Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы многодетной семьи

Лекция №12 Многодетная семья и её социальная защита

 

1. Типы многодетной семьи

2. Основные проблемы современной многодетной семьи

3. Социальная защита многодетной семьи

4. Технология социальной работы с многодетными семьями

Вопросы для самоконтроля

Литература

 

В условиях нынешнего демогра­фического кризиса в России особую актуальность приобретает как теоре­тические проблемы, связанные с мно­годетной семьей, так и практические вопросы социальной работы с этими семьями. Из статистики известно, что в многодетных семьях воспитывается около 20% всех детей в стране, поэтому очень важно осмыслить как нынеш­нее положение многодетной семьи, так и пути улучшения ее положения. Материальная и моральная поддержка многодетной семьи, создание нормаль­ных условий жизни в ней родителей и детей помогут решению демографи­ческой проблемы в нашей стране.

Среди исследователей нет единого мнения по поводу того, какую семью называют многодетной. Так социологи Антонова А.И. и Медков В.М. В своей работе «Социология семьи» называют многодетной семью, в которой пять или более детей. В практике социальной работы обычно многодетными считаются семьи, имеющие трех и более детей в возрасте до 16 лет, что находит отражение в документах, принятых на областном и городском (районном) уровне по поводу многодетных семей.

На наш взгляд, проблемами многодетной семьи в научной литературе уделяется недостаточное внимание. Однако вопросы, связанные с многодетной семьей, очень важны в свете про­блем рождаемости в нашей стране. Общеизвестно, что в 90-е годы демографическая обстановка в России резко ухудшилась. Происходившее в течение последних 30 лет медленное снижение рождаемости, деформированное демографическими волнами и мерами демографической политики, сменилось обвальным ее падением в начале 90-х годов. Суммарный коэффициент рождае­мости упал с 2,6 детей в 60-е годы, до 1,5 детей в среднем на одну женщину в 1992 г. В это же время произошло существенное изме­нение репродуктивных планов населения. Согласно результатам обследования ВЦИОМ, ожидаемое число детей в среднем на одну российскую семью сократилось с 1,8 в 1991 г. до 1,08 в апреле 1994 г., т. е. почти на 40% за 3 года. Основной причиной этого явления опрошенные называют неуверенность в завтрашнем дней отсутствии возможности содержать и воспитывать детей на должном уровне. Существует реальная угроза перехода боль­шинства российских семей от двухдетной к однодетной модели. Молодые семьи под воздействием социально-экономического кри­зиса потеряют некоторое количество не родившихся, но желае­мых детей. Пришедшие на смену им семьи следующего поколе­ния могут иметь установку на еще меньшую рождаемость. Это чревато негативными последствиями, ведь уже более четверти века режим воспроизводства населения России не обеспечивал простого замещения поколений. С 1992 г. впервые за послево­енный период началась естественная убыль населения России, обусловленная превышением числа умерших над числом родив­шихся. Убыль не смогли нейтрализовать миграционные про­цессы, активизировавшиеся в это же время. Несмотря на обна­деживающие сообщения средств массовой информации о том, что в, 1999 г. число умерших и родившихся впервые за 90-е годы сравнялось, угроза демографической катастрофы не миновала. Экономическая ситуация начала стабилизироваться, что несо­мненно сказывается и будет сказываться в дальнейшем на рож­даемости и детности семьи. Но, по мнению, не менее важным является отношение государства и общества к многодетности. В настоящее время это отношение можно назвать негативным, начиная от расхожего «нищету плодить» до официальных опре­делений многодетной семьи как попавшей в экстремальную ситуацию или как семьи социального риска, наравне с семьями алкоголиков, наркоманов, проституток. Согласитесь, что это не очень заманчивая перспектива для молодых семей, мечтающих о нескольких детях, попасть в такую компанию. Государству следовало бы обратить внимание на эту проблему. Ведь если не будет достаточного количества детей, не будет будущего у страны, а, значит, все реформы становятся просто бессмысленными.



Многодетные семьи, наиболее распространенные в России в прежние времена (в начале XX в. в европейской части страны каждая семья имела в среднем 8 детей), в настоящее время устойчиво составляют весьма незначительную долю от общего количества семей. Причем зачастую многодетность является не запланированной, а случайной (рождение близнецов либо рождение ребенка в результате неэффективности контрацеп­ция или невозможности в силу состояния здоровья женщины прибегнуть к прерыванию беременности).

Все многодетные семьи могут быть распределены на три категории:

• семьи, многодетность в которых запланирована (например, в связи с национальными традициями, религиозными предписаниями, культурно-идеологическими позициями, традициями семьи). Такие семьи испытывают много трудностей, обусловленных малообеспеченностью, теснотой жилья, загруженностью родителей (особенно матери), состоянием их здоровья, но у родителей имеется мотивация к воспитанию детей;

• семьи, образовавшиеся в результате второго и последующих браков матери (реже—отца), в которых рождаются новые дети. Исследования показывают, что такие семьи могут быть и вполне благополучными, но их членам присуще ощущение неполной семьи;

• неблагополучные многодетные семьи, образующиеся в результате безответственного поведения родителей, иногда на фоне интеллектуально-психической сниженности, алкоголизма, асоциального образа жизни. Дети из таких многодетных семей особенно часто нуждаются в помощи, реабилитации, страдают от болезней и недоразвития. В случае утраты родительского попечения их судьбу особенно трудно устроить, ибо семейное законода­тельство препятствует разделению детей из одной семьи, а усыновить 3—7 детей разного возраста и разной степени социальной дезадаптации далеко не всегда возможно.

На наш взгляд, следует назвать еще один тип многодетной семьи: семья, ставшая многодетной в результате усыновления детей, оставшихся без попечения родителей.

Многодетные семьи всех типов имеют общую социальную проблему, специфически связанную с многодетностью: дети из таких семей по сравнению со сверстниками из преобладаю­щих малодетных семей чаще демонстрируют заниженную само­оценку, им присущи неадекватные представления о собствен­ной значимости, что может отрицательно сказаться на всей их последующей судьбе. Кроме того, малые интервалы в рож­дении детей, характерные для многодетных семей, приводят к постоянному наличию большого числа малолетних братьев и сестер, что влечет за собой снижение социального возраста старших сиблингов. Это объективная закономерность, просле­женная в различных типах многодетных семей, не зависящая от имущественного и образовательного статуса родителей.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Типы многодетной семьи

Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 571; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования!
Генерация страницы за: 0.083 сек.