Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9. Транспорт и связь в Нижегородской области




Транспорт и связь относятся к важнейшим отраслям материального производства. Развитие транспорта неразрывно связано с развитием промышленности.

Выгодное транспортно-географическое положение Нижегородской области, традиционная роль Н.Новгорода как торгового центра, развитие обрабатывающих производств, использующих привозные сырье, материалы и энергоносители обеспечили формирование на территории области сравнительно высокоразвитой транспортной инфраструктуры.

Нижегородская область имеет довольно разветвленную транспортную систему, включающую в себя густую сеть линейных и узловых элементов практически всех современных видов перемещения людей и грузов. На долю транспорта и связи в ВРП приходится более 10%.

Железнодорожные, автомобильные, водные, трубопроводные, воздушные и электронные виды транспорта удобно соединяют Нижегородскую область с любым регионом России и СНГ, с зарубежными странами.

По территории области проходит 20,3 тыс. км автомобильных дорог, из них 17,1 тыс. км. дорог с твердым покрытием, 1213 км железных дорог, 1,05 тыс. км внутренних судоходных путей. С 1985 года в Н.Новгороде функционирует метрополитен. Нижегородский аэропорт является международным.

Обеспеченность области транспортными путями на 1 тыс. км² территории составляет:

автодорогами с твердым покрытием – 224,4 км (в РФ их 36 км),

железнодорожными путями – 15,8 км (в РФ – 8,6),

речными путями– 13,8 км (в РФ – 6 км),

магистральными трубопроводами – 25 км (в РФ – 17 км).

Таблица

Основные показатели работы транспорта

           
Перевезено грузов транспортом, тыс. тонн: железнодорожным          
- автомобильным          
- внутренним водным          
Грузооборот транспорта, млн. тонно-километров: автомобильного   2655,1   2974,6   1913,7   2359,1   2842,4
- внутреннего водного 12866,7 11407,1 12711,1 10581,8 11730,1
Перевезено пассажиров транспортом, млн. чел.: железнодорожным   34,4   32,5   24,8   20,9   20,7
- автобусным 558,4 593,1 560,1 562,5 558,4
- внутренним водным 1,1 0,7 0,9 0,9 0,7
Пассажирооборот транспорта, млн. пассажиро-километров: автобусного   5479,6   5913,2   5460,8   5605,4   5573,5
- внутреннего водного 227,5 242,5 213,3 216,5 207,4

 

По объему перевозимых грузов лидирующие позиции занимают автомобильный (55%) и железнодорожный (27%) виды транспорта, а значимость речного значительно снизилась (18%). В перевозке пассажиров преобладает автомобильный (автобусный) транспорт, на его долю приходится более 96%. В грузообороте лидирует водный вид транспорта (78%), на долю автомобильного приходится всего 22%. В пассажирообороте на первое место выходит автомобильный транспорт – 96%, на водный приходится всего 4%.

Н.Новгород издавна является одним из важнейших и крупнейших многофункциональных транспортных узлов России на направлении «Центр – Восток» и «Центр – Юго-восток».

В осуществлении транспортных связей внутри РФ ведущая роль принадлежит железнодорожному и трубопроводному видам транспорта, внутри области – автомобильному.

Железнодорожный. Железнодорожный транспорт в Нижегородской губернии появился в середине ХIХ века - в 1861 - 1862 гг. к Н.Новгороду была проложена одна из первых периферийных железных дорог из Москвы. Она была построена для обеспечения надежной связи промышленного центра России с торговой площадкой Н.Новгорода, необходимой в связи с быстрым развитием промышленного капитализма в России и для обеспечения транспортных потребностей Нижегородской (Макарьевской) торгово-промышленной ярмарки. В 80-е годы ХIХ века через территорию Нижегородской губернии была проложена Московско-Казанская железная дорога, обеспечившая связь с Поволжьем. В 1903 г. была пущена в эксплуатацию ж/д. Н.Новгород – Арзамас. Накануне Первой мировой войны началось строительство ж/д. линии Н.Новгород – Котельнич для выхода к Уралу и Сибири, которое было закончено в 1927 г. Затем эта дорога была продолжена далее на восток до Кирова, от которого одна ветка пошла на Урал и в Сибирь, а другая - на север – на Котлас и Воркуту. В начале ХХ века была построена дорога из Н.Новгорода через Арзамас на Пензу к зерновым (хлебным) черноземным районам и на Кавказ для подвоза на ярмарку и на мукомольные предприятия зерна и хлебных продуктов из южных губерний. В 1950-х годах была построена железнодорожная ветка от Н.Новгорода до Правдинского целлюлозно-бумажного комбината, что у Балахны для подвоза сырья и вывоза готовой продукции, а затем, в связи с пуском Заволжского моторного завода и завода гусеничных тягачей, железная дорога от Правдинска была продолжена до Заволжья.

Большинство железнодорожных магистралей, проходящих по территории области, электрифицированы, но есть несколько внутриобластных веток, действующих на тепловозной тяге:

Н.Новгород – Металлист (Павлово),

Навашино – Выкса – Кулебаки,

Шатки – Первомайск – Саров,

Сухобезводное – Северный,

Шайгино – Сява – Вахтан.

Крупные товарно-грузовые ж/д. станции действуют в Н.Новгороде (Сортировочная), Дзержинске, Арзамасе, Навашине, Выксе, Сухобезводном, Шайгине.

Горьковская железная дорога обслуживает 6 республик и 9 областей РФ и связывает Центральный, Северо-Западный и Северный регионы России с Приволжьем, Уралом и Сибирью. Ежесуточно дорога пропускает от 3 до 10 тыс. тонн грузовых вагонов. К основным грузам, отправляемым с железнодорожных станций области, относятся: нефтепродукты, бумага, лесные и строительные материалы, черные металлы, продукция химического и машиностроительного комплексов. Грузооборот горьковского отделения ГЖД составляет более 17 млрд. тонн/км в год. По железным дорогам перевозится ежегодно более 70 млн. пассажиров.

Трубопроводный. По территории области проходят нитки магистральных нефтепроводов, входящих в систему трубопроводного транспорта России. Это в первую очередь трансконтинентальный нефтепровод «Сургут – Полоцк», нефтепроводы из Татарстана «Альметьевск – Н.Новгород». По ним нефтяные грузы идут к Кстовскому нефтеперерабатывающему комбинату. По этим нефтепроводам нефть перекачивается и дальше транзитом в сторону Рязани и к Ярославлю на Кириши. Предприятия нефтепереработки объединения «Нефтеоргсинтез» принимают и перерабатывают более 20 млн. тонн нефти в год.

В 1940-х годах из Поволжья (Степной и Альметьевск) в Горький (Н.Новгород) были построены первые газопроводы. Теперь по территории области проходит несколько магистральных газопроводов из сибирского Уренгоя, в т.ч. трансконтинентальный газопровод Западная Сибирь – Западная Европа. В местах переключения газопроводы оборудованы мощными газокомпрессорами, производимыми на заводе «Двигатель революции» (РУМО). Крупная газокомпрессорная станция расположена в с. Починки. В систему промышленного и бытового газоснабжения области входят газопроводы общей протяженностью 11 692 км, более 80 газораспределительных станций. Система газоснабжения области постоянно расширяется.

Автомобильный транспорт занимает ведущее место во внутриобластных грузовых и пассажирских перевозках, он связывает между собой все предприятия, железнодорожные станции и речные порты.Автомобильный транспорт характеризуется высокой подвижностью и маневренностью, способностью доставлять грузы непосредственно с мест производства продукции к потребителю. Автомобильный транспорт Нижегородской области начал развиваться с 1920-х годов, в связи с развитием отечественной автомобильной промышленности, а особенно бурными темпами – после пуска автомобильного завода в Н.Новгороде.

В настоящее время на долю автомобильного транспорта приходится 49% от общего объема грузовых перевозок и 92% от объема пассажирских. По территории области проходят автомагистрали федерального значения: Москва – Н.Новгород (Е-22), Н.Новгород – Казань (М-7) и Н.Новгород – Саранск (IР-158).

Все районные центры связаны с областным центром и между собой дорогами с твердым покрытием. Пассажирские перевозки на автомобильном транспорте области осуществляют 42 автотранспортных предприятия. Вся пассажирская транспортная сеть области насчитывает 945 маршрутов общей протяженностью 49 084 км.

Обеспеченность автомобильными дорогами на территории области не одинакова: В Заволжье на 1 тыс. км² площади приходится 106 км автодорог, в Волжско-Окском внутриобластном экономическом районе – 130 км, а в Правобережье -186 км. Автомобильный транспорт области насчитывает свыше 550 тыс. автотранспортных средств, из них 78% приходится на легковые автомобили (преимущественно частные), на долю грузовых приходится 17%, автобусов – 3%.

Грузооборот автотранспорта составляет около 2,5 млрд. тонн/км. Ежегодно на автобусах перевозится более 1 миллиарда пассажиров. Автомобильный транспорт в основном обеспечивает внутриобластные и внутригородские перевозки и является наиболее маневренным, но парк грузовых автомобилей и автобусов подвергается физическому износу и неуклонно «стареет», доля машин, эксплуатируемых более 10 лет, составляет около 30% от общего автопарка и продолжает увеличиваться. Серьезной проблемой развития автомобильного транспорта является неудовлетворительное состояние автодорог и дорожного хозяйства.

Водный (речной). Этот вид транспорта является самым древним из существующих ныне. Развитие торгово-промышленного судоходства на Волге и Оке связано с созданием судостроительных верфей в Сормове, Балахне и др. приречных селениях для удовлетворения потребностей Нижегородской (Макарьевской) ярмарки в грузовых судах.

В пределах области судоходными являются реки Волга, Ока, Сура и Ветлуга в своем нижнем течении. Водный вид транспорта отличается сезонностью работы и, до недавнего времени в теплое время года играл важную роль в перевозке грузов и пассажиров. Волжское объединенное речное пароходство обслуживало потребности 5 республик и 11 областей Поволжья. После приватизации ВОРПа созданы 3 речных порта, 3 пароходные компании, одно пароходство и 25 организаций, обслуживающих флот. Наиболее крупными являются акционерные общества открытого типа: судоходная компания «Волжское пароходство», «Ветлуга-транспорт», «Нижегородский порт», «Нижегородский теплоход», Городецкий судоремонтно-механический завод. По речному транспортному пути грузов поступает примерно в 4 раза меньше, чем по железным дорогам. Количество судов, обеспечивающих перевозки составляет около 300 единиц. В Н.Новгороде действует крупнейший на Волге порт. Он объединяет портовые сооружения Дзержинска на Оке, Кстова, Бора. Реки Ветлуга и Сура используются для перевозки грузов только в период весеннего разлива. Основные перевозимые по рекам грузы: лес, стройматериалы, зерно, черные металлы, удобрения, продукты переработки нефтяного, химического и машиностроительного комплексов.

Воздушный (авиационный). Это наиболее быстрый, но и дорогостоящий вид транспорта для перевозки пассажиров и срочных грузов. Примечательно, что первое в России регулярное авиасообщение было установлено в 1922 году между Москвой и Н.Новгородом. Нижегородский аэропорт – один из крупнейших в стране. Авиакомпания «Нижегородские авиалинии» обслуживает внутрироссийские линии, полеты в страны СНГ, а также выполняет чартерные рейсы в Египет, Турцию, Сирию, Индию, Пакистан, Арабские Объединенные эмираты. Ежегодно самолетами перевозится около 1 млн. пассажиров.

Городской электротранспорт. В 2006 году исполнилось 110 лет первому в России нижегородскому трамваю. Длина трамвайных путей в Н.Новгороде составляет более 200 км. В 2007 году исполнится 60 лет троллейбусному транспорту Н.Новгорода, длина линий которого превышает 200 км. Городским электротранспортом ежедневно перевозится более 600 тысяч пассажиров. Трамвай и троллейбус работают еще и в Дзержинске. С 1985 года в Н.Новгороде функционирует метрополитен.

Среди услуг информационной связи представлены телевидение, радиовещание, телефонная, телеграфная, сотовая, пейджинговая, почтовая связь, Интернет. Устойчивость передачи информации по всем районам различна и обеспечивается за счет проводной и беспроводной связи с использованием ретрансляторов.

Транспортная освоенность территории области весьма сильно различается. Правобережье характеризуется относительно более высокой плотностью транспортных путей и узлов и более равномерным их размещением. Транспортная сеть Заволжской части имеет «древовидную» структуру: от «ствола», представленного уходящими на северо-восток железной и автомобильной дорогами, отходит в стороны несколько «веток», не соединяющимися между собой.

Наиболее крупными транспортными узлами являются Н.Новгород, Арзамас, Дзержинск, Сергач, Навашино.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 6123; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.