КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Взяточничество
Взяточничество - одно из древнейших и распространенных проявлений коррупции. "Как только появились носители власти, облеченные особыми полномочиями, так одновременно с этим появилось и взяточничество", - писал известный русский криминалист В.Н.Ширяев [12, с. 3]. Везде в законодательстве взяточничество рассматривается как корыстное служебное (должностное) преступление, в качестве одного из видов нарушения служебного долга. Суть этого преступления заключается в том, что должностное лицо получает от других лиц или организаций заведомо незаконное материальное вознаграждение за свое служебное поведение или в связи с занимаемой должностью. Взяточничество относится к числу наиболее латентных преступлений. Несмотря на широкую распространенность этого явления, статистика выявленных в России за 1991-1996 гг. фактов взяточничества выглядит достаточно скромно: 1991 г. - 2534, 1992 г. - 3331, 1993 г. - 4497, 1994 г. - 4921, 1995 г. - 4889, 1996 г. - 5453. Доля взяточничества в общем числе выявленных преступлений колеблется в пределах 0,1-0,2%. По данным Министерства внутренних дел РФ, структура привлеченных к ответственности коррумпированных должностных лиц в 1996 г. представляла собой следующее: работники министерств, комитетов и структур на местах - 41,1%, сотрудники правоохранительных органов - 26,5%, работники кредитно-финансовой системы - 11,7%, работники контролирующих органов - 8,9%, работники таможенной службы - 3,2%, депутаты - 0,8%, прочие - 7,8%. Особенно высока криминальная активность чиновников в сфере приватизации, где выявлено свыше 1,7 тыс. преступлений [13]. Одним из важных принципов деятельности аппарата государственной власти и органов местного самоуправления является принцип публично-правовой, законной оплаты служебной деятельности работников этих аппаратов, государственных и муниципальных служащих. Они не вправе получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей. Внося элементы разложения в работу публичного аппарата управления, получение взятки дискредитирует властные и управленческие структуры государственных и муниципальных органов, подрывает их авторитет, порождает представление о всеобщей продажности, возможности решать все вопросы путем подкупа должностных лиц. К тому же нередко получение взятки бывает связано с попустительством, а то и прямым содействием деятельности организованных преступных групп, совершением хищений, контрабанды, незаконного оборота оружия и наркотиков, налоговыми преступлениями, воспрепятствованием законной предпринимательской деятельности и другими преступлениями, что усугубляет его общественную опасность. Предметом взятки могут быть любые материальные ценности (деньги, в том числе иностранная валюта, иные валютные ценности, ценные бумаги, продовольственные и промышленные товары, недвижимое имущество и др.), а также различного рода услуги (выгоды) имущественного характера, оказываемые взяткополучателю безвозмездно, хотя в принципе они подлежат оплате, или явно по заниженной стоимости. Это может быть предоставление санаторных или туристических путевок, проездных билетов, оплата расходов и развлечений должностного лица, производство ремонтных, строительных, реставрационных и других работ и т.д.
Наряду с простейшими способами дачи-получения взятки путем передачи предмета взятки лично должностному лицу или через посредника встречаются более сложные, завуалированные формы совершения этого преступления. В частности, взятка может быть дана-получена под видом ссуды, путем якобы получения денег в долг, под видом погашения несуществующего долга лица, передавшего ценности, посредством продажи-покупки ценных вещей за бесценок, по явно заниженной цене или, напротив, путем покупки-продажи вещи по явно завышенной цене, под видом "проигрыша" в карты, путем заключения фиктивных трудовых соглашений и выплаты по ним взяткополучателю, его родственникам или иным доверенным лицам "заработной платы" или "премии" за якобы произведенную ими работу, якобы оказанную техническую помощь, явно завышенных "гонораров" за лекционную деятельность и литературные работы и т.д.
Согласно действующему законодательству, государственные и муниципальные служащие не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности, не могут получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственных и муниципальных служащих. Однако само по себе нарушение должностным лицом запрета на работу по совместительству нельзя автоматически признавать получением взятки. Лишь в случаях, когда работа фактически не выполнялась или оплачиваемые действия должностного лица заключались в выполнении обычных функциональных обязанностей с использованием служебных полномочий, получение им оплаты за якобы работу по совместительству или по трудовому соглашению (контракту) является завуалированным взяточничеством. В дореволюционном российском уголовном праве получение служащим вознаграждения за деяние, связанное с нарушением обязанностей по службе, называлось "лихоимством", в отличие от мздоимства, когда вознаграждение (мзда) получалось за действие (бездействие), выполненное без нарушения служебных обязанностей. В законодательстве современная коррупция преимущественно связывается с получением взятки на основе ее вымогательства. Практически же в основе коррупции лежит в большинстве случаев незаконная двусторонняя сделка в результате которой лицо, находящееся на государственной или иной службе, нелегально "продает" физическим и юридическим лицам свои полномочия, а те покупают их. Причем здесь инициатива может исходить и от взяткодателя, и от взяткополучателя, завершаясь обоюдным соглашением. Между вымогательством и инициативой подобного рода очень тонкая грань, но она все-таки есть и люди это понимают. Распространен также инициативный подкуп чиновников.
Обратимся к результатам опросов, проведенных в середине 1998 г. Оказалось, что обоюдное желание в Москве, Воронеже, Волгограде и Владивостоке встречалось чаще, чем прямое вымогательство взятки и инициативный подкуп, когда взяткодателя надо "уламывать" взять мзду (табл. 1). Кому же и за что предлагают взятки или вынуждены давать их предприниматели и обычные граждане? Чаще всего гражданами, не являющимися предпринимателями, взятки даются за поступление в вузы, при сдаче экзаменов, получении дипломов, затем в сфере медицины, в ГАИ (теперь ГИБДД), по месту собственной службы, в правоохранительной сфере, при лицензировании, регистрации предприятий, в таможенных органах и налоговой инспекции (табл. 2). Просматривается некоторая общая тенденция в столь разных регионах, как Москва, Владивосток, Волгоград и Воронеж. Особняком стоят предприниматели, но и им приходится чаще давать взятки при решении личных, семейных, а не служебных, строго предпринимательских проблем. Причем инициативный подкуп и прямое вымогательство взятки порой имеют место почти в равной степени. Таблица 1 Ответы на вопрос: "Если Вам приходилось давать взятку, то каким образом?"
Примечание. Здесь и далее данные таблиц приведены по [14, с. 25-33]. Сотрудники правоохранительных органов и судьи также отметили, что практически не могут обойтись без того, чтобы никому ничего не платить, помимо предусмотренных законом случаев. Причем, судя по ответам, платят они почти в одинаковом числе случаев и представителям организованной преступности, и коррумпированным сотрудникам правоохранительных органов, но первым чаще - регулярно, а вторым - время от времени или в единичных случаях (табл. 3).
Таблица 2 Ответы на вопрос: "Если Вы давали взятку, то за какие услуги?"
Таблица 3 Ответы на вопрос "Может ли предприниматель обойтись без того, чтобы никому ничего не платить, кроме как в предусмотренных законом случаях"
Материалы уголовных дел и опросы самих предпринимателей также свидетельствуют о том, что занятие предпринимательством в России конца 90-х гг. органически связано с целым рядом преступлений: взяточничеством, уклонением от уплаты налогов и таможенных платежей, физической расправой с лицами, посягающими на права и законные интересы субъектов предпринимательства (табл. 4). Немалая часть опрашиваемых в разных регионах уклонялась от прямого ответа на вопросы о перечисленных в таблице формах поведения. Но даже если судить по полученным ответам, видно, какое немалое число людей и берет взятки, и дает их, и физически расправляется с правонарушителями, и совершает иные незаконные действия. Таблица 4 Ответы на вопрос: "Приходилось ли Вам в течение последнего года совершать следующие действия?" (1998 г., % от общего числа опрошенных)
Иллюзия, что практически почти все население заинтересовано в борьбе с коррупцией, должна рухнуть, ибо, например, в Волгограде и Воронеже 17-23% опрошенных принимали разного рода подношения, а не только давали их. Кроме того, подавляющее большинство взяток - это результат взаимных действий взяткодателя и взяткополучателя. Предприниматели чаще сами совершают преступления и чаще становятся их жертвами. Поэтому тезис о развитии криминального предпринимательства в России верен, даже если отвлечься от прежних судимостей предпринимателей и других их характеристик. Криминологи наблюдают своеобразный замкнутый круг: прежний криминальный опыт определяет в дальнейшем способы действий тех или иных лиц, характер создаваемой ими среды, а затем эти способы и среда определяют определенный стандарт поведения. Виноватый со временем становится и жертвой, и участником развивающейся криминализации соответствующих сфер деятельности и отношений. Другими словами, налицо один из механизмов самодетерминации преступности. В процессе опроса задавались вопросы о характере и размерах взяток, "благодарностей". На них отвечали крайне неохотно, часто отделываясь общими фразами типа "даю достаточно", "сколько надо", но все-таки определенная картина прояснилась (табл. 5). Выяснилось, что существуют определенные ставки за те или иные услуги, в том числе и по избавлению виновных от предусмотренной законом ответственности. Все эти ставки выражаются в долларовом измерении. Заслуживает внимания то, что сотрудники правоохранительных органов назвали среди видов "вознаграждения" нетрадиционные: нематериальные блага, оплата обучения детей в вузах или гарантированное поступление в государственные вузы, написание книги или создание иного произведения от имени коррумпированного служащего, работа в коммерческих структурах, акции. Таблица 5 Ответы на вопрос: "Что принимается в виде "вознаграждения" коррумпированными служащими?"
С изложенным связано обстоятельство, влияющее на полноту отражения статистикой реальной криминальной картины в стране: неточное отражение уголовным законом новых крайне общественно опасных и изменяющихся реалий. Выгоды, блага неимущественного характера не рассматриваются в качестве предмета взятки. Да и что такое "выгоды имущественного характера" трактуется весьма различно. Как уже говорилось выше, в основе коррупции лежит в большинстве случаев незаконная двусторонняя сделка, а также нередко имеет место инициативный подкуп. Не случайно, число осужденных за взяточничество (ст.ст. 173-174 УК РСФСР) за 10 лет снизилось в несколько раз. В 1986 г. было осуждено 3454 лица, в 1995 г. - 1072, в 1996 г. - 1243, в 1997 г. - 1381. Во всей России в 1995 г. осуждено за взяточничество к лишению свободы 397 лиц, в 1996 г. - 392, в 1998 г. - 364. К лишению свободы приговаривалась лишь примерно третья часть осужденных взяточников. Причем каждому второму-третьему из них назначено наказание ниже низшего предела. Каждому четвертому осужденному представлялась отсрочка исполнения приговора. Удавалось разоблачать, как правило, лишь случайных взяточников, не "защищенных" от уголовной ответственности "иммунитетами" и криминальными связями.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |