Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 2. Стратегия обеспечения безопасности




Изучение опасностей Как было показано ранее, одной из основных задач в Безопасности жизнедеятельности является изучение опасностей с целью выявления возможности их проявления и предотвращения воздействия на человека, а также уменьшения других негативных последствий.

Изучение опасностей обычно включает следующие этапы:

предварительный анализ опасностей (идентификация или их распознавание);

выявление логики развития опасных ситуаций, их причинно-следственных связей (системный анализ безопасности);

анализ последствий проявления опасностей.

Предварительный анализ опасностей рационально начать с построения моделей возникновения несчастных случаев (нс).

Модели возникновения несчастных случаев С точки зрения теории вероятностей несчастный случай является случайным событием. В свою очередь, его возникновение чаще всего возможно при одновременном проявлении двух других случайных событий: воздействие потенциально опасного фактора и неадекватное (ошибочное) действие (поведение) человека, например (см. рис. 1). Вероятность указанных событий можно обозначить как: - вероятность проявления опасного фактора или наличие опасности и - вероятность ошибки человека, т. е. его нахождение в опасной зоне в незащищенном состоянии во время действия опасного фактора.

Схематично (см. рис. 2) возникновение НС можно представить через указанные независимые события, связанные с венчающим событием (НС), через логический символ "И", который показывает, что выходное событие происходит, если исходные события случаются одновременно (расшифровка основных символов в логических диаграммах дана в табл. 1).

Тогда вероятность НС определится как произведение вероятностей указанных независимых событий, т. е.

(1)



При этом необходимо подчеркнуть, что как проявление опасного фактора, так и ошибочное действие человека - события сами по себе сложные и требуют


тщательного дополнительного исследования, т. е. их идентификации.

Наименее изучены, а следовательно, и недостаточно формализованы психо-физиологические процессы поведения человека в опасной ситуации, что часто не позволяет оценить вероятность субъективных причин возникновения НС. Однако некоторое представление об этих причинах можно получить на основе логической модели возникновения НС вследствие неадекватных действий человека (см. рис. 3).

В модели представлены этапы восприятия и осознания опасности, принятия решения о способе защиты и реализации принятого решения. На этапе восприятия причинами НС могут быть отсутствие или недостаточный уровень сигналов об опасности (из-за отсутствия или нерационального выбора сигнализирующих устройств), ошибки восприятия сигналов из-за помех и т. д. На этапе осознания опасности причинами НС могут быть недостаточный опыт работника и сложность идентификации опасностей, особенно если она ведется по ряду косвенных признаков. На следующем этапе возможно принятие запоздалых или ошибочных решений. Успешность реализации принятого решения определяется достаточностью времени для выполнения требуемых мер, соответствием возможностей человека, главным образом, его точности и быстродействия требованиям, предъявляемым ситуацией. Но даже полное выполнение перечисленных требований не исключает полностью возможность возникновения НС.

Из анализа данной модели становится очевидным, почему в новых деятельных актах (техпроцессах), для которых еще недостаточна информация о потенциально опасных факторах и их уровнях, а следовательно, и не выделены необходимые параметры контроля, вероятность ошибочных (неадекватных) действий человека по своей защите гораздо выше, чем в известных (отработанных) техпроцессах. Вот почему процесс испытаний всегда опаснее отработанного режима функционирования.

В рассмотренной модели показаны причины НС, связанные с возможностями и ошибками человека. Однако для разработки эффективной профилактики НС необходима идентификация непосредственно опасных факторов.

Идентификация опасностей Идентификация опасностей подразумевает процесс обнаружения и установления их количественных, временных, пространственных и иных характеристик, необходимых для разработки профилактики и оперативных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности. В процессе идентификации выявляется номенклатура опасностей, вероятность их проявления, пространственная локализация (координаты), возможный ущерб и другие параметры, необходимые для решения конкретной задачи.

Наиболее сложной является количественная оценка опасностей (квантификация). При этом возможно применение численных и балльных оценок. Наиболее перспективной мерой опасности является оценка риска, т. е. процедура нахождения индивидуального и социального риска.

Разработка концепции риска ведется с 60-х годов, с установления первых статистических закономерностей развития НС (например, с установления того факта, что одна гибель в авиакатастрофах приходится на 1.000.000 посадок пассажиров). В 1969 г. в США был введен первый стандарт с требованиями учета риска НС при проектировании новой техники.

Термин "риск" применяется при оценке опасностей и НС. Опасность рассматривается как постоянно присутствующий фактор, который реализуется при определенных условиях, из-за каких-либо конкретных причин. Изучая статистику таких реализации за достаточный промежуток времени, можно вычислить их частоту, т. е. среднее число реализации за интервал времени (обычно за год). Полученная характеристика является мерой риска реализации опасности.

Риск НС помимо указанной характеристики учитывает вероятность поражения людей относительно всего числа лиц, подвергающихся действие опасности. Для определенного человека уровень риска зависит от вероятности и времени его нахождения в зоне действия опасного фактора, а сама количественная оценка риска может быть получена как произведение частоты реализации опасности на вероятность поражения. Полученная оценка характеризует индивидуальный риск, т. е. частоту поражающих воздействий определенного вида, возникающих при реализации определенных опасностей в определенном месте (где находится индивидуум).

Социальный риск характеризует масштаб катастрофичности опасностей.

Введение численных показателей для оценки риска представляет собой сложную и не до конца решенную проблему.

Для экономической оценки риска многие специалисты предлагают ввести стоимостной эквивалент человеческой жизни, т. к. только в этом случае создается экономическая мотивация капитальных вложений в безопасность - как отрасль практической деятельности человека.

По исследованиям, проведенным в США, человеческая жизнь оценивается стоимостью от 650.000 до 7.000.000 долларов. Часто мерой риска является вероятность индивидуального риска.

Современная концепция приемлемого риска сочетает в себе технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет собой некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями ее достижения. Она учитывает, что экономические возможности повышения безопасности технических систем небезграничны.

При увеличении затрат технический риск снижается, но растет социальный. Суммарный риск имеет минимум при определенном соотношении между инвестициями в техническую и социальную сферы.

В некоторых странах приемлемый риск установлен в законодательном порядке (Голландия). Максимально приемлемым уровнем индивидуального риска гибели обычно считается 10-6 в год. Пренебрежимо малым считается индивидуальный риск гибели 10-8 в год.

Максимально приемлемым риском для экосистем считается тот, при котором может пострадать 5% видов биогеоценоза (экосистемы).

Для количественной оценки индивидуального риска чаще всего бывает необходимо после выявления номенклатуры опасностей провести их системный анализ.

Системный анализ опасностей Системный анализ - это совокупность методических средств, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам, в данном случае, безопасности.

Почему системный? Это объясняется тем, что предметом изучения (анализа) является функционирование сложной эргатической системы "человек - машина", "человек - среда" или "человек - машина - окружающая среда". Характерное свойство систем - их эмерджентность, т. е. наличие новых качеств (свойств), не присущих отдельным элементам системы.

Цель системного анализа безопасности состоит в том, чтобы выявить причины, влияющие на появление нежелательных событий, определить вероятность проявления опасности и разработать предупредительные мероприятия, уменьшающие ее.

Методологический статус такого анализа необычен: в нем переплетаются элементы теории и практики, строгие формализованные методы сочетаются с интуицией и личным опытом, с эвристическими приемами.

Ценными элементами системного анализа являются методики анализа надежности, отказов и их последствий; анализа человеческого фактора в выполнении операций и методы построения логических сетей причин и событий ("деревьев отказов").

Анализ методом дерева отказов

Этот вид анализа предполагает сначала установление одного определенного нежелательного события, называемого "венчающим". В логической диаграмме события и их условия возникновения показаны как логические следствия других событий и условий, а причинные отношения указываются логическими символами ("и", "или"). Основной проблемой при анализе эксплуатационной безопасности системы является определение параметров надежности работы элементов оборудования. Еще большей проблемой является отсутствие данных о надежности работы операторов при исследовании не полностью автоматизированных систем. Некоторые данные по надежности технических систем приведены в приложении 3 к ГОСТ 12.1.004-91.

Важным моментом при анализе опасностей является определение размеров опасных зон. В зависимости от природы опасных факторов и их интенсивности размеры этих зон могут быть самыми разнообразными. Так, например, радиус опасной зоны при взрыве аппарата определяют по формуле

, м (2)

где - давление взрыва, которое определяется расчетными методами или принимается равным 1 МПа;

- атмосферное давление - 0,1 МПа;

- объем горючей смеси (приблизительно равен объему аппарата), м3

Важным этапом системного анализа опасностей является прогнозирование опасных ситуаций.

Анализ последствий проявления опасностей Последствия реализации опасностей оцениваются по их воздействию на здоровье людей и причиненному материальному ущербу. Так, например, по тяжести (т.е. воздействию на здоровье) травмы ранжируются как:

смертельные, тяжелые (с инвалидностью I, II и III групп), легкие (с временной утратой трудоспособности или без нее).

Материальный ущерб складывается из выплат по листкам нетрудоспособности, стоимости испорченного оборудования, инструмента, материалов, зданий и сооружений, затрат на лечение, компенсации и т.д.

Обеспечение безопасности Управление БЖД Реальный риск и объективная возможность воздействия на уровень безопасности выдвигают первый план вопросы управления безопасностью. Под управлением БЖД понимается воздействие на систему "человек - среда" с целью достижения ее менее опасного состояния при соблюдении условий экономической и технической целесообразности.

Управление БЖД требует системного подхода, который заключается в учете полного комплекса факторов, которыми определяется безопасность.

Процесс принятия решений должен начинаться с выявления и четкого формулирования конечных целей. Всю проблему необходимо рассматривать как единое целое; при этом необходим анализ альтернативных путей достижения целей, а подцели не должны вступать в конфликт с общей целью.

В этом случае цель должна удовлетворять требованиям реальности, предметности, количественной определенности, адекватности, эффективности и контролируемости.

Стадии, на которых должны учитываться требования безопасности, образуют полный цикл деятельности, а именно: научный замысел; НИР;

ОКР; проект; реализация проекта; испытания; производство; транспртирование; эксплуатация; модернизация и реконструкция; консервация и ликвидация.

Функции управления БЖД можно выделить в виде следующего ряда:

анализ и оценка состояния объекта;

прогнозирование и планирование мероприятий для достижения целей и задач управления;

организация, т.е. непосредственное формирование управляемой и управляющей систем;

контроль, т.е. система наблюдения и проверки за ходом организации, управления;

определение эффективности мероприятий;

стимулирование, т.е. формы воздействия, побуждающие участников управления творчески решать проблемы управления.

Принципы, методы и средства обеспечения безопасности В структуре общей теории безопасности сложилась определенная иерархия принципов, методов и средств обеспечения безопасности.

Принцип - это идея,мысль, основное положение.

Метод - это путь, способ достижения цели, исходящий из знания наиболее общих закономерностей.

Принципы и методы определенным образом взаимосвязаны.

Средства обеспечения безопасности - это, чаще всего, конкретные конструктивные воплощения принципов и методов. Принципы, методы и средства - это логические этапы обеспечения безопасности. Выбор их зависит от конкретных условий деятельности, уровня опасности, стоимости и других факторов.

Классификацию принципов обеспечения безопасности можно проводить по разным признакам. Так, например, О.Н.Русак предлагает выделять ориентирующие, технические, организационные и управленческие. На наш взгляд, достаточно выделить организационные и технические принципы.

Под техническими подразумеваются принципы:

блокировки; 2) вакуумирования; 3) герметизации; 4) защита расстоянием; 5) компрессии; 6) прочности; 7) слабого звена; 8) флегматизации; 9) экранирования.

К организационным принципам относятся:

защита временем; 2) информации; 3) резервирования; 4) несовместимости; 5) нормирования; б) подбора (тестирования) кадров; 7) последовательности; 8) эргономичности; 9) контроля и т.д.

Можно прокомментировать некоторые наиболее широко известные принципы.

Принцип нормирования заключается в установлении таких допустимых параметров, соблюдение которых обеспечивает защиту человека от соответствующей опасности.

Например: ПДК, ПДВ, ПДУ, нормы освещенности, переноски и подъема тяжестей, продолжительность трудовой деятельности и т.д.

Принцип слабого звена состоит в том, что в рассматриваемую систему (объект) в целях обеспечения безопасности вводится элемент, который первым реагирует на изменение соответствующего параметра, предотвращая опасность (предохранительные клапаны, разрывные винты и мембраны, электропредохранителии т.д.)

Принцип информации заключается в передаче и усвоении персоналом сведений, которые обеспечивают соотвествующий уровень безопасности (обучение, все виды инструктажей, цветовая маркировка, предупредительные знаки и надписи безопасности).

Методы обеспечения безопасности

Они тоже могут классифицироваться по разному. Так выделяют активные и пассивные методы борьбы с опасными и вредными факторами. К активным относятся методы нейтрализации опасности непосредственно в источнике ее возникновения (в ноксосфере - пространстве, в котором постоянно возникают опасности).

К пассивным относятся методы защиты на пути распространения опасности от источника к человеку (или из ноксосферы в гомосферу). Все активные и в большинстве своем пассивные методы реализуют коллективными средствами защиты.

Можно выделить методы защиты, ориентирующие на пространственное или временное разделение гомо- и нокосферы, что достигается средствами дистанционного управления, автоматизации, роботизации. Другая группа методов направлена на адаптацию человека к соответствующей среде и повышению его защищенности. Они реализуются введением профотбора, специального обучения и закрепления безопасных приемов работы, использованием средств индивидуальной защиты.

В реальных условиях чаще реализуется комбинация указанных методов

Средства обеспечения безопасности

Они делятся на средства коллективной (СКЗ) и индивидуальной защиты (СИЗ), которые, в свою очередь, подразделяются на группы в зависимости от характера опасностей конструктивного исполнения и области применения (см. ГОСТ 12.4.011).

Схема проектирования безопасности деятельности Рассмотренные методологические вопросы безопасности позволяют представить проектирование безопасных условий деятельности в виде логической последовательности (алгоритма) необходимых действий и соответствующих им результатов.

Логико-методическая схема анализа и проектирования безопасности деятельности

Лекция 3. ПРАВОВАЯ И НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА БЖД

1.Мировой и исторический опыт законодательства в области БЖД Законодательство по охране труда начало формироваться в большинстве развитых промышленных стран еще в XIX в., что совпало с началом промышленной революции. В XX в. процесс формирования законодательства по охране труда интенсифицировался.

В России в начале века (1902 г.) был введен закон "О вознаграждении рабочих, потерпевших от несчастных случаев". Критический анализ этого закона в одноименной статье дал В.И.Ленин. В 1919 г. появилась Международная организация труда (МОТ), которая в своей деятельности впервые основное внимание стала уделять вопросам охраны труда.

К 80-м годам в развитых странах почти сформировалось законодательство по охране труда. Одним из важнейших международных документов в этой области стала Конвенция МОТ 155 "О безопасности и гигиене труда" (1981 г.), в ст.4 которой говорится, что каждая страна, подписавшая Конвенцию, в соответствии с"национальными условиями и практикой должна разрабатывать, осуществлять и периодически пересматривать согласованную национальную политику в области безопасности труда, гигиены труда и производственной среды.

На базе законодательства по охране труда в 70-е - 80-е годы начала формироваться новая отрасль - экологическое право. Объективными предпосылками возникновения новой отрасли права стало, с одной стороны, неудовлетворительное состояние окружающей природной среды из-за производственной деятельности, с другой - проявление особого внимания к экологическим проблемам общественности. Около 100 государств приняли общие законы об охране окружающей среды, выражающие экологическую политику страны, и образовали специализированные системы органов экологического управления и контроля. В обеспечении экологической безопасности большая роль отведена международному праву. Именно оно призвано закрепить единообразные принципы и нормы экологически целесообразного поведения государств, которые, в свою очередь, должны быть интегрированы в национальное законодательство. Сейчас уже действует более 200 международных природоохранительных договоров. Один из наиболее важных принципов международного природоохранительного права - предотвращение трансграничного ущерба окружающей среде. Он целиком ориентирован на проведение превентивных мероприятий, носит комплексный характер и включает в себя в качестве самостоятельных элементов следующие принципы:

- оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС);

- уведомления о деятельности, способной причинить трансграничный экологический ущерб;

- предоставление информации об этой деятельности. Крупные промышленные аварии 70-80-х годов заставили политиков и промышленников развитых стран пересмотреть свое отношение к вопросам промышленной безопасности. Возникла очевидная необходимость появления законов, регулирующих специфические вопросы промышленной безопасности, которые не нормируются ни трудовым, ни экологическим правом. В 80-е годы развивалось законодательство по промышленной безопасности не только в странах ЕЭС, но и в США, Канаде, Японии.

В России в настоящее время объективные тенденции, связанные с увеличением техногенных опасностей, усугубляются общим экономическим кризисом, который привел к медленным темпам реконструкции производств, отставанием сроков ремонтов и замены устаревшего оборудования, неудовлетворительному состоянию систем предупреждения и локализации аварий, ухудшению уровня подготовки и снижению квалификации специалистов и персонала. Кроме того, предприниматели и руководители предприятий в сложных экономических условиях вынуждены сокращать расходы. При отсутствии правовых ограничений они делают это в первую очередь за счет сокращения непроизводственных затрат, в том числе за счет расходов на безопасность.

Необходимый, хотя и недостаточный выход из сложившейся ситуации -создание эффективной системы законодательства в области промышленной безопасности. Ее отсутствие приводит к неопределенности в вопросах разделения функций различных органов государственного управления, ответственности между государством и собственниками предприятий, несогласованности действий различных министерств, ведомств и надзорных органов при проведении мероприятий по обеспечению промышленной безопасности

2.Законодательство в области БЖД 2.1. Структура законодательства Структура правовой и нормативно-технической базы БЖД как в большинстве стран, так и в России представляет многоступенчатую пирамиду (см.рис.1), в вершине которой располагается Основной Закон страны (Конституция) или Головной Закон, объединяющей вопросы охраны труда, экологии, гигиены труда и промышленной безопасности. Ниже располагается совокупность общегосударственных законов (в ряде стран региональных) в области защиты окружающей среды, охраны труда, промышленной безопасности, а также ряд общесоциальных законов, связанных с указанными отраслями.

На следующей ступени - межотраслевые нормативные документы, принимаемые правительством на основании законов. Следующая ступень - отраслевая нормативная и нормативно-техническая документация, утвержденная соответствующими компетентными органами. За ними следуют различные ведомственные инструкции, положения, правила и т.д.

2.2.Законодательство по охране труда Основными законодательными документами в данной отрасли к настоящему времени являются "Основное законодательство об охране труда" и КЗОТ РСФСР, который должен быть вскоре заменен КЗОТом РФ.

К данной отрасли законодательных актов можно отнести "Правила возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, проф. заболеваниями, либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей". Частично на указанную отрасль работает ряд таких законов, как Закон "О сертификации". Закон "О местном самоуправлении". Закон "О предприятиях и предпринимательской деятельности". В них фрагментарно отражены отдельные требования безопасности, предъявляемые к выпускаемой продукции и организации новых видов производств.

Основы законодательства РФ об охране труда утверждают основные принципы государственной политики в области охраны труда (статья 3), среди которых наиболее существенны:

- признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности предприятий;

- координация деятельности в области охраны труда, а также в области охраны окружающей природной среды;

- установление единых нормативных требований по охране труда для предприятий всех форм собственности, сфер хоз.деятельности и ведомственной подчиненности;

- государственное управление деятельностью в области охраны труда,включая государственный надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов об охране труда;


- проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание здоровых и безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, средств коллективной и индивидуальной защиты работников;

- применение экономических санкций в целях соблюдения предприятиями и работниками нормативных требований по охране труда;

- защита интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания, а также членов их семей;

- подготовка специалистов в области охраны труда, в том числе в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования;

- установление государственной статистической отчетности об условиях труда, о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях.

Государственная политика в области охраны труда предусматривает совместные действия органов законодательной и исполнительной власти РФ и республик в составе РФ, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Статьи 4 и 5 устанавливают право работника на охрану труда и его гарантии, при этом гарантом выступает государство в лице законодательной, исполнительной и судебной власти.

В трудовом договоре обязательно указываются достоверные характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда.

Статья 6 вводит ограничения на тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда, запрещая их с 1 июля 1996 года для женщин детородного возраста и лиц в возрасте до 21 года, а также для тех лиц, кому эти работы противопоказаны по состоянию здоровья.

При обнаружении у работника признаков профессионального заболевания или ухудшения состояния здоровья вследствие воздействия вредных или опасных производственных факторов работодатель на основании мед.заключения должен перевести его на другую работу в установленном порядке.

Государственное управление охраной труда (ст.7) осуществляет государственный орган, функции и полномочия которого в области охраны труда определяются Президентом РФ или по его поручению Правительством РФ.

Нормы и правила по охране труда, утвержденные этим государственным органом управления охраной труда, обязательны для исполнения на территории РФ всеми министерствами и ведомствами РФ, предприятиями всех форм собственности.

Должностные лица государственного органа управления охраной труда имеют право беспрепятственного посещения предприятий всех форм собственности и доступа к необходимой информации.

Отраслевые министерства и ведомства РФ, а также концерны, ассоциации и другие объединения предприятий обязаны создавать службы охраны труда.

Работодатель, согласно статьи 9, обязан обеспечить:

а) безопасность при эксплуатации производственных зданий, сооружений, оборудования, безопасность технологических процессов и применяемых в производстве сырья и материалов, а также эффективную эксплуатацию средств коллективной и индивидуальной защиты;

б) соответствующие требования законодательства об охране труда условия труда на каждом рабочем месте;

в) организацию надлежащего санитарно-бытового и лечебного обслуживания работников;

г) режим труда и отдыха работников, установленный законодательством;

д) выдачу спец.одежды, спец.обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на производстве с вредными или опасными условиями труда;

е) эффективный контроль за уровнем воздействия вредных или опасных производственных факторов на здоровье работников;

ж) возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей;

з) обучение, инструктаж и проверку знаний работниками правил, норм и инструкций по охране труда.

Устанавливается (статьи 19...22) ответственность:

- работодателя за вред, причиненный здоровью работника трудовым увечьем и проф.заболеванием (в виде возмещения вреда в соответствии с "Правилами...");

предприятий за невыполнение требований по созданию здоровых и безопасных условий труда (в виде штрафов в фонд ОТ);

- научно-исследовательских, технологических и проектно-конструкторских организаций за разработку проектов средств производства и технологий, не отвечающих нормативным требованиям по охране труда (в виде возмещении заказчику);

- предприятий за выпуск и реализацию продукции производственно-технического назначения, не отвечающей нормативным требованиям по охране труда (в виде возмещении потребителю).

Работодатели и должностные лица, виновные в нарушении законодательных и иных нормативных актов по охране труда, в невыполнении обязательств, установленных коллективными договорами, либо препятствующие деятельности гос.надзора и общественного контроля, привлекаются к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности.

В "Основах..." оговаривается экономический механизм обеспечения охраны труда, который включает:

- планирование и финансирование мероприятий по охране труда;

- обеспечение экономической заинтересованности работодателя по внедрению более совершенных средств охраны труда;

- обеспечение экономической ответственности работодателя за опасные или вредные условия труда на предприятии; за вред, причиненный работникам;

- предоставление работникам компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда.

Финансирование охраны труда осуществляется за счет ассигнований, выделяемых отдельной строкой в республиканском бюджете РФ и бюджетах субъектов федерации, городов и районов.

Фонды охраны труда формируются на трех уровнях: Федеральный фонд охраны труда, территориальный фонд охраны труда и фонды охраны труда предприятий.

Федеральный фонд охраны труда формируется за счет: целевых ассигнований, выделяемых Советом Министров - Правительством РФ и правительствами республик в составе РФ; части средств фондов охраны труда предприятий; суммы штрафов, налагаемых на должностных лиц за нарушение законодательства об охране труда; отчислений из фонда государственного социального страхования РФ; добровольных отчислений предприятий и прочих поступлений.

Территориальные фонды охраны труда формируются за счет: ассигнований из бюджетов административно-территориальных образований РФ; части средств фондов охраны труда предприятий, расположенных на соответствующих территориях; добровольных отчислений предприятий и прочих поступлений.

Предприятия ежегодно выделяют на охрану труда необходимые средства в объемах,определяемых коллективными договорами или соглашениями.

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов по охране труда осуществляется федеральным органом надзора и контроля за охраной труда, а также соответствующими органами субъектов федерации, независящими в своей деятельности от администраций предприятий и вышестоящих органов управления, и действующими в соответствии с положениями, утверждаемыми в установленном порядке.

Общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда осуществляют профсоюзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы, которые могут создавать в этих целях собственные инспекции.

Существует ряд законов, в определенной степени дополняющих правовую базу безопасности в сфере производства, так, например. Закон РФ "О защите прав потребителя" в статье 5 закрепляет право потребителей на безопасность товаров (работ и услуг), вводя требования обязательной сертификации товаров и снятия с производства товаров, не отвечающих требованиям безопасности.

Закон РФ "О коллективных договорах и соглашениях" предусматривает в содержании и структуре коллективного договора наличие разделов о продолжительности рабочего времени и времени отдыха, об улучшении условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи, о мед.и соц.страховании.

Закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в разделе 3 "Общие требования" указывает, что вся продукция народного хозяйства, производство, транспортировка, хранение и применение которой требует непосредственного участия человека, должна отвечать действующим санитарным требованиям.

2.3.Экологическое право РФ Правовое поле экологического права формируется целым рядом законов, в частности:

Закон "Об охране окружающей природной среды"

Закон "Об охране атмосферного воздуха"

Земельный кодекс

Водный кодекс

Закон "О недрах"

Закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Основным законодательным актом в данной отрасли права является закон "Об охране окружающей природной среды". В нем даны основные принципы ООПС (раздел 1), утверждается право граждан на здоровую и благополучную среду (раздел 2), дается экономический механизм ООПС (раздел 3), регламентируется нормирование качества окружающей природной среды (раздел 4), устанавливаются цели и обязанности государственной экологической экспертизы (раздел 5), формируются экологические требования при размещении, строительстве, проектировании (раздел 6) и эксплуатации (раздел 7) предприятий и сооружений. Кроме этого, в законе дается определение и характеристики (раздел 8) зон чрезвычайной экологической ситуации, зон экологического бедствия и особоохраняемых природных территорий и объектов (раздел 9), устанавливаются ответственность за экологические правонарушения (раздел 12) и правила возмещения вреда, причиненного экологическими правонарушениями (раздел 14).

Данный закон вводит обязательность преподавания экологических знаний в учебных заведениях (статья 74), а также его всеобщность, комплексность и непрерывность (статья 73). Кроме этого, законом устанавливаются принципы международного сотрудничества в области ООПС.

2.4.Проблематика законодательства в области промышленной безопасности В России отрасль законодательства по промышленной безопасности отсутствует, хотя, в некоторой степени, элементы регулирования промышленной безопасности в виде отдельных фрагментов встречаются в ряде законов, относящихся к смежным отраслям права, таким как природоохранная, санитарная, законодательство по охране труда, а также в законах профилирующих и специальных отраслей права.

Основная задача всех мероприятий по промышленной безопасности -предупреждение промышленных аварий и подготовка к действиям при их возникновении. Как следует из анализа зарубежного законодательства, к наиболее важным моментам относятся следующие:

Классификация промышленных объектов по степени опасности. Известна практика использования различных классификаций, например, по наличию опасных веществ на объекте или по видам опасной деятельности (шахты, производство ВВ, предприятия, использующие радиоактивные вещества и т.д.). Иногда объекты классифицируют как опасные (возможность взрыва, пожара и т.п.), вредные для здоровья (дым, газы и т.д.), для комфортности (шум,запах и т.д.).

Оценка опасности промышленного объекта. Необходимо определить:

- возможные сбои, неполадки и ошибки, которые могут привести к аварии, а также сценарии возможных аварийг

- необходимые технические и организационные меры, которые должен принять предприниматель во избежание аварии;

- возможные последствия аварии;

- меры для локализации аварии и 'ликвидации ее последствий. Для оценки опасности могут использоваться различные методы, такие

как предварительный анализ опасности, анализ дерева ошибок, оценка

риска.

Декларация безопасности опасного промышленного объекта.

Это одна из форм предоставления информации, закрепленная законода тельно в странах европейского сообщества. Основная цель декларировани безопасности - заставить предприятие (опасный промышленный объект) про

вести оценку опасности и информировать об этих опасностях компетентные органы. Декларация должна включать:

- информацию об объекте и процессах на нем с целью определения характера и масштабов использования опасных веществ;

- перечень мер, направленных на безопасное функционирование объекта и на контроль за отклонениями от обычного режима работ;

- идентификацию типа возможной аварии, ее вероятность и возможные последствия;

- инструкции на случай аварийной ситуации на объекте.

Требования к размещению промышленного объекта. При размещении промышленного объекта должны учитываться возможные отрицательные воздействия на окружающую среду и население. Законодательно устанавливается процедура получения разрешения на размещение промышленного объекта, обеспечивающая участие в ней государства, предпринимателя и общественности. Политика правильного размещения объекта применяется только к новым объектам. Что касается уже существующих, то она может быть направлена на ограничение развития районов в непосредственной близости промышленных объектов.

Системы лицензирования.

Законодательствами многих стран предусматривается предоставление компетентным органам права ограничивать производство путем установления лицензионного порядка. В большинстве стран требования по лицензированию промышленной деятельности касаются промышленных объектов, отнесенных к категории опасных.

Экспертиза промышленной безопасности.

Проведение экспертизы промышленной безопасности предусматривается на всех стадиях функционирования промышленных объектов, начиная со стадии проектирования.

Информирование государственных органов и общественности об опасностях и авариях.

Информация должна включать описание:

- установки - объект потенциальной опасности;

- потенциально опасных видов деятельности, опасных используемых веществ и методов контроля за ними;

- способов оповещения о чрезвычайных ситуациях;

- действий населения, принимаемых в случаях чрезвычайных ситуаций;

- мер, которые необходимо принимать в случае поражения в результате аварии.

Ответственность производителей или предпринимателей за нарушение законодательства и нанесенный ущерб.

Вопросы ответственности администрации предприятия регулируются во всем блоке законодательства, касающегося вопросов охраны окружающей среды, труда и обеспечения промышленной безопасности. Эти вопросы обычно рассматриваются в головных законодательных актах.

Ответственность за последствия аварий по западному законодательству наступает в независимости от вины.

Учет и расследование аварий на предприятии.

При проведении оценки опасности и составлении декларации безопасности необходимо учитывать опыт всех происшедших аварий, анализировать причины их возникновения. Поэтому требование учета и расследования аварий - обязательный элемент законодательства по промышленной безопасности. Информацию об авариях администрация промышленного объекта обязана предоставлять в компетентные органы власти.

Участие органов местного самоуправления и общественности в процессах обеспечения промышленной безопасности.

Большое внимание в законодательстве развитых стран уделяется участию местных органов власти и общественности в регулировании промышленной деятельности. Они могут повлиять на решение о размещении промышленного объекта, принимают участие в информировании граждан об опасностях объекта и об авариях, в подготовке к действиям во время аварий и чрезвычайных ситуаций.

3.Нормативно-техническая база безопасности труда (охраны труда) Особое место среди нормативных документов в области безопасности труда занимает система стандартов безопасности труда - ССБТ, структура которой представлена на рис.2.

Особая роль принадлежит ГОСТам ССБТ (на 1.01.91 введен 351 ГОСТ)

В ГОСТах ССБТ используется следующая система обозначений:


Содержание групп расшифровано в структуре ССБТ (см. рис.2). Группа под шифром 5 запланирована на перспективу развития ССБТ и пока не имеет ни одного ГОСТа.

В нормативно-технической базе безопасности труда, также как и в ССБТ в частности, можно выделить три уровня документов:

- единые (межотраслевые);

- отраслевые;

- уровня предприятия.

Среди единых (общегосударственных) документов можно выделить следующие:

Строительные нормы и правила (СНиПы)

Например:

- СНиП 11-4-79 (часть 2. Нормы проектирования. Глава 4. Естественное и искусственное освещение);

- СНиП 2.09.02-85 - Производственные здания;

- СНиП 2.01.02-85 - Противопожарные нормы.

Санитарные нормы (СН):

- санитарные нормы проектирования промышленных предприятий. СН 245-71

- санитарные нормы по видам вредных факторов (шум - N 3223-85, вибрация локальная - Ы3041-84,вибрация на рабочих местах N 3044-84, инфразвук- N 2274-80, постоянные магнитные поля N 1742-77, электрические поля промышленной частоты N 5802-91, магнитные поля частотой 50 Гц N 3206-85, ультрафиолетовое излучение N 4557-88, микроклимат производственных помещений N 4557-88, электромагнитные поля частот 10-60 КГц N 5803-88);

Правила, руководства, нормы безопасности:

Например:


- правила устройства электроустановок ПУЭ-76

- руководство Р 2.2.013-94 (гигиенические критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса);

- нормы радиационной безопасности НРБ-76/87

На основе указанных документов разработано множество отраслевых положений правил и инструкций по безопасности труда, а также документации для пользования внутри предприятий.

Нормативно-техническая база экологической безопасности Общая структура нормативных документов в данной отрасли во многом сходна с рассмотренной ранее структурой нормативной базы в ОТ. Основным комплексом нормативных документов является система стандартов по охране труда и улучшении использования природных ресурсов (сокращенно "Охрана природы" или ОП). Структура обозначения ГОСТов ССОП может быть представлена в виде:


Конкретное название комплексов стандартов ОП следующее:

О - организационно-методические стандарты;

1 - по охране и рациональному использованию вод (код-Гидросфера);

2 - по защите атмосферы (код-Атмосфера);

3 - по рациональному использованию биологических ресурсов (Биологические ресурсы);

4 - по охране и рациональному использованию почв (Почвы);

5 - по улучшению использования земель (Земля);

6 - по охране флоры (Флора);

7 - по охране фауны (Фауна);

8 - по охране ландшафтов (Ландшафты);

9 - по рациональному использованию и охране недр (Недра).

Данные комплексы подразделяют на следующие группы стандартов:

0 - основные положения;

1 - термины, определения, классификация;

2 - показатели качества природных сред, параметры загрязняющих выбросов и сбросов, показатели интенсивности использования природных ресурсов;

3 - правила ОП и рационального использования природных ресурсов;

4 - методы определения параметров состояния природных объектов и интенсивности хозяйственных воздействий;

5 - требования к средствам контроля и измерений состояния ОС;

6 - требования к устройствам.аппаратам и сооружениям по защите ОС от загрязнений;

7 - прочие стандарты.

Кроме системы ГОСТОВ действует ряд других межотраслевых документов: - общесоюзные нормативные документы в виде методик, например, по расчету концентрации в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий (ОНД 86), или инструкций, например, "О согласовании, проведении экспертизы воздухоохранных мероприятий и выдачи разрешении на выброс загрязняющих веществ в атмосферу по проектным решениям" (ОНД1 - 84).

- строительные нормы и правила (СНиПы), например, "Наружные сети и сооружения" (СНиП 2.04.02- 84), а также указанные ранее в разделе 3.

- санитарные нормы (СН), санитарные правила и нормы (СанПиН), например, "Допустимые уровни шума на территории живой застройки" (СН 3077-84) или "Предельно-допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест" (СН 3088-84).

Кроме того, различными министерствами и органами утверждено много правил, положений и т.п., действующих в ОС. Например, правила охраны поверхностных вод (1991), положение об охране рыбных запасов, типовая инструкция по организации системы контроля промышленных выбросов в атмосферу по отраслям промышленности и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 869; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.288 сек.