Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Положение детей-инвалидов в современной России

Лекция №13 Социальная работа с семьями, имеющими в своём составе инвалидов

1. Положение детей-инвалидов в современной России

2. Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями

3. Государственно-правовая основа социальной защиты лиц с ограниченными возможностями и их семей

4. Опыт работы социальных служб по реабилитации семей, имеющих детей-инвалидов

Вопросы для самоконтроля

Литература

 

В последние годы все большие усилия педагогов, психологов и соци­альных работников направлены на понимание природы взаимоотно­шений родителей и детей. Эти уси­лия связаны с осознанием того, что именно в семье ребенок проходит пер­вые этапы социализации, вступает в социальные отношения, начинается развитие его личности. Социальная значимость семьи особенно возрас­тает при формировании личности детей с ограниченными возможно­стями. Поскольку именно от взаимо­отношений такого ребенка с родите­лями зависит насколько адекватными будут его отношения с социальной средой. Отсюда одним из актуальнейших направлений явля­ется совершенствование содержания и форм работы учрежде­ний социального обслуживания семьи, имеющей детей с огра­ниченными возможностями, повышение эффективности помощи таким семьям в воспитании, образовании, медицинском обслу­живании, социальной адаптации и реабилитации.- Очевидные достижения не перекрывают, тем не менее, столь же явных пока отставаний и упущений, имеющихся в данной области.

Согласно Декларации о правах инвалидов (ООН, 1975) инва­лид означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и/или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей.

В рекомендациях к реабилитационной программы 44 сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 5 мая 1992 г. инвалидность определяется как ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными барьерами, которые позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалид­ность, для того, чтобы они могли жить независимой жизнью. Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. инва­лид определяется как лицо, которое имеет нарушения здоро­вья со стойким расстройством функций организма, обуслов­ленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящие к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. При определении ограничения жизнедеятельности учитывается полная или частич­ная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Во исполнение Федерального закона от 24.11.95 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Постановлений Правительства Российской Федерации от 3.04.96 г. № 392 «О государственной службе медико-социаль­ной экспертизы» и от 13.08.96 № 965 «О порядке признания граждан инвалидами» практически завершены мероприя­тия по организации медико-социальной экспертизы детского населения. При этом использованы различные организацион­ные формы: введение педиатров в составы бюро медико-соци­альной экспертизы, которые ранее освидетельствовали только взрослое население, создание специализированных педиатри­ческих бюро медико-социальной экспертизы, предназначенных для освидетельствования только детского населения.

Лицам, признанным инвалидами до достижения 16 лет, учреждения медико-социальной экспертизы, устанавливается категория «ребенок-инвалид». Различают инвалид детства и инва­лид с детства. Ограничение статуса детской инвалидности 16 годами противоречит как Гражданскому и Семейному кодек­сам, по которым состояние детства прекращается только в 18 лет, так и практике социально-реабилитационных учреждений.

Слепые, глухие, немые, люди с нарушенной координацией движения, полностью или частично парализованные и т. п. при­знаются инвалидами в силу очевидных отклонений от нормаль­ного физического состояния человека. Инвалидами признаются также лица, которые не имеют внешних отличий от обычных людей, но страдают заболеваниями, не позволяющими им тру­диться в разнообразных сферах так, как это делают здоровые люди. Например, человек, страдающий ишемической болезнью сердца, не способен выполнять тяжелые физические работы, но умственная деятельность ему вполне по силам.

Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько групп. По возрасту: дети-инвалиды, инвалиды-взрослые. По происхождению инвалидности: инвалиды с детства, инва­лиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего заболевания. По степени трудоспособности: инвалиды трудоспособные

и нетрудоспособные, инвалиды I группы (нетрудоспособные), инвалиды II группы (временно нетрудоспособные или трудо­способные в ограниченных сферах), инвалиды III группы (тру­доспособные в щадящих условиях труда). По характеру забо­левания: инвалиды могут относиться к мобильным, маломо­бильным или неподвижным группам.

В мировой практике социально-правовой защиты детства выделяются несколько категорий детей, находящихся в особо трудных условиях и являющихся наименее защищенной частью общества. Среди них в особую группу выделяются дети с откло­нениями в развитии умственной деятельности, речи, сенсорной, двигательной, эмоционально-волевой сфер, у которых неизбежно ограничены индивидуальные возможности жизнедеятельности и трудоспособности. Рабочая группа Комиссии по правам чело­века, занимающаяся разработкой комплекса принципов и гаран­тий для защиты людей этой категории, пришла к единственному выводу о необходимости использования термина «дети с ограни­ченными возможностями», поскольку он более глубоко и научно определяет способность человека, отличной от нормальной, и не привносит уничижительного смысла в это слово. Жизнь таких людей отличается от нормального детства и нередко наполнена физической болью и душевными страданиями. Социальная под­держка детей и их семей данной категории считается одной из важнейших гуманистических задач всех стран международ­ного сообщества и отражена в важнейших международных пра­вовых документах:

• Всеобщаядекларация прав человека.

• Декларация о правах инвалидов.

• Декларация о нравах умственно отсталых лиц.

• Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов.

• Конвенция о правах ребенка.

А. А. Дискиным и Э. Н. Панюховой в «Социально-бытовой и тру­довой реабилитации инвалидов» отмечается, что «контингент инвалидов с детства весьма неоднороден. В целях разработки мер реабилитации его целесообразно разделить на две большие группы—дети с отклонениями в умственном и с отклонениями в физическом развитии». Такое разделение—слишком общая типология. Трудности, которые возникают у родителей в лечении, образовании и воспитании слепых детей, детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата или с врождённым пороком сердца весьма различны. Предлагаем следующую типо­логию семей, имеющих детей с ограниченными возможностями:

1.Семья с плохо слышащими и глухими детьми.

2.Семья со слабовидящими и слепыми детьми.

3.Семья, имеющая детей с психическими и эмоциональ­ными патологиями.

4.Семья с детьми, имеющими физические нарушения.

5.Семья, имеющая детей с множественными нарушени­ями и патологиями.

Поскольку, как отмечают специалисты, практически любые тяжелые инвалидизирующие заболевания у ребенка при недо­статочном или неадекватном лечении могут принести к отста­ванию в умственном развитии, сегодня одним из актуаль­нейших направлений социальной работы является создание с последующим внедрением в практику, специальных техноло­гий, направленных на различные типы семей с детьми-инва­лидами.

В Российской Федерации на начало 2002 г. в органах соци­альной защиты населения состояли на учете 658,1 тыс. детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, получающих социальную пен­сию, что на 17,3 тыс. меньше, чем на начало 2000 г. (675,4 тыс. человек). Сокращение числа зарегистрированных детей-инва­лидов обусловлено снятием инвалидности у детей в результате проведения реабилитационных мероприятий, более качествен­ной работой учреждений медико-социальной экспертизы.

Самой многочисленной возрастной группой детей-инвали­дов являются дети в возрасте 10—14 лет (43%), затем следует группа детей в возрасте 15 лет и старше (28%), группа в воз­расте 4—7 лет (17%) и группа детей с рождения и до достиже­ния возраста трех лет (12%)'.

Подавляющее большинство детей-инвалидов воспитываются в семье, 6,6 тыс. детей находятся в интернатных учреждениях Минздрава России, 25,3 тыс. человек—Минобразования России, 29 тыс. человек—в домах-интернатах Минтруда России.

Основными заболеваниями у детей, приводящими к инвалидности, являются болезни нервной системы [20,8%; среди них большинство (55,9%) составляют церебральные параличи и другие паралитические синдромы], психические расстройства и расстройства поведения [20,3%; среди них почти 3/4 (72,1%) составляет умственная отсталость] и врожденные аномалии [18,1%; четверть (25,6%) из них составляют аномалии системы кровообращения].

Наибольший удельный вес в структуре причин инвалидизации детей составляют висцеральные и метаболические нару­шения и расстройства питания (25%), двигательные наруше­ния (23,2%), умственные нарушения (20,5%).

В 2001 г. впервые было освидетельствовано 111,4 тыс. детей в возрасте до 18 лет (в 2000 г.—111,5 тыс. чел.), в том числе для определения категории «ребенок-инвалид»—103,0 тыс. чел. (в 2000 г.—104,7 тыс. чел.), из них признано инвалидами 93,5 тыс. детей (в 2000 г.—95,3 тыс. чел.).

В 2001 г. переосвидетельствовано 276,8 тыс. детей-инвали­дов, в том числе для определения инвалидности 255,2 тыс. чел. (в 2000 г. соответственно 23,1 тыс., 200,0 тыс., 184,8 тыс. чел.).

Всего в 2001 г. по результатам медико-социальной экспер­тизы 326,6 тыс. детей признано инвалидами, что на 46,7 тыс. человек больше, чем в 2000 г. При этом следует учитывать, что значительная часть детей с уже установленной инвалид­ностью не подлежит ежегодному переосвидетельствованию.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Технология социальной работы с многодетными семьями | Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3573; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.