Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы, функции, виды и формы деятельности




Социальное обслуживание осуществляется через систему социальных служб. Понятие «социальная служба» относится к основным понятиям в социальном обслуживании населения и определяется как система государственных и негосударствен­ных структур, осуществляющих социальную работу и имею­щих в своем составе специальные учреждения для оказания социальных услуг и органы управления ими.

Социальная служба как инструмент социальной работы органи­зует свою деятельность по двум направлениям: социальная защита и социальная помощь. Система социальных служб включает госу­дарственную, муниципальную и негосударственную службы.

К государственной социальной службе относятся учрежде­ния и предприятия социального обслуживания, органы исполни­тельной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в компетенцию которых входит организация и осу­ществление социального обслуживания.

К муниципальной социальной службе относятся учрежде­ния и предприятия социального обслуживания, органы мест­ного самообслуживания, в компетенцию которых входит орга­низация и осуществление социального обслуживания.

К негосударственной социальной службе относятся учреж­дения и предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и другими негосударственными организациями и частными лицами.

В контексте данных подходов клиент, попавший в трудную жизненную ситуацию, может получить следующую поддержку на основе его запросов.

Государственные социальные службы ориентированы глав­ным образом на обеспечение нуждающихся лиц различного рода услугами. Этим определяется совокупность и содержа­ние ее функций, среди которых, согласно Концепции развития социального обслуживания населения Российской Федерации (1993), выделяются следующие:

а) функция социальной помощи, которая включает:

— выявление, учет семей и отдельных лиц, наиболее нуждающихся в социальной поддержке (малообеспеченных граждан, семей с несовершеннолетними детьми и другими нетрудоспособными членами), оказание материальной (финансовой, натуральной) помощи и предоставление нуждающимся времен­ного жилья и т. п.:

—профилактика бедности: создание семьям условий для самостоятельного обеспечения своего благополучия, семейного предпринимательства;

—надомные услуги нуждающимся в постороннем уходе (доставка продуктов, лекарств, транспортировка на лечение, наблюдение на дому за состоянием здоро­вья и т. д.);

—содействие развитию нетрадиционных форм дошколь­ного, школьного и внешкольного воспитания:

—организация временного вынужденного пребывания ребенка вне родительской семьи, его дальнейшее уст­ройство в детское учреждение, под опеку (попечитель­ство), усыновление:

б) функция консультирования, которая включает:

—консультирование специалистов (юристов, социоло­гов, педагогов, врачей, психологов и т. д.);

—участие в подготовке молодежи к выбору профессии;

—подготовку юношей и девушек к браку и сознатель­ному родительству;

—родительский медико-психологический всеобуч:

в) функция социального корректирования и реабилитации, которая включает:

—социальную медико-психологическую реабилитацию несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, безнадзорных детей и подростков, детей, оставшихся
без попечения родителей;

—медико-социальную реабилитацию и реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями и семей, их воспитывающих;

г) функция информации населения, изучения и прогнози­рования социальных нужд, в рамках которой выделя­ются три направления:

— предоставление клиенту информации, необходимой для разрешения сложной жизненной ситуации;

— распространение среди населения медико-психологи­ческих, педагогических и иных знаний;

— изучение специалистами по социальной работе, специально созданными учреждениями, а также с помощью научных организаций потребностей своих клиентов и социальных проблем, порожда­ющих кризисные ситуации в регионе, разработка и реализация конкретных мер, направленных на их устранение;

д) функция участия в реализации чрезвычайных мер по преодолению последствий стихийных бедствий и соци­альных конфликтов. В этой связи предусматривается:

—участие специалистов социальной службы в разра­ботке чрезвычайных программ;

—формирование в рамках спасательных служб, орга­низуемых на центральном и других уровнях, бригад социальных работников и т. д.

Основные направления социального обслуживания населе­ния определены Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (1995):

—предоставление материальной помощи гражданам, нахо­дящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания и т. д., а также специальных транс­
портных средств, технических средств реабилитации инвали­дов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе;

—социальное обслуживание на дому, которое осуществля­ется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуж­дающимся в постоянном или временном нестационарном соци­альном обслуживании;

—социальное обслуживание в стационарных учрежде­ниях, осуществляемое путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном посто­роннем уходе, и обеспечивающее создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельно­сти, проведение мероприятий медицинского, психологического,
социального характера, питание, уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга;

—предоставление временного приюта в специализирован­ных учреждениях социального обслуживания детям-сиротам, безнадзорным несовершеннолетним детям, гражданам, оказав­шимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без опреде­ленного места жительства, пострадавшим от психического или физического насилия и другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта;

—организация дневного пребывания в учреждениях соци­ального обслуживания с предоставлением социально-бытового, социально-медицинского и иного обслуживания сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению
гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также дру­гим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;

—консультативная помощь по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, пси­холого-педагогической помощи, социально-правовой защиты;

—реабилитационные услуги лицам с ограниченными воз­можностями, несовершеннолетним правонарушителям, дру­гим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в профессиональной, психологической, соци­альной реабилитации.

Социальное обслуживание базируется на принципах:

—равных возможностей граждан независимо от нацио­нальности, пола и возраста;

—доступности;

—добровольности;

—содействия социальной адаптации с опорой на собствен­ные силы;

—адресности, приоритета содействия граждан, находя­щихся в опасном или беспомощном состоянии;

—гуманности, доброжелательности, соблюдения конфи­денциальности;

—профилактической направленности;

—законности и учета международных стандартов. Соци­альная служба формируется на основе законности, гуманизма, справедливости и демократизма. При этом едиными для всей
системы социальной службы являются общие принципы, повсе­местное следование которым делает эту систему целостной и последовательной:

Принцип приоритета государственных начал в организа­ции социальной службы и гарантировании прав граждан на получение социальных услуг и помощи в сложных жизнен­ных ситуациях означает, что государство обеспечивает права личности, суверенитет, честь и свободу, защищает ее от раз­ного рода посягательств. Оно обеспечивает систему социальной службы необходимыми материалами, финансами, кадро­выми средствами, определяет обязанности учреждений, орга­нов управления и работников социальной службы.

Принцип опоры на общественное участие означает, что общественная составляющая—необходимое звено в работе соци­альных служб и управления ими. При этом в случаях, когда деятельность социальных служб требует социальной профес­сиональной подготовки, общественное участие возможно лишь как помощь основным субъектам этой деятельности.

Принцип территориальности означает, что социальная служба максимально приближена к населению и потому в мак­симальной степени доступна для непосредственного пользова­ния. Этот принцип позволяет решать задачи интеграции ведом­ственных интересов и возможностей для комплексного реше­ния задач социального обслуживания, сохранить при единых целях разнообразие деятельности.

Принцип информированности означает, что учреждения и органы управления социальной службы имеют право на сбор информации, получение но мотивированному запросу от госу­дарственных и общественных органов сведений, которые необ­ходимы для их функций и помощи клиентам.

Функции управления вопросами социального обслужива­ния населения на подведомственной территории осуществляют органы социальной защиты населения. Они строят свою дея­тельность во взаимодействии с органами здравоохранения, народного образования, культуры, физкультуры и спорта, пра­воохранительными органами, государственными службами по делам молодежи и занятости и другими органами управления, а также с общественными, религиозными, благотворительными организациями и фондами.

3. Учреждения социального обслуживания семьи: их виды и специфика деятельности

Система социальных служб включает в себя сеть специа­лизированных учреждений, предназначенных для обслужи­вания соответствующих групп населения.

Важное место в этой системе принадлежит территориаль­ным центрам социального обслуживания населения.

Территориальная социальная служба представляет собой совокупность органов управления и специализированных учреждений, осуществляющих непосредственное социальное обслуживание различных групп и категорий населения на тер­ритории различных административных единиц Российской Федерации: в областях, городских и сельских районах, микро­районах и т. д.

Функции управления социальным обслуживанием населения на подведомственной территории осуществляют органы соци­альной защиты населения. Местные органы власти (а также негосударственные, общественные, частные и другие органи­зации при наличии лицензии) создают специализированные учреждения социальной службы, ведущее место среди кото­рых отводится территориальным центрам социального обслу­живания. В соответствии с примерным Положением о Центре социального обслуживания (приказ Минсоцзащиты России № 137 от 20.07.1993 г.) Центр социального обслуживания явля­ется учреждением социальной защиты населения, осущест­вляющим на территории города или района организацион­ную и практическую деятельность по оказанию различных видов социальной помощи престарелым гражданам, инва­лидам и другим группам населения, нуждающимся в соци­альной поддержке. Центры социального обслуживания могут иметь в своей структуре различные подразделения социаль­ного обслуживания, в том числе отделения дневного пребыва­ния престарелых и инвалидов, социальной помощи на дому, службы срочной социальной помощи, а также другие, созда­ваемые с учетом необходимости и имеющихся возможностей. Такие центры оказывают комплексную социальную помощь разных видов: психологическую, юридическую, реабилитаци­онную, социально-педагогическую, медико-социальную, про­филактическую и т. д.

В состав территориальной службы могут также входить функциональные специализированные центры, учреждения и предприятия социального обслуживания независимо от форм собственности.

Финансирование институтов социального обслуживания осу­ществляется, как правило, на бюджетной основе. Так, финан­совые средства социальной службы формируются из:

— нормативных отчислений из бюджетов соответствующего уровня в размере не менее 2% расходной части бюджета;

—поступлений из фонда социальной поддержки населе­ния за счет выделения части средств на цели социаль­ной поддержки семей с детьми;

—средств из федерального бюджета на выполнение устав­ных задач;

—финансов в результате перераспределения средств между комитетами и отделами служб различного уровня на реа­лизацию областных, городских и районных программ;

—дополнительных средств из областного и местного бюд­жетов на обеспечение целевых мероприятий по адапта­ции доходов населения к росту стоимости жизни и др.;

—доходов от платных услуг и от хозяйственной деятель­ности учреждений и предприятий службы;

—благотворительных пожертвований и взносов предпри­ятий, общественных организаций и частных лиц, пос­туплений от благотворительных акций.

Средства специализированных центров формируются в зави­симости от вида деятельности и типа организации их финан­сирования: бюджетного, хозрасчетного или смешанного. При организации центром платных услуг населению и получении прибыли она направляется на дальнейшее развитие основ­ной деятельности центра и освобождается от налогообложения в части средств, зачисляемых в местный бюджет.

Важным аспектом в регулирований социально-экономиче­ских процессов в обществе является защита и поддержка инсти­тута семьи. Технологиями социально-экономической поддержки малообеспеченных семей в основном занимаются: Управление социальной защиты населения (УСЗН), и Центры социального обслуживания населения (ЦСОН), входящие в единую систему социальной защиты населения.

Помощь предоставляется обратившемся за ней после про­верки их фактических доходов. Также, для оказания помощи определен перечень необходимых документов:

—заявление, в котором указан состав семьи;

—справки о доходах каждого члена семьи за последние три месяца текущего года и о наличии собственности, при­ носящей доход;

—в случае необходимости акт обследования материально-бытовых условий, медицинская справка и др.

Планы развития учреждений социального обслуживания семьи и детей увязываются, как правило, с задачами реализа­ции региональных программ семейной политики. В настоящее время идет создание горизонтальных структур системы соци­альной помощи семье на всех уровнях с учетом специфики реги­онов. Так, на районном (городском) уровне организаторы соци­альных служб, обслуживающих семьи, должны знать потребно­сти населения в такого рода услугах. В этих целях необходимо учитывать типы семей, наличие острых проблем, отношение населения к такой службе; в случаях необходимости формиро­вать общественное мнение по поводу создания соответствую­щей службы и возможности обращения в нее любого жителя региона. Практика становления служб социальной помощи семье в России показывает, что в районе (микрорайоне) необ­ходимо предусмотреть предоставление комплекса социальных услуг как детям, так и родителям.

Областные учреждения призваны выполнять также и научно-методические функции: например, комплексный областной центр социальной помощи семье и детям или областной центр соци­ального здоровья населения должен исходя из местной ситуа­ции выходить с рекомендациями на властные структуры. Такие областные учреждения, как служба «Доверие» и т.п., также пред­ставляются достаточно перспективными.


Социальная служба помощи должна организовываться как открытая система в соответствии с социальной ситуацией кон­кретной территории, где отдельные учреждения и подразделе­ния службы выступают в качестве структур элементов, созда­ваемых по мере необходимости.

Государственная служба помощи семье и детям выполняет следующие функции:

аналитическую: изучает проблемы и нужды своего кон­тингента семей или членов коллектива;

планово-организационную: планирует и организует соци­альное обслуживание в социуме;

управленческую: обеспечивает контакт с государствен­ными органами, от которых зависит решение проблем клиента, добивается решения, проводит оценку резуль­тата того или иного мероприятия и т. д.;

информационную: сообщает населению о возможностях службы, новых государственных решениях по социаль­ной защите населения.

Социальная работа в этих службах может выражаться в раз­личных формах помощи семье. Так, например, неотложная помощь при острых психических состояниях человека, вызван­ных социальными условиями или трудной жизненной ситуа­цией направляется на снятие или уменьшение отрицательных, включая даже возможность суицида, последствий такого состояния. Эту помощь могут осуществлять такие учреждения и подразделения службы, как телефоны доверия, пункты неот­ложной психологической помощи и др.

Помощь может носить продолжительный характер, когда при трудных жизненных ситуациях клиенту оказывается не только первичная, но и углубленная длительная поддержка, направлен­ная на оздоровление отношения к ситуации, выявление внутрен­них резервов клиента и увеличение его веры в свои силы и воз­можность преодоления сложившихся обстоятельств. Такая помощь осуществляется в территориальных центрах социальной помощи семье, социальных приютах для детей и подростков (матерей с детьми), реабилитационных центрах, центрах помощи детям, оставшимся без родителей, в психолого-педагогических консульта­циях, территориальных бригадах социальных работников, в кото­рые включаются социальные работники, специализирующиеся на разных типах семейных проблем, что дает возможность совмест­ного поиска решения в наиболее сложных ситуациях.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что понимается под системой социального обслужи­вания населения?

2. Приоритеты и задачи системы социального обслужи­вания населения.

3. Виды и типы социального обслуживания населения.

4. Территориальные и специализированные институты социального обслуживания, деятельность социальных работников в данных учреждениях.

5. Социальные институты по работе с детьми и семьями.

Литература

1. Организация социального обслуживания населения: Сборник нормативных актов (1993—1994). М., 1994.

2. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П. Д. Павленок. М., 1997.

3. Социальная работа с пожилыми людьми. М., 1995.

4. Социальная работа: Российский Энциклопедический словарь. М., 1997. Т. I.

5. Теория и методика социальной работы: в 2 ч. М., 1994.

6. Теория и методика социальной работы. М., 1995. Вып. 1.

7. Топчий Л. В. Кадровое обеспечение социальных служб: состояние и перспективы развития. М., 1997.

8. Справочное пособие по социальной работе / Под ред. А. М. Панова. М., 1997.

Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной ра­боты. М., 2001.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.