Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственные гарантии и минимальные социальные стандарты в системе социальной защиты населения

Сущность и содержание социальной защиты

Лекция №7 Принципы социальной защиты семьи

 

1. Сущность и содержание социальной защиты

2. Государственные гарантии и минимальные социальные стандарты в системе социальной защиты населения

3. Роль и место социальных служб в социальной защите населения

Вопросы для самоконтроля

Литература

 

Неотъемлемыми факторами любой нормально функционирующей соци­альной системы являются соци­альная защита и социально-эко­номическая поддержка населения. С развитием цивилизации, техниче­ского прогресса и культуры, распа­дом семейно-родственных и общин­ных связей государство все более активно принимало на себя функ­цию гаранта социальной защищен­ности человека.

С переходом к рыночным отно­шениям в России происходит изме­нение форм собственности, а, сле­довательно, и общественно-эко­номических отношений. Наряду с государственной и общественной все более весомый удельный вес при­обретает частная собственность.

С изменением форм собственности начинается демонтаж системы распределения материальных благ и услуг. Формируются новые отношения между членами общества, в которые они вступают в процессе присвоения. Отношения присвоения в узком смысле следует понимать как отношения людей к условиям производ­ства и материальным благам.

Появление новых форм собственности на средства производ­ства приводит к проблеме их отчуждения. Эта проблема непо­средственно замыкается на категории удовлетворения потреб­ностей человека (материальных, социальных, экономических, духовных, культурных и др.), на выражении интересов лично­сти. Здесь речь идет, прежде всего, о заработной плате, уровень которой должен быть достаточным для того, чтобы обеспечить воспроизводство рабочей силы.

В условиях рыночных отношений человек может обеспечить удовлетворение своих потребностей лишь путем получения дохода от собственности или в виде заработной платы за свой труд. Однако в каждом обществе есть определенная часть насе­ления, которая не имеет собственности и не в состоянии тру­диться в силу объективных причин: болезнь, нетрудоспособ­ность вследствие старости или возраста, не позволяющего чело­веку вступить в сферу производственных отношений (дети), последствия экологических, экономических, национальных, политических и военных конфликтов, стихийных бедствий, явных демографических изменений и т. д. Эти категории насе­ления не выживут без защиты и социальной помощи государ­ства, когда главным фактором производства и распределения все в большей степени становится капитал.

Государство объективно заинтересовано в поддержке соци­ально уязвимых слоев населения по нескольким причинам:

1)государство, провозгласившее себя цивилизованным, руководствуется идеей гуманизма и обязано, согласно Всеобщей Декларации прав человека, «обеспечить насе­лению достойный уровень жизни»;

2)всякое государство заинтересовано в расширенном вос­производстве квалифицированной рабочей силы;

3)социально-экономическая поддержка неимущих нивелирует экономическое состояние различных групп и слоев населения, тем самым снижая социальное напряжение в обществе.

4)Именно поэтому рыночные отношения неизбежно порож­дают свою противоположность—специализированный институт социальной защиты населения.

В широком смысле социальная защита —это политика госу­дарства по обеспечению конституционных прав и минимальных гарантий человеку независимо от его места жительства, наци­ональности, пола, возраста, иначе в социальной защите нуж­даются все конституционные права и свободы личности—от права на собственность и свободу предпринимательства до лич­ной неприкосновенности и экологической безопасности.

Более узкое понятие социальной защиты состоит в том, что это соответствующая политика государства по обеспече­нию прав и гарантий в области уровня жизни, удовлетворе­ния потребностей человека: права на минимально достаточ­ные средства жизнеобеспечения, на труд и отдых, защиту от безработицы, охрану здоровья и жилища, на социальное обе­спечение по старости, болезни и в случае потери кормильца, для воспитания детей и др.1

Главная цель социальной защиты состоит в том, чтобы оказать необходимую помощь конкретному человеку в слож­ной жизненной ситуации.

В России право граждан на социальную защиту гаранти­ровано Конституцией РФ и регламентировано законодатель­ством РФ.

Центральный субъект социальной защиты—государство. Человек, нуждающийся в социальной защите—одновременно и субъект, и объект социальной защиты.

Объектами социальной защиты являются социальные инсти­туты в лице конкретных социальных организаций, учреж­дений, систем (образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости, труда, культуры, спортивно-оздоровитель­ного комплекса).

Социальная защита населения включает в себя: социаль­ное обеспечение, социальное страхование и социальную поддержку (помощь).

Основные формы социальной защиты:

• законодательно определенные социальные гарантии и их удовлетворение на основе базовых стандартов и про­грамм;

• регулирование доходов и расходов населения;

• социальное страхование;

• социальное вспомоществование

• социальные услуги;

• целевые социальные программы.

Действующая система социальной защиты в России бази­руется на принципах:

поощрительности —властными структурами с целью общественно-политического резонанса на те или иные социально значимые события, получившие обществен­ную оценку, либо для поддержания государственных важ­ных деяний, принимаются решения, ориентированные на социальную поддержку отдельных социальных групп, слоев населения, а в некоторых случаях—индивидов;

заявительности —социальная помощь предоставляется нуждающемуся гражданину по мере письменного обраще­ния заявителя или лица, представляющего его интересы;

патернализма, обозначающего государственную опеку («отеческую заботу») по отношению к менее социально и экономически защищенным слоям и группам населения.

Гарантом социальной защиты семьи, ее прав, прав ребенка является Конституция Российской Федерации. В частности, в ст. 38 Основного закона написано, что «материнство и дет­ство, семья находятся под защитой государства.

Основными принципами социальной работы с семьей явля­ются:

• приоритет прав и интересов ребенка, всестороннее раз­витие и уважение его человеческого достоинства;

• уважение прав родителей, объективная и компетентная оценка ситуации в семье со стороны социальных служб;

• соблюдение конфиденциальности со стороны социальных работников при работе с семьей при условии отсут­ствия риска насилия над детьми;

• обоснованное использование власти и контроля;

• учет неблагоприятных факторов в семье, подход с пози­ции риска и т. д.

Необходимость совершенствования системы СЗН вызвана переходом к рыночным отношениям в обществе. Основными предпосылками ее развития являются изменение форм соб­ственности; изменение системы распределения материальных благ и услуг и формирование новых отношений между членами общества; потребность в решении целого ряда социаль­ных проблем (безработицы, гарантии социальной защиты ста­рости, необходимого уровня расходов на образование, возмож­ности получения прибыли в виде дивиденда на акции и др.), социальное расслоение общества, а также обеспечение законо­дательной основы защиты прав и свобод человека.

Система СЗН выполняет функцию поддержания реального сохранения денежной единицы в условиях инфляции, опера­тивного механизма защиты отдельных слоев населения (нетру­доспособных, малообеспеченных, безработных, семей с детьми, и др.) от нововведений, приводящих к снижению их жизнен­ного уровня.

Основные цели СЗН—избавление от абсолютной нищеты (когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже прожиточ­ного минимума), оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях, содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики.

Составным элементом СЗН в кризисных условиях перехода к рыночным отношениям является социальная помощь.

Государственная социальная помощь— новый вид мате­риальной поддержки двух категорий населения: малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан'. Иначе подобную помощь можно назвать помощью в связи с бедностью (по бедности). Такая помощь введена в России Федеральным законом «О государственной социальной помощи», принятым 17 июля 1999 г. Цель оказания государственной социальной помощи—поддерживать уровень жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, средне­душевой доход которых ниже прожиточного минимума, уста­новленного в соответствующем субъекте РФ. Адресная помощь обеспечивает использование средств на ликвидацию крайней бедности. Государственная социальная помощь оказывается за счет федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. При этом ассигнования из федерального бюджета выделяются в случае недостаточности средств бюд­жетов нижестоящего уровня.

В Законе «О государственной социальной помощи» указано, что он вступает в силу со дня установления Правительством РФ величины прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Согласно этому закону, минималь­ный набор продуктов питания, непродовольственных това­ров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, т. е. потребительская корзина (она определяется не реже одного раза в пять лет) по трем основным социально-экономическим группам населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети), устанавливается федеральным законом. Такой Закон принят 20 ноября 1999 г. Что касается величины прожиточного минимума, т. е. денеж­ной оценки потребительской корзины (включая обязательные платежи и сборы) на душу населения по основным группам населения, то она в целом по России определяется ежеквар­тально Правительством РФ, а в субъектах РФ—их органами исполнительной власти.

Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи и одиноко проживающего гражданина уста­навливается субъектом РФ с учетом величины прожиточного минимума, предусмотренного для соответствующих социально-демографических групп населения. Если в субъекте РФ не уста­новлены величины прожиточного минимума, то используются его величины, предусмотренные Правительством РФ.

Таким образом, объем государственной помощи предопре­деляется величинами прожиточного минимума, определяемого в указанном выше порядке.

Право на такую помощь имеют малоимущие семьи и малои­мущие одиноко проживающие граждане, среднедушевой доход которых по независящим от них причинам, ниже прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ. Что касается размера пособия, то он рассчитывается в соответствии с законодатель­ством субъектов РФ в каждом конкретном случае назначения пособия в пределах разницы между суммой величины прожи­точного минимума и общим доходом членов малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина. Таким образом, чем ниже доход, тем выше пособие и наоборот, а пре­дельная сумма пособия равна указанной выше разнице.

Правила расчета среднедушевого дохода и учета доходен, в том числе от принадлежащего на праве собственности имущества, устанавливается федеральным законом, а до его при пития—Правительством РФ.

Законом «О государственной социальной помощи» 1999 г. установлены два вида (формы) государственной социальной помощи:

денежные выплаты —социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты (социальным пособием по данному закону считается безвозмездное предостав­ление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, субсидией называется имеющая целевое назначе­ние оплата представляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг, компенсацией —возмеще­ние гражданам произведенных ими расходов);

натуральная помощь (топливо, питание, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Преобладающим видом стали денежные социальные пособия. Социальными пособиями принято называть все пособия. Они устанавливаются, согласно Конституции РФ, законом. Данное пособие, как и другие, установлено законом. Как уже говори­лось, его можно назвать социальным пособием малоимущим гражданам или социальным пособием по бедности.

Государственная социальная помощь (независимо от ее вида) предоставляется по месту жительства либо по месту пребыва­ния малообеспеченной семьи или малообеспеченного одиноко проживающего гражданина. Решение о ее назначении прини­мает орган социальной защиты населения. Она может оказы­ваться единовременно или на период не менее трех месяцев.

Данный вид социального обеспечения, как отмечалось, новый. Поскольку преимущественно государственная соци­альная помощь будет оказываться в виде выплаты социального пособия по бедности.

Таким образом, формы и методы социальной защиты человека должны быть дифференцированными, но обязательно доступными, полноценными, не унижающими человеческое достоинство, максимально ориентированными на профилактику и способы положительного разрешения отдельной лич­ностью сложных критических ситуаций. Сама система многопрофильной целевой социальной защиты должна включать все амортизаторы негативных влияний на человека и способствовать как профилактике их возникновения, так и ликвидации. И только в тех случаях, когда по каким-либо причинам не срабатывают механизмы социальной защиты или возникают нестандартные, непредусмотренные ситуации, либо человек не согласен с формами и методами его защиты, он будет вынуж­ден заявлять о претенденстве на социальную помощь и услуги в соответствующие компетентные органы.

В обществе рыночных отношений главную функцию соци­альной защиты берет на себя государство как главный субъ­ект социальной политики и социальной работы.

Основные социальные гарантии закреплены в Конституции РФ и находят своё подтверждение в социальной политике: Они определены в ст. 7 Основного закона РФ: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается постоянная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

На современном этапе просматриваются две основные функ­ции в системе государственной социальной защиты: социаль­ные выплаты и система социального обслуживания одино­ких, престарелых инвалидов и других подобных категории, основанные на принципе заботы государства о социально уязвимыx членах общества социальной благотворительности. В тоже время социальная защита должна распространяться на все категории населения через систему социальных гарантий.

Социальные гарантии - это механизм долговременного действия, предусмотренные законом обязательства государ­ства, направленные на реализацию конституционных прав граждан. Основой государственных социальных гарантий должны стать минимальные социальные стандарты.

Минимальные социальные стандарты -этоустановленные законодательством РФ нормы и нормативы, которые закрепляют минимальный уровень социальной защиты, ниже кото­рого опускаться нельзя. Систему государственных минималь­ных стандартов составляют взаимосвязанные государственные минимальные социальные стандарты в области:

1)оплаты труда;

2)пенсионного обеспечения;

3)образования;

4)здравоохранения;

5)культуры;

6)социального обслуживания;

7)жилищно-коммунального обслуживания.

Закрепляя в Законе «О государственных минимальных стандартах» самый необходимый минимум социальных стан­дартов, государство делает обязательным их обеспечение для исполнительной власти на всех уровнях, а также для работо­дателей и предпринимателей всех видов собственности, а не только государственной.

Минимальные пределы государственных гарантий под­тверждаются и другими законодательными актами, в том числе Гражданским и Трудовым кодексами, Законами «О здравоох­ранении», «Об образовании», «О культуре» и др.

В качестве государственных минимальных стандартов в области оплаты труда устанавливаются:

• минимальный размер оплаты труда;

• единая тарифная сетка (ETC) оплаты труда работников бюджетной сферы.

Минимальная заработная плата—уровень заработной платы работника неквалифицированного труда, призванный обеспе­чить ему нормальные условия воспроизводства. Она устанавливается законодательством или специальным соглашением.

В ст. 37 Конституции РФ записано, что «каждый имеет право па труд и в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным зако­ном минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы».

КЗОТ РСФСР (ст. 78) устанавливает, что «месячная оплата труда работника, отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (норма труда), не может быть ниже установ­ленного минимального размера оплаты труда».

Величина минимальной заработной платы обычно опре­деляется посредством исчисления прожиточного минимума, который рассчитывают по нормативам удовлетворения мини­мальных потребностей в товарах и услугах с учетом уровня цен, и должна соответствовать ему. Если такого соответствия нет, это свидетельствует об отставании экономического разви­тия страны или несовершенстве существующей системы рас­пределения, так как минимальная заработная плата—одна из составных минимальных гарантий государства.

Следует отметить, что в последние годы минимальная зара­ботная плата, установленная законом, все менее соответствует бюджету прожиточного минимума. Так, в конце 1991 г. мини­мальная заработная плата составляла 21,0% бюджета прожи­точного минимума, в 1992 г.—34,1%, в 1993 г.—14,2%, в 1994 г.— 19,3%, в 1995 г. и в 1996 г.—около 16%. В 1996 г. минималь­ная заработная плата составляла 75 900 руб., а прожиточный минимум—около 430 000 руб.

Закон от 9 января 1997 г. установил минимальный размер оплаты труда в сумме 83 490 руб., что не превысило 19% про­житочного минимума. Однако в заключаемых на 1997 г. отрас­левых тарифных соглашениях минимальная оплата труда была определена суммой более 300 тыс. руб.

Сокращение разрыва между прожиточным минимумом и раз­мером минимальной заработной платы должно происходить поэтапно. По мере стабилизации экономики Правительство должно индексировать минимальный размер оплаты труда к уровню прожиточного минимума.

Одним из важных аспектов минимальных социальных гаран­тий являются гарантии защиты от безработицы. В решении этой проблемы есть две стороны: создание экономических усло­вий для максимальной занятости и самозанятости населения, с одной стороны, и государственная поддержка—с другой.

На снижение уровня безработицы должны быть направлены государственные программы содействия занятости, ежегодно принимаемые правительством, а также разработка и реализа­ция федеральной целевой программы создания рабочих мест и осуществления следующих мероприятий:

• поддержка малого и среднего предпринимательства и
надомного труда, не требующего крупных инвестиций;

• более эффективное использование на общественных рабо­тах тех, кто стоит на учете в службе занятости;

• профилактика безработицы на основе переквалифика­ции работников, подлежащих сокращению, без прекра­щения с ними трудового договора;

• расширение в регионах сети частных бюро содействия занятости;

• максимальное обеспечение участками земли отдельных граждан для обеспечения дополнительных доходов семьи, а также инвесторов под обязательство создания рабочих мест.

Регулирование занятости—одно из главных направлений социальной политики. Вместе с тем решение этой проблемы в условиях рыночных отношений практически нереально. Показатели допустимого уровня безработицы, которые пытались разрабатывать по регионам России, себя не оправдали. По мне­нию ученых, такие стандарты возможны лишь в системе денеж­ной помощи безработным и определяются Законом «О занято­сти населения в РФ«(1991), в новой редакции (1996).

Согласно закону, степень возмещения потерянного заработка пособием по безработице варьируется в диапазоне от 45% до 75% заработка работника, предшествовавшего увольнению, или в размере минимальной оплаты труда, если он не рабо­тал в течение 12 месяцев перед признанием его безработным. Чем продолжительнее период безработицы, тем ниже степень возмещения утраченного заработка, тем значительнее эконо­мические потери, тем больше ухудшается материальное поло­жение безработного и его семьи.

Государство гарантирует безработным:

• выплату пособий по безработице;

• выплату стипендий в период профессиональной подго­товки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;

• возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

• возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложе­нию органов службы занятости;

• оплату в размере причитающегося пособия по безработице
(стипендии) за счет средств фонда занятости периода вре­менной нетрудоспособности в течение не более 12 месяцев.

В качестве государственных социальных стандартов в обла­сти пенсионного обеспечения устанавливаются минимальные размеры государственных пенсий. Концепция реформы системы пенсионного обеспечения, принятая Правительством России в 1995 г., нацелена на введение пенсионной системы России в русло общепринятых мировых стандартов.

Государственное регулирование сохраняется в важнейших элементах пенсионной системы, связанных с обеспечением необходимых государственных гарантий.

Государственные стандарты в области образования предполагают:

• набор общедоступных и бесплатных услуг образовательных учреждений, финансируемых за счёт средств бюджетов различных уровней;

• нормы и нормативы предельной наполненности классов и групп в государственных и муниципальных образова­тельных учреждениях и обеспеченности населения общедоступными и бесплатными услугами;

• нормы и нормативы социально-экономической поддержки

• норматив числа студентов, получающих бесплатное выс­шее профессиональное образование в государственных учебных заведениях и размер стипендии.

Стандарты определяются федеральными законами или устанавливаются Правительством РФ.

В Конституции РФ (ст.41) определены минимальные социальные гарантии в области здравоохранения. Для оценки минимально допустимого уровня удовлетворения потребностей в медицинской помощи используются показатели обеспеченно­сти врачами, больничными койками, амбулаторными учреждениями на 1000 жителей в регионах.

Одной из важнейших функций системы социальной защиты населения является социальное обслуживание, т. е. деятель­ность по оказанию различных видов услуг, предоставляемых в стационарных и нестационарных условиях в виде правовой, материальной медико-реабилитационной, социально-психологической и других видах помощи. Государственные гаран­тии в области социального обслуживания, нормы и нормативы определены Законами «Об основах социального обслуживания населения в РФ», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и др.

До начала 90-х годов отрасли социального обслуживания населения были на дотации государства и лишь частично оплачивались потребителями. В настоящее время доля оплаты услуг населением резко возросла. Лишь сфера обслуживания в системе социальной защиты населения практически полнос­тью осталась на дотации государства.

Специфическим видом государственных социальных гаран­тий являются предоставление жилья и дотации населению на его содержание. Сфера жилищно-коммунального хозяй­ства переводится на рыночные механизмы. Концепция этой реформы предполагает сохранение дотаций на содержание жилья. Дотирование остается как социальная поддержка неза­щищенных групп населения.

26 мая 1997 г. принято Постановление Правительства РФ № 621 «О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг». Постановлением опре­делена минимальная социальная норма жилой площади на человека—18 кв.м, ниже которой человек признается нужда­ющимся в улучшении жилищных условий и имеет право на льготное получение, покупку или строительство жилья.

Федеральные стандарты на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг станут главным критерием для опре­деления экономических реформ в регионах.

Все минимальные государственные гарантии должны опре­деляться государственным стандартом уровня жизни населе­ния. Понятие «уровень жизни» отражает процесс удовлетворе­ния материальных и духовных потребностей людей. Структура содержания этого понятия может быть представлена в виде системы комплексов потребностей и средств их удовлетворения.

В настоящее время законодательно определяется лишь один аспект этого понятия—прожиточный минимум. Прожиточный минимум—понятие, характеризующее минимум жизненных средств, необходимых для нормального воспроизводства рабо­чей силы и развития личности. Это показатель объема и струк­туры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия под­держания активного физического состояния взрослых, соци­ального и физического развития детей и подростков.

Для установления стоимостного показателя прожиточного минимума вводится понятие «бюджета прожиточного мини­мума». Бюджет прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку натурального набора, а также включает расходы на налоги и другие обязательные платежи.


Прожиточный минимум и его бюджет как инструменты социальной политики в условиях ограничения материальных и финансовых возможностей могут быть использованы:

• в качестве базы для адресной социальной поддержки,

• в качестве целевых ориентиров при регулировании дохо­дов и потребления малообеспеченных слоев населения;

• для оценки материальных и финансовых ресурсов, необ­ходимых для реализации перспективных и текущих соци­альных программ, оказания целевой натуральной помощи малообеспеченным слоям населения;

• для обоснования размеров минимальной оплаты труда и трудовой пенсии по старости;

• в качестве одного из критериев малообеспеченности, дающих право на получение различного рода социальных выплат, а в перспективе – на субсидирование бедности.

В дополнение к пособиям и компенсационным выплатам, установленным на федеральном уровне, на уровне субъектов Федерации предполагается развивать и совершенствовать систему денежной и натуральной помощи малообеспеченным
категориям граждан. Размеры такой помощи будут определяться с учетом среднедушевого дохода семьи, регионального прожиточного минимума, демографической ситуации и экономических возможностей региона.

Итак, минимальные социальные гарантии составляют основу системы социальной защиты населения в обществе рыноч­ных отношений. Они устанавливаются государством в соответствии с законодательством и возможностями их финансового обеспечения:

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Влияние быта на жизнь и формирование личности | Роль и место социальных служб в социальной защите населения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 6514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.084 сек.