАЗ, ЗИЛ, ИжМаш, ПАЗ, КамАЗ, ЗМА, ЗАЗ, УАЗ и др., а также некоторыми зарубежными представительствами всемирно известных концернов, таких как, например, FORD. Завод также является единственным поставщиком на совместное предприятие GM-АвтоВАЗ. До 80 % всех новых автомобилей, выпускаемых в России и странах СНГ, оснащены стеклами Борского стекольного завода.

во-вторых, продажи автомобильного стекла на вторичном рынке (ARG - Automotive Replacement Glass - рынок автозапчастей). На этом направлении ПКО "Автостекло" активно сотрудничает с рядом российских компаний, представляющих продукцию предприятия в регионах России и странах СНГ.

Судостроение – это старейшая отрасль машиностроения области. В 1849 г. был построен Сормовский завод по производству металлических паровых судов. В настоящее время судостроение Нижегородской области обеспечивает пятую часть объема производства судов в России. В состав отрасли входят 12 судостроительных и судоремонтных предприятий, 4 конструкторских бюро, 3 специализированных научно-исследовательских института. Нижегородское судостроение известно во всем мире скоростными судами на подводных крыльях типа «Ракета», «Метеор», «Комета» и уникальным судном на воздушной подушке экраноплан – своеобразный гибрид самолета и корабля, которые были разработаны в конструкторском бюро завода «Красное Сормово» под руководством Ростислава Евгеньевича Алексеева.

Лидер судостроения – Сормовский судостроительный завод («Красное Сормово») за время своего существования построил сотни кораблей и судов разного назначения – от речных самоходных барж до подводных лодок, это сухогрузы для Волжско-Балтийского водного пути, дизель-электроходы, морской танкер, железнодорожные паромы для Каспийского моря. «Кра́сное Со́рмово» — судостроительное предприятие в Сормовском районе Нижнего Новгорода, одно из старейших предприятий в данной отрасли. Основано в 1849 году как многопрофильное предприятие для выполнения ответственных государственных заказов. С 1994 года является открытым акционерным обществом, полное название — ОАО «Завод „Красное Сормово“».

Завод «Красное Сормово» — одно из крупнейших судостроительных предприятий России. Выпускает речные суда и суда типа река—море, оборудование для буровых установок, понтоны, сельскохозяйственные машины.

Датой рождения завода считается 21 июля 1849 года. В этот день Балахнинский уездный суд утвердил купчую на участок земли на правом берегу Волги между деревнями Соромово и Мышьяковка. По этой купчей балахнинская помещица Крюкова продавала участок отставному майору Алексею Ивановичу Узатису, который действовал по доверенности компании «Нижегородская машинная фабрика и Волжско-Камское буксирное и завозное пароходство».

Первым судном, произведённым на заводе стал деревянный колёсный пароход «Ласточка», спущенный на воду в 1850 году. В том же году был построен двухтрубный кабестан «Астрахань». Первым пароходом с металлическим корпусом стал «Орел», спущенный на воду 30 апреля 1852.

Начав со строительства паровых судов с деревянными корпусами, завод быстро перешёл к пароходам и баржам с железной обшивкой. Среди заказов завода были как военные, так и гражданские: группа судов для Каспийской военной флотилии, первая в России землечерпательница (1858), туерные, буксирные, грузопассажирские и вспомогательные однопалубные суда. Первым двухъярусным судном Сормовской верфи стал пассажирский пароход «Переворот» (позднее переименованный в «Колорадо»), спущенный на воду в 1871 году. В 1887 году в рамках заказа нефтяной компании «Товарищество Братьев Нобель» завод строит свой первый морской танкер.

Во время Всероссийской выставки, проходившей в 1896 году в Нижнем Новгороде, завод представил двухпалубные колёсные пассажирские пароходы «Император Николай II» и «Императрица Александра», впервые оснащённые электрическим освещением. Важным событием стало создание первых в мире теплоходов. В 1903—1904 для «Товарищества Братьев Нобель» завод построил дизель-электроходы «Вандал» и «Сармат».

В 1902 году на заводе для крейсера «Очаков» были построены 2 самые большие в России паровые машины.

В 1908—1913 производство ещё более расширяется, выпускаются пароходы, переправы, первый в России морской дизельный танкер.

В 1912—1914 годах на Сормовском заводе был построен пароход «Великая княжна Ольга Николаевна» (более известный под названием «Володарский»), проработавший на Волге более семидесяти лет, и ставший, таким образом, одним из самых долговечных волжских судов за всю историю.

Паровозостроение на заводе было начато в 1898 году, когда завод выпустил сразу 28 паровозов серии Од. В 1910 году на заводе, под руководством инженера Б. С. Малаховского, был построен первый паровоз серии С — «Сормовский», получивший признание как лучший пассажирский дореволюционный паровоз России.

Танкостроение В 1920 году на заводе были построены первые в России танки, первый из которых назывался «Борец за свободу товарищ В. И. Ленин».

С 23 февраля 1930 года на заводе началось производство подводных лодок для ВМФ СССР.

В конце 1950-х годов на заводе были разработаны и построены флагманы волжского пассажирского флота, дизель-электроходы «Ленин» и «Советский Союз».

В августе 1957 года на воду было спущено первое пассажирское судно на подводных крыльях «Ракета».

В 1960-х годах на заводе начали производство атомных подводных лодок. 18 января 1970 года в цехе, где строилась подводная лодка К-320 проекта 670 «Скат», произошёл несанкционированный запуск реактора. Помещение цеха подверглось радиоактивному заражению, многие рабочие получили большие дозы облучения. Авария устранялась в течение 3-х месяцев силами рабочих цеха и сотрудников ЦКБ «Лазурит».

В 2004-2009 годах на заводе «Красное Сормово» было построено 7 танкеров серии 19619, заказанных Азербайджанским государственным Каспийским морским пароходством.

В 2001 г. завод приступил к производству оборудования для буровых установок. Строят на заводе и дизельные подводные лодки, которые пользуются большим спросом у Индии и Китая.

Судостроение, как и автомобилестроение, имеет широко разветвленную производственную сеть. На базе баржестроительного Мордовщиковского создан Навашинский судостроительный завод, который специализируется на выпуске сухогрузов «Волго-Дон», понтонно-мостовых систем для нужд армии, и контейнеровозов для плавания в арктических морях.

Судостроительные и судоремонтно-механические заводы действуют в Городце, Чкаловске, Сокольском, на Бору. На них строятся плавучие краны, дебаркадеры, доки, железобетонные суда, понтоны, изготавливаются лебедки, якоря, насосы и ведутся судоремонтные работы. Ведущее место в производстве судовых двигателей принадлежит АО «РУМО» в Н.Новгороде – крупнейшему в России предприятию по дизелестроению, производящему двигатели для судов различного назначения.

Авиационная промышленность представлена 11 предприятиями и организациями, в т.ч. 5 научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими организациями. Крупнейшим авиастроительным заводом области является АО «Нижегородский авиастроительный завод «Сокол», который является преемником Горьковского авиационного завода им. Серго Орджоникидзе, построенного в 1932 году.

21 октября 1929 года Совет Труда и Обороны СССР принял постановление о строительстве в Нижнем Новгороде авиационного завода № 21. Завод № 21 начал работу 1 февраля 1932 года. В 1936 году заводу было присвоено имя Серго Орджоникидзе.

В августе 1932 года на заводе был построен первый самолет — истребитель И-5. Биплан И-5 выпускался с 1932 по 1934 год. В 1934 году началось производство скоростного истребителя И-16. Первые образцы И-16 испытывал Герой Советского Союза Валерий Чкалов (шеф-пилот завода с 1934 по 1938 гг.)

В ноябре 1941 года на заводе был создан отдел главного конструктора. Отдел возглавил конструктор Семен Алексеевич Лавочкин. Под его руководством были созданы истребители ЛаГГ-3 (совместно с Гудковым и Горбуновым), Ла-5, Ла-5ФН, Ла-7. Эти самолеты производились в годы Великой Отечественной войны. Во время войны завод поставил на фронт 17691 самолет, то есть каждый четвёртый истребитель, изготовленный заводами СССР.

В 1948—1949 годах на заводе выпускался первый серийный реактивный истребитель ОКБ Лавочкина Ла-15 (построено 189 самолётов).

В 1949 году завод начал сотрудничество с ОКБ Микояна. До сегодняшнего дня НАЗ «Сокол» известен, как производитель МиГов.

С 1949 по 1952 год на заводе производился истребитель МиГ-15бис (построено 1784 самолётов) и его разведывательный вариант МиГ-15Рбис (построено 364 самолёта).

С 1952 по 1954 год завод производил истребитель МиГ-17, а с 1955 по 1957 год — МиГ-19, первый советский серийный сверхзвуковой истребитель.

В 1959 году был начат серийный выпуск МиГ-21, который стал самым массовым сверхзвуковым истребителем в истории мировой авиации.

С 1969 по 1985 — производство истребителя-перехватчика МиГ-25 — первого в истории авиации цельносварного самолета.

С 1979 года — производство тяжелого дальнего перехватчика МиГ-31.

С 1984 года — производство учебно-боевого МиГ-29УБ.

НАЗ «Сокол» за годы своей работы произвел около 13500 самолетов, которые поставлялись более чем в 30 стран.

В 1994 году завод прошёл процесс приватизации, и получил наименование Открытое акционерное общество «Нижегородский авиастроительный завод „Сокол“».

Як-130 — учебно-боевой самолет

Гражданская техника

М-101Т — легкий пассажирский самолет («Гжель»)

В состав авиационной промышленности входит завод «Гидромаш», выпускающий шасси и гидроагрегаты для военных и гражданских самолетов. Нижегородское открытое акционерное общество «Гидромаш» — ведущее российское предприятие по разработке, производству и испытаниям шасси, гидроцилиндров и гидроагрегатов для всех типов летательных аппаратов. Расположено в Нижнем Новгороде.

В 1805 году Пётр Ильин основал в Москве каретную мастерскую, которая выпускала различные виды конных экипажей. В 1849 году заслуги мастерской были признаны на государственном уровне — фирма получила официальный статус поставщика императорского двора и право изображать на изделиях государственный герб Российской империи, в то время являвшийся высшим знаком качества.

К началу XX века мастерская под руководством Петра Петровича Ильина, потомка её основателя, была известна как Московское акционерное общество «П. Ильин». Фирма перешла от карет к сборке и ремонту автомобилей. Поскольку российское автомобилестроение только начиналось, фирма работала с иностранными марками: французскимими «Ля Бюир» и немецкими «Мерседес-Бенц».

В очередной раз сменив специализацию, в годы Первой мировой войны предприятие занималось заказами для императорского военно-воздушного флота, став одним из первых авиационных заводов. Среди прочих заказов — проектирование двигателей для первого в мире серийного четырёхмоторного бомбардировщика «Илья Муромец».

В начале Второй мировой войны, осенью 1941 года произошла эвакуация завода из Москвы в город Горький, где он продолжал работать как завод № 119, выпустив около 22 000 шасси для военных самолётов за период с 1941 по 1945 годы.

В 1988 году предприятие проектирует и изготавливает шасси для советского космического корабля многоразового использования «Буран».

В настоящее время завод сотрудничает с зарубежными партнерами, выполняет заказы на шасси для европейской программы «Airobus».

Предприятие «Теплообменник» было основано в 1941 году, оно выпускает системы жизнеобеспечения салонов гражданских самолетов. В целом номенклатура изделий составляет свыше 1 000 наименований по 54 тематическим направлениям: турбохолодильники и турбокомпрессоры, различные типы теплообменников и др. Павловские заводы «Восход» и «Гидроагрегат» выпускают рулевые гидравлические приводы для самолетов и вертолетов.

В состав радиоэлектронной промышлености области входят предприятия: «Нижегородский завод имени М.В.Фрунзе» - это одно из ведущих предприятий радиоэлектронной отрасли страны. Был создан в 1920-е годы в результате расширения деятельности созданной в Н.Новгороде первой в России радиолаборатории. Завод им. М.В.Фрунзе, выпускает комплексы автоматизированных навигационно-диспетчерских систем управления транспортом на основе использования технологии спутниковой связи GPS, GPS – ГЛОНАСС.

Нижегородский телевизионный завод им. Ленина («НИТЕЛ») возник в 1917 году, когда фабричная комиссия признала годным к эксплуатации телефонный завод Акционерного общества русских электротехнических заводов «Сименс и Гальске».

По заказу Главного военно-технического управления 1 августа 1915 года на Арзамасском тракте недалеко от Нижнего Новгорода, у посёлка Мыза, началось строительство оборонного завода «для производства телефонных, телеграфных, радиотелеграфных и других электротехнических аппаратов». Постройкой занималось АО Русских электротехнических заводов «Сименс и Гальске». В начале 1917 года завод был сдан и уже в апреле выпустил первую партию из 1400 телефонных аппаратов. [3]

ОАО «НИТЕЛ» – является одним из старейших радиотехнических предприятий России.

Вокруг нового предприятия быстро началось формирование социальной сферы: жилой поселок, баня, пекарня, потребительская лавка, амбулатория. Так было положено начало одному из современных городских районов Нижнего Новгорода – Приокскому.

До 1929 года завод изготавливал различные телефонные аппараты, радиорепродукторы, приборы и устройства телефонии. С 1929 года начался выпуск связных радиостанций, который окончательно завершился лишь в 1956 году. Эти радиостанции (более 50 типов) широко использовались на вооружении армии. Особенно хорошо продукция завода зарекомендовала себя в годы Великой Отечественной войны. Практически все рода советских войск были оснащены средствами связи, изготовленными на Горьковском заводе имени В.И. Ленина (так тогда называлось предприятие). После окончания Великой Отечественной войны, в марте 1946 года, предприятие вступает в новую эпоху – эпоху радиолокации. Первым в стране завод получает правительственное задание на разработку и изготовление подвижных радиолокационных станций. Всего с 1948 года по настоящее время предприятием серийно выпущено более 20 различных типов радиолокационных станций, которые размещены не только в России, но и в 50 странах мира.

С начала 50-х годов ХХ века параллельно с производством специальной техники начинается серийный выпуск изделий культурно-бытового назначения. Сначала это были радиопроигрыватели и ламповые радиоприемники собственной разработки, а с 1960 года начинается серийный выпуск телевизоров. Всего их по настоящее время изготовлено более 8 миллионов штук. «Радий», «Чайка», «НИТЕЛ» – эти телевизоры были известны и пользовались большой популярностью во всей стране, многие модели неоднократно получали Знак качества.

Завод им. Г.И.Петровского входит в число лидеров российского приборостроения, одним из направлений деятельности является производство авиационно-технического оборудования. Завод производит бортовые регистраторы речевой информации («черные ящики»), аппаратуру наземной цифровой многоканальной записи речевой информации, магнитофоны бортовые и наземные, подводные акустические маяки и др.

Приборостроение: области представлен такими предприятиями как Арзамасский приборостроительный завод, который выпускает приборы и системы управления для авиационной и космической промышленности, лечебную медицинскую технику. Разнообразные приборы производят нижегородские заводы РИАП, Эталон. Особое место принадлежит предприятиям города Саров, который в разные годы носил названия Кремлёв, Арзамас – 16 и был мало кому известен, т.к. это был первый в стране центр по созданию ядерного оружия. Российский федеральный ядерный центр – Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики (РФЯЦ-ВНИИЭФ) – федеральное государственное унитарное предприятие, расположенное в г. Саров. Институт основан в 1946 году для осуществления советского атомного проекта. Здесь были разработаны первая отечественная атомная и водородная бомбы. Сегодня институт успешно работает по следующим направлениям: лазеры, физика взаимодействия лазерного излучения с веществом; радиационные технологии и радиационная безопасность; электронно-вычислительные машины; технологии создания новых материалов; медицинское оборудование и инструменты и др. ФГУП.

В состав машиностроительного комплекса области входит еще целый ряд крупных предприятий. Около 130 лет действует в Н.Новгороде предприятие «Мельинвест», производящее самые современные автоматизированные комплексы, которые используются в отраслях мукомольной и пищевой промышленности. Среди предприятий транспортного машиностроения в области известен Первомайский машзавод, производящий основную часть тормозных механизмов для рельсового подвижного состава на железнодорожном транспорте, на линиях метро и трамваях.

Нижегородский завод точного машиностроения, Нижегородский машиностроительный завод, Выксунский завод дробильно-размольного машиностроения.

ОАО «РУМО» (аббревиатура от ОАО «РУсские МОторы») — российский производитель судовых двигателей внутреннего сгорания, газомотокомпрессоров, насосов, котлоагрегатов и холодильного оборудования. В 1874г. — основание предприятия в г. Риге как АО «Фельзер и К°». Дизелями с маркой «Фельзер» оснащались промышленные предприятия, электростанции, суда речного и морского флота. 1915 — эвакуация завода в крупный промышленный центр России — Нижний Новгород.

1922 — переименование завода в «Двигатель революции».

1993 — преобразование в ОАО «РУМО»

ОАО «РУМО» является одним из десяти российских предприятий, производящих судовые двигатели. Завод также выпускает: насосы высокого давления НБ-125, используемые при бурении нефтяных и газовых скважин, для перекачивания нефти и других высоковязких жидкостей, для перекачивания высокоабразивных жидкостей, например, бетона; автономные автоматизированные газовые котельные в контейнерном исполнении; дизель-электрические агрегаты.

Нижегородский машиностроительный завод

Нижегородский машиностроительный завод основан в 1932 году под названием «Новое Сормово». В годы Великой Отечественной войны заводом было выпущено 100 тысяч пушек.

Продукцией завода являются ракетные комплексы, артиллерийские системы, атомные корабельные установки, агрегаты для ремонта нефтяных скважин, различные устройства теплотехники для коммунальных хозяйств и бытовых приборов.

Атомными реакторами производства Нижегородского машиностроительного оснащены восемь атомных ледоколов.

Химическое машиностроение в области стало особенно эффективным в связи с созданием завода «Дзержинскхиммаш». Предприятие специализируется на выпуске оборудования для химической, нефтеперерабатывающей, микробиологической, медицинской, пищевой и др. отраслей хозяйства.

Особое место в тяжелой промышленности занимает металлообработка, известная в Нижегородской области уже не одно столетие. Кузнечные, слесарные, инструментальные промыслы сложились в Павлово-Вачско-Сосновском металлообрабатывающем районе на Оке, в Безводном в Кстовском районе, в Ямнове (Красная Рамень) в Борском районе. Крупными предприятиями отрасли являются завод «Этна» где производят в большом объеме металлоизделия (метизы) – болты, гайки, заклепки, автопружину (автонормали), Нижегородский завод «Красный Якорь» производит якорные цепи, Шатковский завод нормалей. В городе Павлово производят шоферские инструменты. В городе Ворсма два металлообрабатывающих завода, на одном – производят складные ножи. А ООО «ТМТ_Ворсма» производит и поставляет во все регионы России, страны ближнего и дальнего зарубежья эндоскопический инструмент, хирургические ушиватели (сшиватели) внутренних органов, а также инструменты для других отраслей медицины, в том числе – иглы для одноразовых шприцев.

В пгт Тумботино на заводе «Горизонт» налажено крупнейшее в стране производство разнообразных ножниц.

Казаковское предприятие художественных изделий в Вачском районе производит подстаканники, столовые приборы и изделия в технике филигрань. Павловские заводы художественных металлоизделий выпускают сувенирную продукцию.

В Кулебаках производят металлоконструкции для башенных кранов, опоры линий электропередач и прочие металлоизделия.

 

Металлургическая промышленность в Нижегородской области сложилась ещё в 17 веке как промысел на основе использования местных болотных железных руд и древесного угля Муромских лесов в долинах рек Выксунки и Железницы на территории современного Выксунского района. В 18 веке братья Баташовы основали Верхнее-Выксунский чугунолитейный завод, а позднее – Средне-Выксунский, Нижнее-Выксунский и Велетьминский железоделательные заводы. Близость Макарьевской ярмарки позволила к началу 19 века Выксунской металлургии занять второе место в России после Урала. Первичной (плавка чугуна из руды) металлургия была только до 1930-х годов. Кроме Выксы чугун выплавляли в Кулебаках и в Ташине (современный г. Первомайск)

В настоящее время предприятия отрасли выпускают высококачественную сталь, сортовой и листовой прокат, цельнокатаные колеса для железных дорог, электросварные трубы,ленту стальную холоднокатаную, стальную проволоку, сварочные электроды и другую продукцию. Доля продукции черной металлургии в стоимости промышленного производства области составляет более 18%., и почти 3% в стоимости металлургической промышленности России, уступая лишь таким металлургическим лидерам как Челябинская, Свердловская, Вологодская, Кемеровская, Липецкая, Волгоградская, Белгородская области. Из 6 млн. тонн стальных труб, производимых в России, почти 1 млн. тонн (около 16%) производят в Нижегородской области. Черная металлургия как и машиностроение является экспортоориентированной отраслью. Удельный вес отрасли в общем объеме промышленного экспорта составляет более 17%. Важнейшими статьями экспорта являются трубы, черные металлы и прокат. Однако металлургические предприятия области не обеспечивают в полном объеме внутренние потребности в черном металле и область ввозит готовый прокат из других регионов. В Нижегородской области потребляется более 5 млн. тонн проката и стали, треть которых на основных производствах превращается в отходы, которые в виде металлического лома используются в металлургии.

В состав отрасли входят 13 предприятий. Среди которых наиболее известны Выксунский, Кулебакский и Нижегородский металлургические заводы и металлургические производства на заводах «Красное Сормово», «Этна», машиностроительный и Борский трубопрокатный. Нижегородская металлургия вторична, работает на привозном чугуне, ферросплавах, использует лом и отходы черных металлов, образующихся на машиностроительных предприятиях области.

ОАО «Горьковский металлургический завод» был пущен в 1916 году и является многопрофильным предприятием по выпуску металлургической и инструментальной продукции. Завод выпускает сталь, прокат и специальный инструмент (в том числе ножи и пилы) для лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной, полиграфической, мебельной промышленности, черной и цветной металлургии, машиностроения и металлообработки. По производству пил и ножей ОАО «ГМЗ» был и остается лидером российского рынка. В марте 2007 года на ГМЗ был осуществлен пуск новой установки для выплавки стали: печи-ковша, что позволило увеличить производство специальных сталей в 3 раза.

Выксунский металлургический завод (ВМЗ) – один из старейших центров российской металлургической промышленности. Он был основан в 1757 году промышленниками братьями Иваном и Андреем Баташовыми. Сегодня ВМЗ входит в Объединенную металлургическую компанию и является одним из крупнейших российских поставщиков труб для нефтяной и газовой промышленности, строительства, ЖКХ и других отраслей, ведущим мировым производителем цельнокатаных железнодорожных колес. В 2005 г. ВМЗ впервые в России освоил выпуск прямошовных одношовных труб для магистральных газонефтепроводов диаметром до 1420 мм. Среди основных потребителей трубной продукции «Газпром», «ЛУКОЙЛ», «Транснефть», «Сургутнефтегаз», «Роснефть» и др. крупные компании.

Кулебакский металлургический завод знаменит тем, что здесь впервые в нашей стране была освоена выплавка стали из металлического лома. В настоящее время завод производит цельнолитые якорные цепи для морских судов. Борский трубный завод.

В металлургическом цехе завода «Красное Сормово» в 1870 г. была пущена первая в России мартеновская печь, а в 1955 году – первая в мире промышленная установка непрерывной разливки стали. Прокат черных металлов с Сормовского судостроительного завода идет более чем на 300 судостроительных и судоремонтных заводов страны.

Химический и нефтехимический комплекс в Нижегородской области, как и машиностроительный, является отраслью специализации региона, получил развитие благодаря весьма выгодному транспортно-географическому положению и функционирует полностью на привозном сырье. В отрасли работают около 40 предприятий по четырем основным направлениям:

- основная химия – производство солей, кислот, щелочей, минеральных удобрений (заводы Дзержинска),

- химия органического синтеза – пр-во синтетических смол, пластмасс ((Дзержинск),

- нефтехимия – пр-во автобензина, масел и смазок (Кстово, Н.Новгород),

- лесохимия – пр-во канифоли, скипидара, дегтя (Н.Новгород, Сява, Вахтан, Ветлужский, Урень).

Удельный вес отрасли в общем объеме промышленного производства Нижегородской области составляет около 7%. Предприятия химического и нефтехимического комплекса выпускают более 300 видов химических продуктов различного назначения. Самая большая доля приходится на производство моторного топлива, смазочных масел, углеводородного сырья для нефтехимического синтеза, кислот, аммиака, синтетических корундов, пластмассовых изделий и полимерных пленок.

Первые предприятия химической отрасли появились в 1870-х годах, когда для нужд Нижегородской ярмарки у д. Варя под Сормовом был построен завод экипажных (колесных) масел, на основе которого во время Первой Мировой войны возник керосино-маслозавод, или нефтезавод, перерабатывающий нефть, поступавшую по Волге и Каспию из Баку. Наибольшее количество предприятий комплекса находится в Дзержинске, который по праву называют химической «столицей» России. Создание Дзержинского промышленного узла началось в 1915 году, когда в Растяпино был построен завод минеральных кислот, необходимых для производства взрывчатки. В 1916 году сюда из-под Риги были эвакуированы два завода по изготовлению взрывчатки. Затем здесь же на Черной речке был построен химзавод по производству суперфосфата, было создано сернокислотное производство и производство синтетического аммиака. В настоящее время этот завод называется «Корунд» и на нем кроме минеральных удобрений, сернистого ангидрита, фосфорных и цианистых солей, продуктов бытовой химии выпускают искусственные корунды, используемый в машиностроении, в часовой промышленности при изготовлении лазеров, и ювелирных изделий. В годы индустриализации было создано крупнейшее предприятие Дзержинска – завод «Капролактам», он объединен единой технологической цепочкой с другими предприятиями Дзержинска и как поставщик и как потребитель продукции. Основной производственный профиль предприятия – это хлорорганические соединения на базе привозной каменной соли и этилена, производство хлора и каустической соды, поливинилхлорида, хлорэтила, линолеума и пленок на базе поливинилхлорида.

ФКП "Завод имени Я.М.Свердлова" - крупнейшее в отрасли боеприпасов и спецхимии многопрофильное и градообразующее предприятие города Дзержинска. Промышленная площадка предприятия занимает территорию около 1400 га, на которой расположено более 900 зданий и сооружений. Завод расположен практически на автомобильной трассе Нижний Новгород - Москва, вблизи от железнодорожной станции "Дзержинск" и портовой части города на реке "Ока". Предприятие располагает развитой инфраструктурой, позволяющей ему функционировать практически в автономном режиме: обеспеченность собственными энергоресурсами (электроэнергия, пар, вода и др.), ремонтно-механическое и ремонтно-строительные базы, собственное железнодорожное и автомобильное обеспечение, более 117 км. ж/дорожных путей и 107 км. внутренних заводских автомобильных дорог. Протяженность инженерных коммуникаций: сетей водоснабжения - более 280 км; кабельных линий - более 580 км; сетей сжатого воздуха и отопления - 55 км. И многое другое. Сегодня на предприятии работают более 6,5 тысяч человек.

Предприятие ведет отсчет своей истории с 27 июня 1916 года, когда был Высочайше утвержден Указ о постройке "Нижегородского завода взрывчатых веществ". В годы гражданской войны, завод уже был известным арсеналом "Красной Армии", а во время Великой Отечественной войны обеспечил поставку для нужд фронта каждый второй артиллерийский снаряд и каждую третью авиационную бомбу. Завод обладает уникальными мощностями и технологиями по выпуску всех основных видов боевых и взрывчатых веществ.

ФКП "Завод имени Я.М.Свердлова" является крупнейшим производителем всех видов промышленных взрывчатых веществ, детонаторов, передаточных зарядов для горнорудной промышленности, специальных перфораторов для нефтегазодобывающей промышленности и других изделий для взрывных, сейсмических и геофизических работ.

ОАО «Синтез» выпускает перекись водорода, технический ацетон, карбонильное железо, формальгликоль и др.

АО Дзержинское производственное объединение «Пластик» выпускает пленку полиэтиленовую, изделия из пластмасс, ТНП.

Научно-производственная фирма «Карбохим» г. Дзержинск выпускает синтетические и формальдегидные смолы и клеи.

Другие химические предприятия Дзержинска выпускают серную кислоту, жирные кислоты, органическое стекло, пластики, высокоэффективные средства защиты растений, минеральные удобрения, моющие средства и многое другое.

Экономико-географическое положение оказало решающее влияние на формирование нефтеперерабатывающего центра. В 1957 году в селе Кстово на основе использования нефти из трубопровода Альметьевск (Татарстан) – Центр (Москва) был построен Новогорьковский нефтеперерабатывающий завод (ПО «НОРСИ»). В 1970-е годы сюда дошла и сибирская нефть по трубопроводу из Тюменской области. В начале 1980-х годов на его базе был создан комплекс по производству этилена, пропилена и бензола, которые по продуктопроводу (этилено-пропиленопровод), длиной 60 км. поступают в Дзержинск для изготовления полимерных материалов.

ОАО «СИБУР-Нефтехим», (НОРСИ) основанное в декабре 1999 года, входит в состав производственно-технологического комплекса ОАО «СИБУР Холдинг». ОАО «СИБУР-Нефтехим» объединяет три предприятия: Нефтехимический завод в Кстове (производит этилен, пропилен, бензол, ароматические углеводороды, тяжелую пиролизную смолу), завод окиси этилена и гликолей в Дзержинске (производит товарную окись этилена и этиленгликоли), завод «Капролактам» в Дзержинске (производит хлор, соляную кислоту, натр едкий, дихлорэтан, этиленхлоргидрин, ПВХ-смолу, ПВХ-пластикаты, антиобледенители, пылеподавители, антифризы, тормозную жидкость и другие продукты).

В то время как вся химическая и нефтехимическая промышленность сконцентрирована в зоне Нижегородской городской агломерации, т.к. ориентируется на удобные транспортные пути и близость потребителя, такая ветвь химического комплекса как лесохимия ориентируется на сырьевые ресурсы (хвойные леса) и приурочена к северной части области. Эта отрасль зародилась в 1921 году, когда в поселке Вахтан из смолы «живицы» начали производить канифоль и страна из импортера канифоли стала ее экспортером. В 1932 году в городе Горьком появились крупное предприятие лесохимии – завод «Оргсинтез» в комплексе с научно-исследовательским институтом лесохимической промышленности (ЦНИЛХИ). Затем лесохимические предприятия появились в поселках Сява, Ветлужский, Урень, Красные Баки. На этих предприятиях перерабатывается живица (смола) из сосновых лесов и осмол из пней, оставленных на лесосеках и производят канифоль, скипидар, уксусную кислоту, дёготь, лаки, препараты для копчения, активированный уголь и многое другое. В настоящее время большинство предприятий отрасли не функционируют из-за отсутствия инвестиций.

Нижегородское предприятие по производству бактерийных препаратов «ИмБио» выпускает лекарственные препараты: иммуно-глобулины, лечебно-профилактические бактериофаги, пирацетам и др.

ОАО «Кстовский ОПЗ белклво-витаминных концентратов» выпускает минеральные удобрения, белково-витаминные препараты (дрожжи, ферментолизат).

Условно к химическому комплексу можно отнести микробиологическую и фармацевтическую отрасли. Здесь особо выделяется предприятия, расположенные в Н.Новгороде - «Нижфарм» и «Фитофарм», выпускающие широкий спектр лекарственных средств.

Лесопромышленной комплекс занимает в структуре промышленного производства области важное место, его доля составляет около 5%. Из-за сокращения собственных лесных ресурсов, постоянного удорожания древесины и высокой конкуренции на рынке лесных продуктов темпы роста объемов выпуска продукции постоянно сокращаются. В лесопромышленном комплексе выделяются:

- лесная и деревообрабатывающая промышленность, ориентирующаяся в размещении на сырье и транспортные магистрали;

- целлюлозно-бумажная и картонная, тяготеющие к дешевой электроэнергии и водным ресурсам;

- лесохимия, ориентирующаяся на сырье и потребителя;

- мебельная, приуроченная к крупным городам, где всегда есть спрос на мебель.

Обширные леса, площадью в 3,8 млн. га, занимают почти половину территории области. Среди древесных пород преобладает сосна – 43%, береза – 36%, 8% приходится на ель и пихту, 9% составляет осина и 4% падает на все остальные породы. Из-за высокой потребности, особенно для ЦБК, лесное сырье приходится завозить из лесоизбыточных районов Костромской, Кировской и др. областей.

Лесозаготовка и лесопиление сосредоточены на севере и юго-западе области, здесь действуют более 10 лесхозов. Лесопильные предприятия расположены вдоль железной дороги и по берегам рек Ветлуги, Узолы, Керженца, Волги. На этих предприятиях производят пиломатериал, деревянные строительные конструкции (окна, двери) и комплекты для строительства щитовых домов.

Главной целью эффективного развития лесопромышленного комплекса является глубокая и полная переработка древесины. Это возможно в целлюлозно-бумажной и картонной промышленности, а также в производстве ДСП и ДВП.

В 1925 году на правом берегу Волги ниже впадения в нее лесосплавной реки Унжи был основан ЦБК, для которого был построен поселок Правдинск, в Балахне тогда строилась ГРЭС – источник энергии. Сейчас это ОАО «Волга», сырьевая и энергетическая база которого заметно расширилась за счет поставок леса по железной дороге, а электроэнергии по ЛЭП высокого напряжения из соседних регионов страны.. На ЦБК выпускают более 550 тыс. тонн газетной бумаги в год.

В 1928 г. Балахне, а еще раньше, в 1900 г. в пос. Калинина (Ветлужский р-н) были построены картонные фабрики. В зоне Нижегородской агломерации расположено несколько предприятий по производству упаковок из картона, гофрокартона, этикеток. С целлюлозно-бумажной промышленностью тесно связана полиграфическая, здесь действуют 26 крупных и средних предприятий, наиболее крупным является «Нижполиграф», выпускающий книги, газеты и журналы, рекламную продукцию и др.

В крупных городах области действуют мебельные фабрики и цеха. Центрами мебельной промышленности являются Н.Новгород (более 10 предприятий), Дзержинск (5 предприятий), Выкса, Балахна, Семенов, Городец и др.

С деревообработкой тесно связана художественная обработка изделий из дерева. Художественные промыслы зародились в глубокой древности и были весьма многочисленными: резьба по дереву, производство токарных изделий, художественная роспись по дереву и др. В настоящее время возрождены и развиваются Гродецкая, Хохломская, Семеновская и Полхов-Майданская традиции художественной росписи по дереву.

Предприятия лесохимии, как уже говорилось при анализе химической промышленности, сосредоточены преимущественно на севере области в поселках Сява, Вахтан, Урень, Ветлужский, им. Калинина. На лесохимических предприятиях выпускают канифоль, скипидар, деготь, активированный уголь, уксусную кислоту и др. продукты на основе переработки смолы (живицы) и осмола.

Топливно-энергетический комплекс представляет собой систему взаимосвязанных предприятий топливной промышленности и электроэнергетики, он не является отраслью специализации области, но играет весьма важную роль в развитии ее экономики. Главной особенностью развития ТЭК является почти полное отсутствие собственных топливных ресурсов и поэтому все предприятия ТЭК работают на привозном сырье и энергоносители. Доля ТЭК в стоимости промышленной продукции области составляет приметно 10%, в т.ч. топливной промышленности - 2,6%, на долю электроэнергетики приходится 8,3%.

Самым крупным топливным предприятием области, выпускающим энергоносители и мазут является нефтеперерабатывающий завод в г. Кстово, построенный в 1957 году. Нефтеперерабатывающий завод использует сырую нефть из Татарстана и Тюменской области, поступающую по магистральным нефтепроводам и производит бензин, керосин, дизельное топливо и др. продукцию.

ОАО "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез, НОРСИ"

9 сентября 1950 года Совет Министров СССР принял постановление о строительстве на нижегородской земле крупного НПЗ. Это судьбоносное решение стало точкой отсчета новейшей истории всего Волго-Вятского региона.

Первый железнодорожный маршрут с товарными нефтепродуктами с Новогорьковского НПЗ был отправлен в 1958 году. Год за годом наращивались объемы переработки, улучшалось качество выпускаемой продукции.

В кризисные для страны 90-е годы НГ НПЗ, ставший к тому времени ОАО "НОРСИ", оказался единственным в России нефтеперерабатывающим предприятием, не входившим в состав вертикально интегрированных нефтяных компаний.

В октябре 2001 года, долгожданное событие состоялось: "НОРСИ" вошло в состав нефтяной компании "ЛУКОЙЛ". С этого времени начался период возрождения предприятия, период стабильной работы и уверенности в своем будущем.

Сегодня ОАО "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез" - одно из ведущих предприятий нефтепереработки в РФ, крупнейший производитель и поставщик высококачественной продукции.

Установленная мощность предприятия по переработке нефти - 15 млн. тонн в год. Набор технологических процессов позволяет осуществлять высокоэффективную переработку нефти в конкурентоспособные на мировом рынке товарные нефтепродукты. Предприятие производит широкий ассортимент моторных топлив (неэтилированные автомобильные бензины АИ-80, АИ-92, АИ-95 и АИ-98, авиационное топливо ТС-1, Jet А-1, дизельное топливо летних и зимних марок), смазочных масел (моторные масла для бензиновых и дизельных двигателей, трансмиссионные, судовые и тепловозные масла, а также турбинные, трансформаторные, специальные), нефтебитумов, парафинов, в том числе и пищевых П-1, П-2, соответствующих требованиям международных стандартов.

В начале 2006 года на предприятии начато производство автомобильных бензинов, отвечающих требованиям европейского стандарта ЕВРО-3, что стало возможным в результате пуска в эксплуатацию установки изомеризации легких бензиновых фракций. Объем производства автомобильных бензинов по стандарту ЕВРО-3 будет достигать 50% от общей выработки.

Промышленная электроэнергетика области возникла в 1925 г. с создания одного из первенцев плана ГОЭЛРО – ГРЭС в г. Балахне. Она проектировалась и первоначально работала на использовании местного торфа, но его запасы быстро истощились и теперь она работает в режиме ТЭЦ на природном газе. В 1930-40-е годы были построены Автозаводская и Игумновская ТЭЦ, а в послевоенные годы начали действовать Сормовская, Дзержинская, Новогорьковская (у Кстова) и Саровская ТЭЦ. Их общая мощность составляет 1,5 млн. кВт. В середине 1950-х годов на Волге около г. Городца была введена в строй Горьковская ГЭС мощностью 520 тыс. кВт. Она работает в пиковом режиме и выработка электроэнергии на ней практически равна Балахнанской ТЭЦ мощностью 200 тыс. кВт. Электростанции области сегодня работают на 57% на газе, 25% - на мазуте, остальные – на угле. Все ТЭЦ кроме электричества вырабатывают промышленное и бытовое тепло. К началу 1990-х годов потребление электроэнергии в области превышало 18 млрд. кВт. часов, а ее производство на станциях было не более 12 млрд. кВт часов.

Таблица

Производство и потребление электроэнергии (млн. квт. час.)

           
Произведено электроэнергии 10537,5 10993,5 10659,8 10042,5 9772,6
Получено эл.эн. из-за пределов области 22386,2 24024,5 20166,9 21980,3 23380,6
Потреблено энергии всего 21723,9 21410,9 19753,9 21297,1 22541,8
в т.ч.: - сельское и лесное хозяйство 330,6 297,4 287,5 273,8 265,3
- обрабатывающие производства 7142,0 6704,1 6280,0 7085,0 7395,3
- строительство 257,9 230,3 145,7 125,3 128,2
- транспорт и связь 4563,8 4823,6 4256,4 4532,9 4968,8
- населением 2548,8 2271,3 2309,2 2673,7 2850,1
- потери в электросетях 2173,2 2900,1 2683,9 2385,4 2490,3
Отпущено эл.эн. за пределы области 11199,8 13607,1 11072,8 10725,7 10611,4

 

Недостающая электроэнергия поступает через ЛЭП высокого напряжения с Жигулевской и Чебоксарской ГЭС, с Заинской (Татарстан) и Костромской ГРЭС. В 1991 г. В Н.Новгороде была построена первая в стране атомная станция теплоснабжения (ГАСТ), но из-за Чернобыльского синдрома под влиянием общественного мнения, сформированного аварией на Чернобыльской АЭС, она не была пущена. В проект Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики на период до 2020 года включены два крупных объекта – парогазовая ТЭЦ 900 МВт в Н.Новгороде и АЭС в Навашинском районе.

 

Строительный комплекс включает в себя две отрасли: производство стройматериалов и организацию и выполнение строительных работ. Этот комплекс играет очень важную роль в развитии региона, которая еще более возросла с 2000 г. в связи с расширением гражданского и промышленного строительства. Промышленность строительных материалов создает более 2% общего объема промышленного производства области, В этой отрасли задействовано 34 крупных и средних предприятия, на которых работает более 12 тыс. чел.

Самое крупное горнодобывающее предприятие области – Гремячевский горно-обогатительный комбинат в Кулебакском районе, карьер функционирует с 1977 года и комбинат ежегодно выпускает около 2 млн. куб. м строительного щебня, более 2 млн. тонн доломитовой муки, 230 тыс. тонн извести, 400 тыс. куб. м керамдора. Строительный камень добывают еще в Анненском, Каменищенском и др. карьерах в правобережной части области. Для производства вяжущих материалов в области добывают только строительный гипс, а цемент и известняк возят из других областей (цемент из Мордовии). Наиболее крупное Бебяевское месторождение гипса в Арзамасском районе разрабатывает Пешеланский гипсовый комбинат. Здесь из шахты извлекают более 180 тыс. тонн гипса в год, из которых 150 тыс. тонн перерабатывает местный алебастровый завод. В Дзержинске построен завод гипсоволокнистых плит.

Наличие большого количества месторождений глины (более 25) позволяют развивать производство красного кирпича. Его выпускают на целом ряде предприятий, наиболее крупным из которых является Афонинский кирпичный завод.

Залежи строительного песка используются для производства силикатного кирпича и стеновых плит, их производство представлено целым рядом крупных предприятий:

Завод крупнопанельного домостроения №4 (ЗКПД-4) основан в 1984 году для обеспечения материалами строительства жилья и соцкультбыта в Н.Новгороде и области. В настоящее время благодаря новым технологиям и современному финскому и испанскому оборудованию на заводе изготавливают длинномерные плиты перекрытий, а также выполняют нестандартные заказы по чертежам клиентов. Успешно освоен выпуск изделий, изготавливаемых методом сухого вибропрессования: кирпич декоративный, в том числе стеновой, фасадная и тротуарная плитка и др. На ЗКПД-4 активно развивается производство товарного бетона.

ОАО «Силикатный завод №1» основан в 1957 году и на протяжении всего периода занимался выпуском белого силикатного кирпича. В январе 2005 года завод начал выпуск новой продукции – лицевого силикатного кирпича, изготовленного по технологии немецкой фирмы «Ласко». За сутки два новых немецких пресса способны выпустить 120 тыс. штук самого разнообразного кирпича: одинарного, утолщенного полнотелого и пустотелого, белого и цветного. Пустотелый кирпич имеет ряд преимуществ: он легче полнотелого на 20%, а это позволяет снизить нагрузки на фундамент при многоэтажном строительстве. У пустотелого кирпича лучше показатель теплопроводности.

ОАО «Завод Железобетонных Конструкций №1» (ЗЖБК №1) основан в июне 1930 года. Его история тесно связана с историей строительства Горьковского Автозавода и других нижегородских предприятий. ЗЖБК №1 принимал участие в строительстве производственных корпусов Автозавода, завода штампов и прессформ, корпусов заводов «Красное Сормово», «Гидромаш», «Станкозавод», «Теплообменник» и др. в настоящее время завод занимается выпуском практически всей продукции, идущей для строительства производственных и жилых зданий. Осуществляет поставку своей продукции практически по всей области.

О




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1174; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.204 сек.