Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия и требования к машинам

Личность и особенности ее развития при нарушениях зрения

Этот параграф написан Л. И. Солнцевой в соавторстве с Р.А.Курбановым.

Представления Л. С. Выготского о первичных и вторичных де-фектах и их влиянии на ход психического развития находят яркое Подтверждение в наблюдениях за формированием личности при

Каждая машина состоит из сборочных единиц (элементов), вы­полняющих определенные функции при ее работе: силового обору­дования (одного или нескольких двигателей) для получения механи­ческой энергии; рабочего оборудования для непосредственного воздействия на перерабатываемый материал и выполнения заданно­го технологического процесса; ходового оборудования (у перенос­ных и стационарных машин оно отсутствует) для передвижения ма­шины и передачи ее веса и рабочих нагрузок на опорную поверхность; передаточных механизмов (трансмиссии), связываю­щих рабочее и ходовое (у самоходных машин) оборудование с сило­вым; системы управления для запуска, останова и изменения режи­мов работы силового оборудования, включения, выключения, реверсирования, регулирования скоростей и торможения механиз­мов и рабочего органа машины; несущей рамы для размещения и закрепления на ней всех узлов и механизмов машины. Сборочные еди­ницы многих строительных машин унифицированы.

Машина представляет собой устройство, совершающее полез­ную работу с преобразованием одного вида энергии в другой. Она состоит из ряда механизмов различного назначения, объединенных общим корпусом, рамой или станиной. Механизмы включают в се­бя узлы в виде законченных сборочных единиц, представляющих со­вместно работающие детали. Деталь является частью машины, изго­товленной в основном из однородного по наименованию и марке материала без использования сборочных операций. Их подразделя­ют на простые (заклепка, штифт, шпонка), сложные (распредели­тельный вал, корпус редуктора и двигателя), общего (болты, валы, зубчатые колеса) и специального назначения, применяемые в раз­личных видах машин (крюки кранов, корпуса ковшей экскаваторов, поршни насосов).

Основными требованиями, предъявляемыми к деталям, являют­ся простота их форм, экономичность (стоимость материала, затраты на изготовление и эксплуатацию) и надежность (способность сохра­нять во времени свою работоспособность). Работоспособность же определяют, как по отдельным, так и совместным показателям прочности, износостойкости, теплостойкости,' жесткости, устойчи­вости и виброустойчивости. Значения необходимых показателей за­висят от условий работы деталей (для крепежных деталей — проч­ность, для ходового винта — износостойкость). Однако главным показателем для большинства деталей является прочность — свой­ство детали сопротивляться изменению формы (разрушению) под воздействием внешних нагрузок.

Наиболее распространенными способами оценки прочности де­талей являются: 1) сравнение расчетных напряжений от действую­щих нагрузок с допускаемыми напряжениями и

Где и— соответственно расчетное и допускаемое нормальное или касательное напряжения;

2) сравнение действительного коэффи­циента запаса прочности с допускаемым причем всегда

Допускаемые напряжения определяют по формулам и , где и — предельные нормальные и касательные напряжения, при достижении которых нарушается нор­мальная работа детали, т.е. появляются трещины, деформации, раз­рушения.

Напряжения от действующих на детали нагрузок могут быть по­стоянными и переменными по времени. Переменные напряжения, в свою очередь, делятся на симметричные, асимметричные, знакопо­стоянные, знакопеременные и пульсирующие.

При расчетах деталей машин на прочность при постоянных или переменных напряжениях в качестве предельного напряжения при­нимают соответствующие пределы прочности и выносливости (при растяжении, сжатии, изгибе и кручении), а также коэффициенты за­паса прочности по табличным данным. Для определения требуемых размеров детали выполняют проектный расчет по допускаемым на­пряжениям, а затем уточненный проверочный расчет по коэффици­ентам запаса прочности.

Надежность деталей зависит от изготовления (точность обра­ботки) и качества используемого материала, а также правильного выбора видов и режимов работы деталей.

Основными материалами для изготовления деталей машин явля­ются стали, чугуны, цветные металлы и сплавы. Стали применяют углеродистые (детали машин и металлические конструкции) и леги­рованные (ответственные детали), а чугуны — серые (широкое ис­пользование, в том числе корпуса редукторов), белые (тормозные колодки, отвалы, наконечники зубьев ковшей экскаваторов) и ков­кие. Цветные металлы, такие как медь, цинк, свинец, олово, алюми­ний и другие, используют в основном в сплавах: бронзах, латунях, баббитах, силуминах и т.д. Основное достоинство этих сплавов — сравнительно небольшая масса, коррозийная стойкость, хорошие антифрикционные и технологические свойства, электропроводность и т.п.

Широко используются в строительных машинах и неметалличе­ские материалы: резина (шины, амортизаторы, элементы упругих муфт, ремни, детали уплотнения), кожа (амортизаторы, манжеты, прокладки, ремни), графит (токосъемные щетки, смазка трущихся поверхностей), асбест, металлокерамика и различные виды пласт­масс. Последние обладают рядом преимуществ перед ме­таллами: легкостью, прочностью, тепло- и электроизоляцией, стой­костью к действию агрессивных сред (щелочей, масел, бензина), фрикционностью и антифрикционностью (в зависимости от назна­чения детали), шумо- и вибропоглощающими свойствами, сравни­тельно небольшой трудоемкостью изготовления деталей, более низ­кой стоимостью и т.д. Из пластмасс изготавливают зубчатые колеса, шкивы, канатные блоки, вкладыши подшипников, втулки, корпусные детали, элементы электрооборудования и т.п. Однако еще более широкое применение ограничивается их склонностью к «старению» (изменение механических и линейных характеристик в процессе эксплуатации).

Определенные требования, наряду с деталями, предъявляются к сборочным единицам и к самим машинам. Основные требования, характеризующие одновременно качество строительных и дорож­ных машин, можно представить рядом показателей: назначения, надежности, стандартизации и унификации, безопасности, техноло­гичности, транспортабельности, а также экологические, эргономи­ческие, эстетические, патентно-правовые и экономические.

Качество — обобщенная способность машины удовлетворять определенным потребностям, связанным с их назначением.

1. Назначениехарактеризуется свойствами машины, определяю­щими основные функции (для выполнения которых она предназна­чена) и обусловливающими область их применения. К этой группе относят следующие показатели:

• классификационные, определяющие один или несколько основных параметров (передаточное число редуктора, вместимость ковша экскаватора, скрепера, грузоподъемность кранов, размеры отвала бульдозера и т.п.);

• функциональные и технической эффективности (обеспечение максимально возможной производительности при работе в любую погоду, любое время суток и года, минимальной стоимости едини­цы продукции при работе в конкретных производственных услови­ях), а также качества выполняемой работы;

• конструктивные, определяющие основные проектно-конструкторские решения машины (габаритные и присоединительные размеры; рабочее давление в гидросистеме; мощность привода; усилие на рабочем органе; скорости рабочих органов; ширина, глубина и радиус действия; тип ходового устройства и привода; наличие эле­ментов автоматики; приспособленность к меняющимся условиям эксплуатации; возможность работать в стесненных условиях; доста­точно высокая маневренность, проходимость, мобильность и устой­чивость; минимальная масса; простота и прочность конструкции, легкость ее технического обслуживания и ремонта).

Маневренность — способность машины передвигаться и разво­рачиваться с минимальным радиусом поворота в стесненных усло­виях стройплощадок и при транспортировании.

Проходимость — способность машины преодолевать различные неровности местности, небольшие водные преграды, двигаться по грунтам со слабой несущей способностью и снежному покрову. Она характеризуется видом ходового оборудования, силой тяги, удель­ным давлением на опорную поверхность (грунт, дорожное покры­тие), величиной дорожного просвета (расстоянием от нижней точки машины до опорной поверхности), а у колесных машин радиусами продольной и поперечной проходимости.

Мобильность — способность машины к достаточно быстрому перемещению с объекта на объект с минимальной трудоемкостью перевода ее из транспортного положения в рабочее и обратно.

Устойчивость — способность машины противостоять действию сил, стремящихся опрокинуть ее при рабочем процессе и перемеще­ниях на подъемах, спусках и косогорах.

2. Надежность характеризует общее свойство машины сохранять свою работоспособность во времени и включает в себя такие поня­тия как безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохра­няемость.

Работоспособность — состояние машины, при котором она спо­собна выполнять заданные функции и сохранять значения заданных параметров в пределах, установленных нормативно-технической до­кументацией.

Безотказность — свойство машины непрерывно сохранять ра­ботоспособность в течение некоторого времени или некоторой на­работки. Она в свою очередь, характеризуется:

• сопротивляемостью элементов конструкции разрушению, износу, коррозии и т.п.;

• стабильностью физико-механических свойств конструкцион­ных материалов;

• стабильностью рабочих процессов в сборочных единицах, агрегатах и системах.

Для таких причин нарушения работоспособности как коррозия, облучение, действие внешних температурных факторов и т.п., время работы до отказа оценивается календарной продолжительностью ра­боты машины (месяцы, годы) и называется сроком службы до отказа, а регламентированное время работы машины — сроком службы.

Для большинства машин основное значение имеет продолжи­тельность работы (в отработанных часах) или выполненный объем (число циклов, масса или объем переработанных материалов, про­изводительность и т.п.), поэтому время работы до отказа в этом слу­чае называется наработкой на отказ, а регламентированное время работы машины — ресурсом.

Отказ — нарушение работоспособности машины. Все виды от­казов делятся на две группы:

А — из-за нарушения элементов (поломки, деформации, износ, обрыв проводов, короткое замыкание и т.п.);

Б — вследствие нарушения качеств функционирования (наруше­ние регулировок, засорение гидросистемы, течь в местах соедине­ния шлангов и т.п.).

Отказы классифицируются:

• по частоте — единичные и повторяющиеся;

• по взаимосвязям — первичные (независимые) или вторичные (зависимые), вызванные действиями другого отказа;

• по условиям возникновения — возникшие при выполнении ос­новных функций или при хранении, транспортировке, на холостом пробеге;

• по уровню внешних воздействий — при нормальных или не­нормальных (отклонение от правил техобслуживания и управления, при недопустимых нагрузках и т.п.) условиях работы;

• по внешним проявлениям — явные (быстрое обнаружение) и скрытые (время обнаружения выше установленных норм);

• по виду — легкие (разрушение прокладки), средние (вызывают остановку машины для ремонта), тяжелые (значительные разруше­ния);

• по сложности устранения — требуют проведения технического обслуживания, текущего или капитального ремонта;

• по способности к восстановлению — устраняемые в эксплуатационных или стационарных условиях;

• по возможности прогнозирования — прогнозируемые (диагно­стическими приборами от изменения параметров, наработки, воз­раста) или непрогнозируемые;

• по характеру изменения параметров — постепенные (начинаются сразу после начала работы машины, зависят от длительности работы и связаны с процессами износа, коррозии, усталости и ползучести материалов); внезапные (сочетание неблагоприятных факто­ров и случайных внешних воздействий, превышающих возможности машины к их восприятию, возникают через некоторые случайные промежутки времени, не зависят от состояния машины и длительно­сти предыдущей работы, а процесс протекает быстро) и сложные (включают особенности предыдущих отказов, время возникнове­ния — величина случайная, а скорость процесса зависит от сопротивляемости элементов машины);

• по последствиям — отказы функционирования (связаны с повреждениями отдельных элементов машины, которая не может вы­полнять свои функции: выкрошился зуб шестерни, насос не подает масло в систему, не заводится двигатель внутреннего сгорания) или параметрические (машина может выполнять свои функции, но рабо­тает за пределами своих технических требований — характеристик: загазованность воздуха, падение КПД передачи, снижение давления в рабочей жидкости гидросистемы). Оба вида отказов могут быть как постепенными, так и внезапными (в последнем случае отказ бу­дет параметрическим, если потеряна точность работы машины или ее элементов, и функциональным, если произошло заклинивание од­ного из механизмов).

Долговечность — свойство машины сохранять работоспособ­ность до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонтов.

Предельное состояние машины возникает при невозможности ее дальнейшей эксплуатации.

В строительных машинах различают три группы элементов, от­личающихся характеристиками предельных состояний:

А — невосстанавливаемые элементы после первого отказа (пру­жины, подшипники качения, зубчатые колеса, уплотнения, тормоз­ные накладки);

Б — восстанавливаемые элементы и простые системы, имею­щие в эксплуатации более одного отказа. Их работоспособность до предельного состояния поддерживается регулировкой, очист­кой, заменой элементов и т.д. Предельное состояние — отказ, вы­зывающий необходимость в восстановительном или капитальном ремонте;

В — сложные системы (машины в целом). Работоспособность их до предельного состояния поддерживается в результате проведения мероприятий по техническому обслуживанию и текущему ремонту Предельное состояние наступает при возникновении необходимости и капитальном ремонте или списании машины.

Ремонтопригодность — приспособленность машины к предупреждению, обнаружению и устранению причин повреждений (отказов) путем проведения технического обслуживания и ремонтов.

Ремонтопригодность машин включает в себя следующие основные понятия:

• доступность (удобство осуществления осмотра по регулировке и замене деталей руками и инструментом с отсутствием работ на ощупь и с минимальными объемами дополнительных работ и минимальной утомляемостью рабочих);

• контролепригодность (возможность контроля технического со­стояния элементов машин при профилактических мероприятиях, а также поиска отказавшего элемента или причины неисправности с помощью специальных методов и средств, к каковым относятся ди­агностическая аппаратура, индикаторы давления, температуры, загрязненности фильтров и т.п.);

• легкосъемность (замена сборочных единиц или агрегатов с минимальными затратами времени и труда, определяемая массой, габаритами, системой крепления и конструкций разъемов съемного узла);

• взаимозаменяемость (характеризуется объемами пригоночных работ при установке однотипных элементов);

• блочность и агрегатность (возможность демонтажа и монтажа на машину сборочной единицы или агрегата без предварительной разборки его или смежного с ним узла);

• степень унификации (использование однотипных деталей и сборочных единиц в разных машинах, особенно на ограниченном пространстве применения последних).

Сохраняемость — свойство машины сохранять исправное состояние и работоспособность в течение и после срока хранения или транспортирования. Она характеризуется сопротивляемостью конструкций машины изменению характеристик элементов под воздействием влажности, атмосферного давления, облучения, загрязненности атмосферы, окружающей температуры, собственной массы при хранении и т.п. Высокие показатели сохраняемости достигаются ла­кокрасочным покрытием и герметизацией, применением специаль­ных заглушек и пробок, установкой опорных приспособлений, хра­нением в боксах и др.

Все показатели надежности носят вероятностный статистиче­ский характер.

3. Стандартизация и унификацияхарактеризуют насыщенность машин стандартными, унифицированными и оригинальными дета­лями и сборочными единицами.

Стандартизация предусматривает введение обязательных норм — стандартов, которым должны соответствовать определен­ные детали, сборочные единицы и параметры машин при проекти­ровании, изготовлении и эксплуатации. По заводским и отраслевым нормам, государственным (ГОСТ) и международным (ИСО) стан­дартам выпускается большое количество деталей и узлов (крепеж­ные детали, подшипники, редукторы, гидроаппаратура, системы и приборы автоматизации), применяемых в машинах различного на­значения, а также устанавливаются вместимость ковша экскаватора, грузоподъемность трубоукладчика и др.

Конструкцию машин допускается изменять и совершенствовать. В соответствии с этим используется взаимозаменяемость деталей и узлов, позволяющая производить их сборку или замену без предва­рительной подгонки.

Взаимозаменяемость основана на широкой унификации, т.е. на рациональном сокращении номенклатуры однотипных деталей и сборочных единиц для применения их в разных машинах, а также и в однотипных машинах.

Наличие стандартов позволяет осуществить массовое изготовле­ние по новейшей технологии деталей и узлов, повышение их качест­ва (ведущее к надежности и долговечности) и снижение затрат времени, труда материалов и средств при проектировании, изготов­лении и эксплуатации машин.

4. Эргономические требованияотражают взаимодействие челове­ка с машиной и делятся на:

• гигиенические — соответствие кабины условиям жизнедеятель­ности и работоспособности машиниста (размеры кабины, освещен­ность, вентиляция с фильтрами для очистки воздуха, вибрация, пы­ле- и газонепроницаемость и т.д.);

• антропометрические—соответствие рабочего места и его частей форме, весу и размерам тела машиниста (удобное, регулируемое по высоте и горизонтали сиденье машиниста, регулируемые подлокотники, расстояние до рычагов, рукояток и кнопок управления и т.д.);

• физиологические и психофизические — соответствие рабочего места физиологическим свойствам машиниста и особенностям функционирования его органов чувств (скоростные и силовые возможности машиниста требуют легкое механизированное или авто­матизированное управление; пороги слуха, зрения и т.д.);

• психологические — соответствие рабочего места машины возможностям восприятия и переработки информации, соответствие закрепленным и вновь формируемым навыкам человека. Частично эргономические требования представлены в требова­ниях безопасности.

5. Эстетические требования характеризуются информационной выразительностью (соответствие формы назначению), рациональностью форм, целостностью композиции, совершенством производственного исполнения, соответствием современному стилю, внутрен­ней и внешней отделкой и окраской, согласованностью с окружающей средой, удобством расположения и четкостью испол­нения фирменных знаков, марок, указателей и т.п.

6. Экологические требованияучитывают вопросы, связанные с охраной окружающей среды при эксплуатации машин. К ним отно­сятся выявление возможностей механических (нарушение земной поверхности и растительности), химических (содержание и вероят­ность выбросов вредных частиц, газов, масел, топлива, излучений не только при эксплуатации, но и при хранении и транспортировании), световых, звуковых, биологических, радиационных (расти­тельный и животный мир) и других воздействий на окружающую среду с целью их ограничения до допустимых пределов.

7. Безопасностьдолжны обеспечивать конструкция машины, ме­ры и средства защиты людей, работающих на машине и рядом с ней при эксплуатации, монтаже-демонтаже, ремонте, хранении, транс­портировании, в зонах возможной опасности, в том числе в аварий­ных и послеаварийных ситуациях от механических (защита движу­щихся элементов машины кожухами, заносы и устойчивость, на поворотах и при вращении поворотных платформ, в продольном и поперечном направлениях против опрокидывания), электрических (замыкания в электроцепи), тепловых (разогреваемые строительные материалы, пар, повышенная температура воды, двигателя, сварка и наплавка) воздействий, ядовитых и взрывчатых паров, шумов, ра­диоактивных излучений и т.п.

Снижение травматизма достигается повышением прочности и жесткости конструкции кабины, использованием на них безоско­лочных стекол, установкой на окнах защитных решеток, а в по­толке — аварийного люка, обеспеченностью звуковой и световой сигнализацией и приборами, предупреждающими о критических ситуациях и при взаимодействии с совместно работающими рабо­чими, автоматическими устройствами безопасности и блокировки. Большое значение имеет обзорность, т.е. хорошая видимость и ос­вещенность рабочих органов и окружающих их участков рабочей среды, в том числе с круговым обзором для мобильных машин. На машине должны устанавливаться огнетушители, противоосколочные козырьки, стеклоочистители, омыватели и устройства, исклю­чающие обледенение и запотевание стекол, обогревателей для холодного времени года, кондиционеров для жаркого и тропиче­ского климата и т.д.

8. Технологичностьпредусматривает оптимальное распределе­ние затрат материалов, средств, труда и времени при подготовке производства, изготовлении деталей, сборке и отделке узлов и машины в целом, эксплуатации и ремонтах (в том числе удобство за­мены узлов и агрегатов), возможность использования прогрессив­ных технологий с автоматизацией процессов путем внедрения манипуляторов и промышленных роботов.

9. Транспортабельностьмашин и оборудования должна обеспе­чить их приспособленность к перемещению в пространстве на транспорте (автомобильном, железнодорожном, водном, воздушном), с прицепом, на специальных транспортных средствах и своим ходом с минимальными затратами труда и времени на подготови­тельные операции (укладка в тару, упаковывание, частичный демон­таж, погрузка, крепление и т.п. с противоположными операциями после перевозки).

10. Патентно-правовые требованияпредусматривают патентные чистоту (оригинальные решения в конструкции машин) и защиту (заявки на изобретения в нашей стране, патенты в странах предполагаемого экспорта) машин и являются основным фактором при оп­ределении их конкурентоспособности, для возможной реализации не только в стране, но и на внешнем рынке.

11. Экономические требованияхарактеризуются ценой и эконо­мическим эффектом, определяемыми на стадиях проектирования, подготовки производства, изготовления, испытаний и эксплуатации при соответствующем увеличении производительности, снижении массы машины, стоимости перерабатываемой продукции и улучше­нии качества выполняемых работ.

Все вышеизложенные требования, предъявляемые к строитель­ным машинам и оборудованию, регламентируются соответствую­щими заводскими, отраслевыми, государственными и международ­ными правилами, нормами и стандартами.

Практически все машины состоят из ряда основных сборочных единиц, к которым можно отнести ходовое, силовое и рабочее обо­рудование, трансмиссии и системы управления, установленные на общей раме (неповоротной, поворотной) или станине.

Каждая машина имеет ряд документов, без которых невозможно ее изготовление, эксплуатация и ремонт. Основными являются:

• чертеж общего вида — документ, определяющий конструкцию машины, взаимодействие ее основных частей и поясняющий прин­цип действия;

• сборочные чертежи и чертежи деталей — документы, изобра­жающие деталь и данные для ее изготовления и контроля (размеры, обработка, допуски, посадки) или сборочную единицу и данные для ее сборки и контроля;

• схемы — документы, на которых в виде условных обозначений показаны составные части машины и связи между ними (кинемати­ческая для механического: привода, электрическая, гидравлическая, пневматическая и др.);

• техническое описание и инструкция по эксплуатации;

• инструкция по монтажу, демонтажу и перевозке (по необходи­мости).

КЛАССИФИКАЦИЯ И ИНДЕКСАЦИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН

Классификация. В строительстве эксплуатируется значительное количество машин, различающихся между собой по назначению, кон­струкции, принципу действия, размерам, параметрам и т.п. Рассмот­рим основы классификации строительных машин и оборудования.

По назначению (технологическому признаку) машины делят на транспортные; транспортирующие; погрузочно-разгрузочные; гру­зоподъемные; для земляных работ; для свайных работ; для перера­ботки и сортировки каменных материалов; для приготовления, транспортировки, укладки и уплотнения бетонных и растворных смесей; для уплотнения грунтов; для ремонта и содержания дорог; для отделочных работ; ручные машины. Каждая группа делится на подгруппы (бульдозеры, скреперы, экскаваторы в группе машин для земляных работ). Внутри подгрупп машины отдельных типов разли­чаются конструкцией узлов или машин в целом (экскаваторы одно­ковшовые с прямой или обратной лопатой, траншейные роторные или цепные, шагающие, с поперечным копанием). Каждый тип ма­шин имеет ряд типоразмеров (моделей), близких по конструкции, но отличающихся отдельными параметрами (вместимость ковша, раз­меры, масса, мощность, производительность). При изготовлении машин одного типоразмерного ряда широко используются стан­дартные детали и унифицированные сборочные единицы.

По режиму работы (принципу действия) различают машины пе­риодического (цикличного) действия, выполняющие работу путем периодического многократного повторения одних и тех же чере­дующихся рабочих и холостых операций с цикличной выдачей про­дукции (бульдозеры, скреперы, одноковшовые экскаваторы) и ма­шины непрерывного действия, выдающие или транспортирующие продукцию непрерывным потоком (многоковшовые экскаваторы непрерывного действия, конвейеры). Машины цикличного действия отличает их универсальность и приспособленность к работе в раз­личных производственных условиях, а машины непрерывного дей­ствия — повышенная производительность. Имеются машины и комбинированного действия (шагающие экскаваторы, экскаваторы поперечного копания для формирования откосов каналов и т.п.).

По степени подвижности машины делят на переносные, стацио­нарные и передвижные (в том числе в кузове автотранспорта, при­цепные и полуприцепные к грузовым автомобилям, тракторам, тя­гачам и самоходные).

По типу ходового оборудования различают машины на гусенич­ном, пневмоколесном, рельсовом ходу, шагающие и комбинирован­ные.

По виду силового оборудования машины подразделяют на рабо­тающие от электрических двигателей и двигателей внутреннего сго­рания. Первые обладают большой готовностью к работе, но зависят от наличия электроэнергии, а вторые не зависят от источников энер­гии и являются автономными. Многие строительные машины име­ют комбинированный привод с использованием гидравлических и пневматических двигателей. К таким относят дизель-электрический, дизель-гидравлический (наиболее распространен), дизель-пневмати­ческий, электрогидравлический, электропневматический и т.п.

По количеству двигателей, установленных на машине, различа­ют одномоторные (все механизмы приводятся в действие от одной силовой установки) и многомоторные (для каждого механизма пре­дусмотрен индивидуальный двигатель).

По системам управления машины делят на механические (руко­ятки и педали, приводящие в действие системы рычагов), гидравли­ческие (безнасосные и насосные, где частично или полностью ис­пользуются гидроустройства), пневматические (с использованием сжатого воздуха), электрические (с использованием электрообору­дования) и комбинированные (электрогидравлические, пневмоэлектрические и т.п.).

По степени универсальности машины подразделяют на универ­сальные многоцелевого назначения, снабженные различными вида­ми быстросъемных рабочих органов, приспособлений и оборудова­ния для выполнения большого разнообразия технологических операций (строительные одноковшовые экскаваторы, погрузчики), и специализированные, имеющие один вид рабочего оборудования и предназначенные для выполнения только одного технологического процесса (дробильные машины, бетононасосы). Расширяется область применения универсальных самоходных машин. Такие машины состоят из базовой машины и сменного рабочего оборудования. В качестве базовой машины используются тракторы, автомобили, гусеничные и колесные тягачи и самоходные шасси (рис.1).

По степени автоматизации различают машины с механизиро­ванным управлением, с автоматизированным управлением и кон­тролем на базе микропроцессорной техники, с автоматизированным управлением на расстоянии, с автоматическим управлением на базе микропроцессоров и мини-ЭВМ, строительные манипуляторы и ро­боты, а также роботизированные машины и комплексы.

Более подробная классификация по конкретным машинам и оборудованию будет приведена в соответствующих главах.

Индексация строительных машин. На все выпускаемые в нашей стране строительные машины распространяется единая система ин­дексации, в соответствии с которой каждой машине разработчиком присваивается индекс (марка), содержащий буквенное и цифровое обозначение. Основные буквы индекса, располагаемые перед циф­рами, обозначают вид машины. Например, буквенная часть индекса одноковшовых строительных экскаваторов содержит буквы ЭО, экскаваторов траншейных роторных — ЭТР, цепных — ЭТЦ, землеройно-транспортных машин — ДЗ, машин для подготовительных работ и разработки мерзлых грунтов — ДП, машин для уплотнения грунтов и дорожных покрытий — ДУ, кранов стреловых самоходных — КС, строительных башенных кранов — КБ, оборудования для погружения свай — СП, бурильных и бурильно-крановых ма­шин — БМ, машин для отделочных работ — СО, лебедок — ТЛ, погрузчиков многоковшовых — ТМ и одноковшовых — ТО, подъем­ников — ТП, конвейеров и питателей — ТК, машин для уборки и очистки городов — КО, ручных машин электрических — ИЭ, пнев­матических — ИП, вибраторов — ИВ и т.п. Цифровая часть индек­са означает техническую характеристику машины. После цифровой части в индекс могут быть включены дополнительные буквы, обо­значающие порядковую модернизацию машины, вид ее специально­го исполнения и т.п.

В нашей стране все строительные машины выпускают в соответ­ствии с Государственными стандартами (ГОСТами). В каждом ГОСТе указываются область его распространения, основные пара­метры и размеры, технические требования, методы испытаний, мар­кировка, упаковка, транспортирование и хранение машин. Преду­смотренные в Государственных стандартах показатели и нормы отражают достигнутый передовой уровень техники в нашей стране и за рубежом.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
До школьного возраста | Грузовые автомобили
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1006; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.082 сек.