Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исторический экскурс. Предмет и задачи тифлопсихологии

Предмет и задачи тифлопсихологии.

Основы тифлопсихологии).

Психология лиц с нарушениями зрения

Тифлопсихология изучает закономерности и особенности раз­вития лиц с нарушением зрения, формирование компенсаторных процессов, обеспечивающих возмещение недостатка информации, дефицит, который связан с нарушением деятельности зрительно­го анализатора, а также влияние этого дефекта на психическое развитие детей с нарушением зрения.

Свое название тифлопсихология получила от греческого tiphlos — слепой и как наука сначала включала в свое содержание лишь психологию слепых. В настоящее время предметом ее внимания являются не только слепые, но и лица, имеющие глубокие нару­шения зрения, а также дети, имеющие амблиопию и косоглазие.

Становление и развитие тифлопсихологии как науки связано с организацией обучения слепых в специальных школах.

Первая школа была открыта в Париже В. Гаюи в 1784 г. В 80-х гг. XIX в. уже по всему миру насчитывалось около 150 учебных заве­дений для слепых.

Первую попытку анализа психологии слепых мы находим в рабо­те основоположника французского материализма Д.Дидро «Пись­мо о слепых в назидание зрячим» (1749).

Первые исследования особенностей психического развития при слепоте относятся к 70-м гг. XIX в. Проводились они самими сле­пыми путем интроспекции (самонаблюдения). Одной из извест­нейших работ того времени является монография М.Сизерана «Сле­пец о слепых». В ней дается описание внутреннего мира слепого на основании самонаблюдений.

Формирование научной психологии связано с трудами Т. Гелле­ра, М.Кунца, К. Бюрклена, П.Виллея, А.А. Крогиуса, М.И.Земцовой, Ю.А.Кулагина, А.Г.Литвака, Л.И.Солнцевой и др.

До сих пор в мировой тифлопсихологии существуют две пози­ции относительно того, насколько психология слепого близка раз­витию нормальновидящего или насколько она своеобразна.

Эти две позиции различаются взглядом на роль дефекта в пси­хическом и социальном развитии человека. Одна из них принима­ет за исходное положение определяющую роль дефекта зрения в психическом развитии ребенка со зрительной патологией. Эта по­зиция ведет к недооценке возможностей полисенсорных перестроек у детей данной категории и постулированию специфического стан­дарта психического развития, как правило, заниженного по срав­нению с уровнем развития зрячих (С.Хайес, М.Тиллмен, Д.Уилз и др.).

Наличие особенностей в познавательной деятельности сле­пых отмечалось многими исследователями. Пре­увеличение же специфики психического развития слепых приве­ло к утверждению о необходимости создания особого «язы­ка слепых», отличного от языка зрячих, к выводу о том, что в результате изолированной жизни слепых воз­никает особый тип людей. Однако особенности психических про­цессов у детей с нарушениями зрения не являются неизменными. Другая группа ученых (А.Г.Литвак, М.И.Земцова, Л.И.Солнцева и др.), прослеживая динамику психического развития детей, пришла к убеждению, что заметные различия между общим психическим статусом сле­пых и зрячих в раннем возрасте постепенно сглаживаются вслед­ствие улучшения динамики психического развития детей данной категории. Более того, имеются данные относительно возможного опережающего развития детей со зрительной патологией.

Исследования особенностей психического развития слепых и слабовидящих детей в 80-е и 90-е гг. XX в. опираются на работы основоположников отечественной дефектологии Л. С. Выготско­го, А. Р. Лурия, М.И.Земцовой, А.Г.Литвака, А.И.Зотова и на­правлены на дальнейшую разработку теории и практики компен­сации и коррекции зрительного дефекта в процессе коррекционного обучения и воспитания.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности произносительной речи. | Причины
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 854; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.