Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Агропромышленный комплекс, машиностроение, транспорт




 

В развитых и постсоциалистических странах идет в последние десятилетия процесс агропромышленной интеграции, которая означает объединение предприятий сельского хозяйства и промышленности. В результате формируется АПК – единая система сельхозпредприятий и промышленных предприятий, спаянных тесными стабильными долговременными производственными и коммерческими связями, основывающимися на отношениях собственности или договорных отношениях.

В составе АПК выделяют три сферы:

- промышленность, производящая средства производства для сельского хозяйства и осуществляющая производственно-техническое обслуживание этой отрасли;

- собственно сельское хозяйство (земледелие, животноводство);

- отрасли по транспортировке, переработке и сбыту продовольствия и сельхозсырья.

Доля сферы АПК в развитых странах растёт, снижается удельный вес собственного сельскохозяйственного производства.

В 90-е годы соотношение между тремя сферами АПК в развитых странах составляло 1:3:6. В США АПК дает 18% ВВП и в нем занято 20% рабочей силы страны. В АПК России занято 30% работающих, а доля этой отрасли составляет 6,7%.

В мировом аграрном секторе лидирующую роль играют крупные фермерские хозяйства, управляющие всеми процессами, начиная с возделывания культур, сбора урожая, вскармливания животных до экспортно-импортных операций и даже организации сети ресторанов и магазинов.

В рамках и под контролем крупных АПК на мировой рынок поставляется значительная часть сельхозпродуктов и продовольствия. В мировом АПК происходят те же процессы, что и в мировой экономике. Современный мировой рынок продовольствия формируется на базе аграрных рынков трех групп государств: развитых, развивающихся и стран с переходной экономикой. Как и в целом в мировой экономике здесь опережающими темпами развивается торговля по сравнению с развитием производства продовольствия.

В мировом экспорте продовольствия удельный вес развитых стран – 64%, а в импорте – 67%. Спрос в развитых странах растёт на замещающие товары, что ограничивает спрос на отечественную сельхозпродукцию. В 90-е годы появилась тенденция к сокращению доли развитых стран в мировой продовольственной торговле. Причина – более высокие темпы роста развивающихся стран.

Товарная структура производства продовольствия меняется следующим образом:

- увеличилось на 9% производство зерна, мяса – на 18%, производство молока относительно стабильно;

- появилась тенденция к снижению доли зерновых и увеличению доли мяса, особенно мяса птицы;

- возросло среднедушевое производство зерна, мяса, а молока – сократилось;

- экспорт зерна сократился на 14%, а экспорт мяса вырос на 38%;

- лидирующую роль среди компаний АПК играют компании агробизнеса США. Продажи 21 публичной компании за рубежом составляли 25% от общего оборота;

- в 90-е годы темпы роста вывоза капитала АПК значительно опережали темпы роста экспорта продовольствия;

- идёт приобщение к вывозу капитала компаний, занятых в оптовой и розничной торговле продовольствием, а также сфере общественного питания.

В сфере производства средств производства для сельского хозяйства усиливается роль иностранных компаний. В США, например, в середине 90-х годов зарубежные компании владели и управляли 25% активов объединений производящих средства производства для сельского хозяйства, 10% активов пищевой промышленности, 15% активов продовольственной торговли.

Структура мирового сельскохозяйственного производства характеризуется следующими особенностями:

- преобладает животноводство над растениеводством;

- в развитых странах земледелие подчинено животноводству;

- из развивающихся стран животноводство преобладает в странах Ближнего Востока и Среднего Востока, а также Аргентине и Уругвае;

- главная отрасль земледелия – выращивание зерновых. В развитых странах выращивается 30% валового сбора зерна в мире. Половина зерна идёт в пищу людей (в развитых – 25%), остальное – на корм скоту.

Машиностроение является ведущей отраслью материального производства. На его долю приходится около 35% стоимости мировой промышленной продукции. В развитых странах на продукцию этой отрасли приходится 32-38% стоимости промышленного производства, в странах с переходной экономикой – 20-25%, в НИС – 15-25%.

В отраслях машиностроения наиболее активно используются научно-технические достижения, поэтому именно в них наиболее заметна тенденция к снижению удельного веса сырья, энергоносителей и живого труда. Однако в структуре промышленности стремительно растёт доля новейших наукоёмких отраслей: электроэнергетики, атомной, химической промышленности, производства ЭВМ и робототехники, индустрии информации.

По-прежнему сохраняется тенденция снижения доли добывающей промышленности.

В машиностроении можно выделить следующие тенденции в развитии производства под влиянием НТП:

- внедрение микропроцессоров, технологий приводит к массовому высвобождению рабочей силы из отрасли;

- внедрение автоматики позволяет заменять ручной труд;

- производится оборудование, обеспечивающее гибкость производственного процесса;

- расширяется выпуск оборудования, повышающего эффективность технологических процессов;

- создаются новые технологические процессы, машины, позволяющие комплексно и экономично использовать сырьё;

- разработка и производство комплексов, систем машин, внедрение которых позволяет полностью исключить ручной труд. Это в свою очередь создает спрос на конструкционные материалы принципиально другого свойства;

- повышается качество оборудования и уменьшается объём ресурсов на его изготовление, что способствует миниатюризации техники.

Выделяют четыре главных машиностроительных региона мира: Северная Америка, Европа, Восточная и Юго-Восточная Азия, Россия и страны СНГ.

В развитых странах в составе общего машиностроения преобладает производство станков и оборудования. На долю США приходится около 45% производственных мощностей, на долю стран Западной и Восточной Европы – 30% мирового машиностроения. Япония производит наукоёмкую продукцию, развивая производство в новых индустриальных странах.

В России и странах СНГ производится продукция ВПК, а также сельскохозяйственная техника, металлоёмкие станки и энергетическое оборудование.

В развитых странах в составе общего машиностроения преобладает производство оборудования, станков, в развивающихся странах – производство несложного оборудования.

В транспортном машиностроении активно растёт производство автомобилей. Япония здесь вышла в лидеры. Судостроение из-за энергоёмкости производства переместилось в развивающиеся страны и новые индустриальные страны, такие как Южная Корея, Бразилия, Аргентина, Мексика, Китай, Тайвань.

В электротехнической промышленности растёт производство энергетического оборудования и электронная индустрия. Главными центрами военной и промышленной электроники являются США и Япония, а бытовой – Китай. Развитые страны постепенно сокращают выпуск бытовой электроники. Общемировой тенденцией является перемещение машиностроительных производств низкой и средней степени сложности из развитых в развивающиеся страны.

Между странами активно идёт процесс интенсивного кооперирования между фирмами, особенно это касается микроэлектроники. Разработаны программы совместных действий между США и Японией, Японией и Германией. В микроэлектронике поддержка фирм идёт путём внешнеторговой защиты, принятием мер по непосредственному стимулированию национальных фирм. В автомобилестроении поддержка оказывается путём закрытия внутреннего рынка.

В машиностроительный комплекс идут большие вложения. Так в США годовые расходы на НИОКР равны стоимости основного капитала в этой сфере. Наиболее быстрыми темпами растёт объём исследований и разработок в электронной промышленности, производстве ЭВМ, приборостроении.

Для международной торговли машинно-техническими изделиями характерны более высокие темпы роста по сравнению с производством. Более 60% всего производства машинно-технической продукции приходится на США, Японию, Германию. Доля экспорта в производстве машин и оборудования ведущих промышленно развитых стран составляет более 30%.

Международный рынок машин и оборудования характеризуется:

- преимущественным развитием торговли товарами и машинно-техническими комплексами производственного назначения;

- резким сокращением “жизненного цикла” продукции, чему способствует политика ускоренной амортизации и налоговых льгот;

- стимулированием экспорта машин и оборудования путём предоставления льгот в налогообложении;

- в структуре мирового экспорта преобладают готовые изделия;

- растёт объём высокотехнологичных изделий машиностроения в структуре экспорта;

- доля развивающихся стран в мировом экспорте машин растёт и уже достигла 8-10%. На Россию приходится менее 1% мирового экспорта машиностроительной продукции.

Современная товарная структура машинно-технического экспорта России не соответствует тенденциям мировой торговли. Россия предлагает крупные металлоёмкие станки и кузнечно-прессовое оборудование, а также грузовые и легковые автомобили. В то же время страны Запада увеличивают долю наукоёмкой продукции (изделия электроники, электротехники, ЭВМ, оргтехники, современных средств связи).

Мировая транспортная система сформировалась в XX веке. В 90-е годы развитие мирового транспорта носило устойчивый характер. Основным исключением явилось ухудшение транспортной ситуации в России и других странах-участницах СНГ, что не имело существенного значения для мировой экономики и мирового рынка.

В 80-90-е годы спрос на международные перевозки быстро рос. В авиации за прошедшие 15 лет грузооборот более чем удвоился, на флоте увеличился в 1,5 раза. Одновременно ужесточались требования к качественной стороне доставки товаров. В сфере транспорта интеграционные процессы нашли выражение в следующих тенденциях:

- росте интермодальных перевозок, в которых участвуют два и более видов транспорта;

- создании транспортных коридоров, объединяющих на отдельных направлениях сразу несколько видов транспорта для перевозок грузов через территорию нескольких стран. Два из них должны быть сформированы в России;

- формируется контейнерная система. В контейнерах перевозится около 40% генеральных грузов;

- перевозка грузов между странами превращается в единый технологический процесс. Он осуществляется на основе единого транспортного документа с постоянным отслеживанием продвижения грузов. Ежегодно в мире всеми видами транспорта перевозится свыше 100 млрд. т. грузов и более 1 трлн. пассажиров. В транспортной сети происходят большие качественные изменения;

- растёт число магистралей с твёрдым покрытием, сети трубопроводов большого диаметра и т.д.

По грузообороту морской транспорт занимает первое место и превосходит все остальные виды транспорта вместе взятые. На его долю приходится 80% всего грузооборота мировой торговли. В системе морских перевозок обращаются огромные финансовые ресурсы, объёмы которых быстро возрастают. Доля развитых стран в морской торговле в целом по экспорту сократилась, а доля развивающихся стран растёт. В 90-е годы она была равна 26%. В составе этой группы стран явно доминировали азиатские страны: 26,1% по экспорту и 17,6% по импорту в мировой морской торговле.

Внутренний водный транспорт – важный элемент международных транспортных коммуникаций. Общая протяжённость внутренних водных путей 30 основных стран Европы и Северной Америки превышает 175 тыс. км. Европа – один из регионов, где внутренние водные пути играют важную роль в межстрановой торговле. В 90-е годы объёмы перевозок по внутренним водным путям в Европе сокращались главным образом из-за успешной конкуренции автомобильного транспорта, хотя и продолжали сохранять традиционно значительные позиции в общем объёме перевозок.

Российский флот смешанного плавания традиционно работает на Балтике с выходом в Северное море, а также совершает рейсы в Черном и Азовском морях с заходами на Дунай. Российские рынки успешно конкурируют с морским флотом благодаря возможности бесперегрузочных прямых перевозок. Однако в нашей стране действующий флот судов устаревает и сокращается, почти ¼ водных путей непригодна для эксплуатации из-за обмеления, почти полностью остановлено судоходство по северным рекам. Европейские страны добиваются разрешения на использование внутренних водных путей России. Сейчас иностранные суда заходят в 14 российских устьевых портов.

Железнодорожные линии интегрированы в региональные и континентальные железнодорожные системы. Под влиянием конкуренции со стороны автомобильного транспорта объём железнодорожных перевозок в 90-е годы снизился. В Германии, США, Канаде, Франции, Великобритании он сократился с ¼ до 1/3. Роста железнодорожного грузооборота по сравнению с другими видами транспорта не наблюдается во всем мире. В России грузы перевозятся в основном по железным дорогам, а не автомобильным транспортом, который из-за плохих дорог и больших расстояний развит слабо. Однако у автотранспорта есть такие преимущества как бесперегрузочная перевозка товара, гарантирование большей сохранности. По прогнозам до 2010 года парк грузовых автомобилей будет ежегодно расти на 4-4,5%.

Воздушный транспорт развивается наиболее динамично. Общая протяженность воздушных трасс в мире возросла вдвое, число перевезённых пассажиров – в 1,6 раза в 90-е годы. Одновременно усилилась борьба между авиакомпаниями. В России с 1993 по 1999 г. авиаперевозки сократились на 47% из-за высоких налогов и цен на топливо.

В мировой экономике возрастает значение трубопроводов. Ежегодно по ним прокачивается более 2 млрд. т. нефти и нефтепродуктов. Наиболее крупными владельцами нефтепроводов являются США и Россия. Подавляющая часть (60%) прокачиваемого налива составляют нефтепродукты для внутреннего потребления, 40% поступает в другие страны.

ГЛАВА 6. ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ МИРА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

 

6.1. Трудовые ресурсы: количественные и качественные аспекты

 

Динамика и структура населения мира характеризуется прежде всего следующими показателями: среднегодовыми темпами роста и долей отдельных стран в общей численности населения планеты.

Население земли точно посчитать невозможно, так как в 40 странах мира более 10 лет не проводилось переписи. В настоящее время население земли увеличилось до 6 млрд. человек и темпы прироста его замедлились. В развитых странах они остаются стабильно низкими, в странах с переходной экономикой они замедлились, а в России, странах Балтии, СНГ и Восточной Европе наблюдается процесс естественной убыли населения. Замедлились темпы роста населения и в развивающихся странах, в основном за счет Восточной и Юго - Восточной Азии, Латинской Америки. Примерно 76 % населения живет в развивающихся странах. В развитых – 15,9 %, остальное в странах с переходной экономикой (8,1 %).

В конце 19-20 века наметились два варианта перехода к воспроизводству рабочей силы на новый уровень:

1. «Классический» или европейский тип предполагает, что переход от высокого уровня смертности к низкому идет в течении длительного промежутка времени. Коэффициент рождаемости превышает коэффициент смертности менее чем на 10%, что ведет к замедлению прироста численности населения.

2. «Современный» тип предполагает снижение общего коэффициента смертности за более короткие, чем в первом случае сроки до уровня примерно 10% при стабилизации или повышении значительного по величине коэффициента рождаемости. В таком случае население удваивается за 20 лет.

В настоящее время речь идет о стабилизации численности населения на планете, хотя для развивающихся стран характерен еще «современный» тип демографического воспроизводства, так как существуют очень низкие коэффициенты смертности из-за молодой возрастной структуры населения.

Возрастная структура населения влияет на долю и численность экономически активного населения. Выделяют следующие типы возрастной структуры:

Первый - (омоложение населения) отличается высокой долей детских возрастов и небольшой долей людей пожилого возраста;

Второй - (старение населения) отличается низкой долей детских возрастов и высокой долей пожилых людей.

При первом типе сокращается удельный вес людей трудоспособного возраста, при втором – также. Если доля лиц в возрасте 60 лет и старше составляет 12% и выше, население считается старым. В России этот показатель достигает 16,6%.

В большинстве стран прирост населения напрямую зависит от его воспроизводства. Для оценки динамики воспроизводства населения используют ряд показателей: брутто-коэффициент, нетто – коэффициент и показатель средней продолжительности жизни.

Брутто – коэффициент представляет число девочек, которых рожает в среднем женщина. Но не все дети доживают до взрослого возраста, поэтому нетто – коэффициент воспроизводства предполагает их исключение.

Во второй половине 20 века нетто – коэффициент был 3,0 и более. В конце 20 века произошло сокращение коэффициента за счет развивающихся стран, особенно КНР, стран Восточной, Юго – Восточной Азии. Брутто – коэффициент равен 2,0 в странах Западной Европы, Америки, Японии, восточноевропейских странах. Однако связь динамики численности населения и величины коэффициентов воспроизводства населения неоднозначна. Динамика населения зависит от его возрастной структуры.

В общей численности населения выделяют экономически активное. Экономически активное население включает занятых и ищущих работу. Оно составляет примерно 47,8% всего населения мира, из них 60% - мужчины и 40% - женщины. В развитых странах сосредоточено всего 16% экономически активного населения. Основная часть трудовых ресурсов приходится на Восточную, Юго – Восточную Азию (35%), Южную Азию (20%).

С точки зрения статистики даже небольшой рост экономики компенсируется еще меньшим ростом народонаселения. Рост населения влияет на расширение спроса, хотя это зависит от уровня развития страны, дохода на душу населения и т.д. Чем выше показатели страны, тем больше возможностей для расширения емкости рынка и экономического роста.

Существует следующая закономерность: при прочих равных условиях меньшая численность населения, очевидно в развивающихся странах или странах с переходной экономикой, будет иметь повышающиеся доходы. Но как ее реализовать для большинства стран остается проблемой. На практике улучшение благосостояния общества сдерживает рост населения т.к. меняется социальное положение женщины в обществе. На демографические процессы влияет урбанизация. Растет число городов и городских жителей. В трех частях света – Австралии, Океании, Северной Африке, Европе преобладают жители городов. В то же время население афро-азиатских стран благодаря большой численности создает перевес села над городом. Для урбанизации характерна концентрация населения больших и сверхбольших городах. Доля больших город увеличилась до 20%. Росту городского населения мира способствуют три различных процесса:

-естественный прирост населения в городских районах;

-чистый приток в городские районы населения в результате миграции;

-преобразование сельских районов в городские населенные пункты.

. В развитых странах наблюдается кризис больших городов, как следствие социальных, классовых, рассовых антагонизмов..

С конца прошлого века наблюдается в развитых странах процесс роста периферийных районов городов. В США с 70-х годов темпы роста численности населения городских агломераций оказались ниже средних по стране. Данные по другим развитым странам подтверждают общий сдвиг населения из городских агломераций в малые и средние города. Во многих крупных городских агломерациях численность населения перестала расти или стала снижаться.

Развивающиеся страны отличаются особенно высокими темпами урбанизации. Приток сельского населения в города опережает рост потребности в рабочей силе, растет безработица, растут районы трущоб. Процесс урбанизации здесь противоречив – с одной стороны способствует прогрессу этих стран; с другой – обостряет социально-экономические проблемы.

Демографические процессы регулируются государством. В 1994 г. приняты на каирской Международной конференции по народонаселению ООН основные принципы и концепции демографической политики. Стержень программы действий – рекомендации в области планирования семьи для развитых стран.

Для развитых стран разработаны рекомендации по увеличению рождаемости. Но они не дают результатов, так как психологические нагрузки, напряженность в обществе, интенсификация труда не способствуют росту числа семей. Существует также закономерность – с увеличением доходов рождаемость снижается.

Политика развитых стран по увеличению рождаемости не носит выраженный характер и отличается неопределенностью. В тоже время соблюдаются принципы демократии, социальной справедливости.

В развивающихся странах осуществляются следующие меры:

- поощрение снижения темпов роста воспроизводства населения (Индия, Китай);

- меры по ускорению социально – экономического развития.

Политика строится на следующих концептуальных подходах:

1. Т. Мальтус (1766-1834) утверждал, что население растет в геометрической прогрессии, а ресурсы - в арифметической. Но Мальтус строил концепцию на примере своей страны (Англии), где в то время были достигнуты пределы роста сельскохозяйственного производства.

2. Демографические факторы – функция социального и демографического развития (А. Смит). Со временем стоимость продовольственных товаров и снижение роста населения без последовательного учета других основных причин, таких как демографические, социальные и т. д., может привести к неправильным результатам.

Снижение роста населения не является препятствием для развития. Из - за комплексности факторов, влияющих на экономическое развитие трудно выделить влияние демографического фактора.

Обычно для выяснения влияния роста населения на экономическое развитие сравнивают темпы роста населения, и ВВП на душу населения. Общая тенденция здесь такова, что за рядом исключений повышение уровня экономического развития часто соотносится с низким коэффициентом воспроизводства населения и более высокой продолжительностью жизни.

Качество рабочей силы определяется следующими ее характеристиками:

1. Физические способности человека. Помимо недостаточности обеспечения продовольствием стали оказывать влияние массовые инфекционные заболевания.

2. Уровень общего развития и специального образования. Образование повышает производительность труда, что обеспечивает рост доходов.

Проведенные еще в 80-е годы исследования показали, что увеличение обучения рабочей силы на один год может привести к 3% увеличению ВВП. Особенно быстрыми темпами растет высшее образование в развитых странах, так как появилась необходимость практической реализации технических открытий. В развитых странах доля молодежи в возрасте 20 – 24 года с высшим образованием увеличилась с 9% в 1970г. до 17% в 1990г. Послешкольным образованием в Японии охвачено 30% населения, в Германии- 36%. В России, Украине, Беларусии, Казахстане – 42 – 46%. Однако первое место делят США и Канада - более 80%.

В развивающихся странах качество трудовых ресурсов определяется не столько наличием высшего и среднего образования, сколько уровнем грамотности. Уровень грамотности для мужчин в среднем составляет в этих странах – 78%,для женщин – 60%. Велика доля неграмотных в Южной и Западной Азии и тропической Африке.

Эффективность использования трудовых ресурсов определяется количеством рабочих часов в год. Самым высоким явился в 90-е годы этот показатель в Республике Корея (2547 часов). Несколько ниже этот показатель в Японии (2017), США (1945). В России он составил 1441 час, что связано со скрытой безработицей. Продолжительность рабочей недели с 90-х годов не претерпела существенных изменений. Лишь во Франции рабочую неделю сократили в 2000 г. с 40 до 39 часов, а затем еще на 4 часа.

Во всех странах наблюдается безработица. В промышленно-развитых странах уровень безработицы колеблется в 90-е годы в пределах от 4,3-4,5% (США, Япония), до 12-18% (Италия, Испания). В России безработица В 1998 году составила 13,8% активного населения. Самые низкие показатели в мире в НИС и в новых развитых странах, что обусловлено высокими темпами роста, низкой производительностью труда. В странах с переходной экономикой безработица достигла высокого уровня. В некоторых странах она достигает даже 16% (Чехия).

В развивающихся странах идет сокращение трудоемких производств и растет безработица. Незанятость значительной части населения на селе увеличивает открытую безработицу. Население стремится найти работу в городе. Поэтому в конце прошлого века в развивающихся странах число безработных достигло 0,5 млрд.

Существуют следующие особенности безработицы в этих странах:

- различные формы занятости нередко скрывают безработицу, особенно в сельском хозяйстве;

- неспособность найти работу способствует появлению не регулируемой законодательством деятельности;

- в городах существует неформальный сектор – самозанятые или работающие на себя работники. По оценкам МОТ от 25 – 50% городских работников занято в неформальном секторе. В африканских странах неформальный сектор на 61% обеспечивает городскую занятость; в Латинской Америке на 30%;

- наблюдается рост числа безработных в последнее десятилетие. В странах Тропической Африки открытая безработица находится на уровне 15 – 20%. В Азии уровень безработицы ниже, но общее число безработных огромно. Скрытая безработица также велика. Так на Филлипинах сельская безработица достигла в 1991 году 41%, хотя общий уровень безработицы достигал 8%;

- высокий уровень безработицы для людей с образованием. В некоторых странах (Марокко, Алжир, Уругвай) безработица среди лиц с высшим образованием выше чем среди неграмотных;

- активно используется детский труд, особенно в сельском хозяйстве и услугах за низкую оплату.

Таким образом, проблема недоиспользования рабочей силы приобрела глобальный характер.

Во всех странах происходят сдвиги в отраслевой структуре занятости по трем направлениям:

1. Удельный вес занятого в сельском и лесном хозяйстве населения достиг минимального уровня. В Великобритании- 2,5%, США – 3,1%, Германии- 5,6% и т.д.

2. Постепенно снижается доля занятых в промышленности и строительстве. В 1974 – 2000 г. в США доля занятых в промышленности упала с 28,2 до 15,7 %, Великобритании – с 32,4 до 18,3%, во Франции с 32,7 до 17,3 %.

3. Продолжает расти доля занятых в сфере услуг. К началу XXI века доля сферы услуг в общей занятости достигла 70 %.

Сфера услуг объединяет чрезвычайно неоднородные отрасли не только по темпам роста новых рабочих мест, но по квалификационной структуре рабочей силы. Все отрасли можно условно разделить на следующие группы: производственные (деловые и профессиональные, финансовые, страховые, риэлтерские услуги); распределительные (розничная, оптовая торговля, транспорт, связь); личные (гостиничное дело, общественное питание, зрелищные услуги); социальные (здравоохранение, образование, услуги различных государственных организаций).

В два последние десятилетия темпами, в два раза опережающими темпы роста занятости в сфере услуг в целом, увеличилась занятость в производственных услугах так как они наиболее связаны с достижениями НТП. К началу XXI века доля этой группы достигла 16-20 % от занятости в сфере услуг. Особенно быстро растет число занятых деловыми и профессиональными услугами, а финансовыми и страховыми – более медленно.

Примерно ¼ занятых в сфере услуг работает в социальных услугах и распределительных. Крупнейшими отраслями по численности работающих являются здравоохранение, образование и государственное управление.

В распределительных отраслях сосредоточена также ¼ часть занятых в сфере услуг, из них половина в розничной торговле.

Личные услуги неравномерно представлены в структуре непроизводственной занятости отдельных стран. Доля занятых в гостиничном деле и общественном питании схожа в отдельных странах. Труд домашних работников активно используется во Франции, Испании, Мексике, Швейцарии (1/5 всех занятых в личных услугах). В остальных странах ОЭСР их доля не превышает 1 %.

Если в начале 80-х годов доля мужчин, занятых в сфере услуг составила 45-49 %, то сейчас она увеличилась до 55 – 62%. Прирост занятости мужчин идет в основном за счет их участия в производственных услугах.

Вечной проблемой для всех стран остается проблема бедности. В самых развитых странах, не смотря на общие высокие стандарты жизни эта проблема не решена. В США от 13,5-15% населения официально признаны бедными. В Японии этот показатель выше в 1,5 раза. В бывших социалистических странах этот показатель приближается к показателю развитых стран. Проблема просто не решается увеличением производства продовольствия и потребительских товаров т.к. их рост сопровождается ростом численности населения и сводит на нет увеличение уровня жизни.

ООН приняло программу по борьбе с нищетой (до 2006 года). Эта организация оказывает помощь почти 100 странам в разработке национальной стратегии ликвидации нищеты. При оценке экономической ситуации в стране необходимо учитывать следующие внутренние факторы, сдерживающие экономический рост:

Для оценки нищеты ООН применяет индексы нищеты населения (ИНН).

ИНН-1- используется для развивающихся стран. Он включает следующие переменные: процент лиц с вероятностью смерти в возрасте до 40 лет; процент неграмотных взрослых и общее экономическое состояние на фоне роста населения, лица не имеющих доступа к медицинскому образованию и безопасной воде; процент детей в возрасте до 5 лет с недостаточным весом.

ИНН-2 –служит для определения уровня нищеты в развитых странах. ИНН-2 учитывает масштабы лишений по тем трем аспектам, что и ИНН-1 и дополнительно по аспекту социальной изоляции. Используются следующие переменные: процент лиц с вероятностью смерти в возрасте до 60 лет; процент населения, не имеющего адекватных навыков письма и чтения; доля населения, не имеющего работы в течение длительного периода времени.

Огромное неравенство в потреблении – главное свойство мирового развития. Усиливается разрыв между богатыми и бедными – 86% объема мирового потребления приходится на долю лишь 20% населения мира. В ряде стран сегодня населению предлагается товаров и услуг меньше, чем 20 – 30 лет назад

ООН в настоящее время опровергнуты 5 методов решения относительно проблемы нищеты:

- субсидирование платы за электроэнергию, воду и других природных ресурсов всегда является благом для неимущих. Но у неимущих часто нет доступа к этим благам, что на руку богатым.

- Неимущие не могут брать на себя часть расходов за основные услуги. Однако большинство неимущих семей уже платят за основные услуги.

- Развивающиеся страны должны просто копировать опыт промышленно-развитых стран. Но у них есть возможность избежать ошибок, которые имелись в развитых странах.

- Развивающиеся страны должны сдерживать объемы потребления, темпы индустриализации и развитие в целом, поскольку они способствуют увеличению экономического ущерба. Это также неверно, поскольку у большинства развивающихся стран уровень потребления по прежнему так низок, что его надо повышать на основе применения новейших технологий, новаторских направлений в политике, не имеющих неблагоприятных экологических последствий.

- Развивающиеся страны располагают лишь весьма ограниченными возможностями в области разработки альтернативных стратегий борьбы с загрязнением. Но это не верно, так как в этих странах есть много рычагов воздействия на среду обитания, таких как налоги, законодательные акты и т.д.

Необходимо обратить внимание, что рейтинг по индексу развития человеческого потенциала 73 стран ниже их рейтинга по ВВП. Это говорит о том, что эти страны не смогли рост благосостояния превратить в реальное улучшение условий жизни населения. Этот факт особенно настораживает в отношении наиболее богатых стран, включая Бруней, Кувейт, Маврикий. Между экономическим благосостоянием и развитием человека нет прямой взаимосвязи. Поэтому мировому сообществу следует отказаться от концепции экономического роста как самоцели. Общий рост экономики в 1999-2000 гг. в пределах 4,5-5% не способствовал росту благосостояния населения, снижения заболеваемости, безработицы. Приоритетное направление в политике - содействие прогрессу через кредитование малого бизнеса, расширение занятости, доступ к земле, образованию, соблюдение прав женщин, детей во многих странах мира.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 855; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.088 сек.