Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Виды и этапы психологического исследования




 

Выделяют 3 вида психологического исследования:

1) теоретическое;

2) эмпирическое;

3) прикладное.

Цель теоретического исследования – получение обобщенного знания о каком-либо психологическом явлении. Базируется это исследование на уже имеющихся в науке описаниях и объяснениях фактов психической жизни, выдвинутых ранее гипотезах и предположениях. Уровень этих обобщений может быть различным: гипотеза, концепция, теория.

Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, требующее дальнейшей проверки на опыте и (или) дополнительного теоретического обоснования, чтобы стать достоверной научной теорией.

Концепция – это система аргументированных взглядов, оформляющих то или иное понимание изучаемого явления.

Теория – это обобщение опыта, на доказательном уровне отражающее сущность изучаемой психологической реальности, включающей в себя и объективные, и субъективные факты и закономерности.

Ведущие методы теоретического исследования – работа с соответствующими публикациями и научные дискуссии и консультации, неэкспериментальное моделирование, классификация, систематизация.

Цель эмпирического исследования – получение фактического материала, впоследствии либо обобщаемого теоретическими проработками, либо используемого в прикладных целях.

Ведущие методы – наблюдение, эксперимент, тестирование, опрос, беседа, моделирование. На выходе стремятся получить предельно строгое описание психологического факта, для чего очень тщательно ведется сбор данных об изучаемом явлении. Обычно эти данные имеют массовый характер, что при грамотном использовании математического аппарата при их обработке повышает надежность конечных результатов.

Прикладное исследование направлено на получение практического эффекта в конкретных ситуациях жизнедеятельности человека. Это могут быть исследования в производственно-экономической и политической сферах, в системе услуг и организации досуга, во врачебно-медицинской практике, в сфере образования, в области межличностных отношений, в том числе семейных. Обычно эти исследования проводятся по специальному заказу со стороны заинтересованных лиц или организаций, продиктованному запросом практики. Конечный результат представляет собой рекомендации, реализация которых должна привести к ожидаемому (экономическому, политическому, психологическому, организационному, медицинскому, педагогическому и т.д.). В этих исследованиях используются теоретические и эмпирические знания данной науки (или совокупности наук), применяются разработанные и апробированные ею методы и методики. Главное здесь не получение нового знания, а помощь заказчику в текущей жизни и практических делах.

Проведению исследования в области научной психологии предшествует предтеория – совокупность исходных представлений исследователя, уточняющих понимание проблемы и в значительной степени предопределяющих его результаты.

Научное исследование, как целостный процесс получения достоверных знаний включает в себя и теоретический и эмпирический компоненты. Теоретическая составляющая присуща начальным и завершающим стадиям процесса (ориентировка в проблеме, формулирование задач, объяснение и обобщение результатов). Эмпирическая составляющая является основой центрального звена научного исследования – этапа непосредственного получения сведений об объекте и предмете изучения.

Если научная значимость преобладает над практической значимостью исследования и при этом искомые знания должны внести решающий вклад в изучение той или иной проблемы, то такие исследования называются фундаментальными. Эти результаты не дают сиюминутной выгоды, но они стимулируют продвижение научной мысли к следующим рубежам, значительно расширяют кругозор научного сообщества и открывают простор для организации более узких конкретных исследований практической направленности.

При высокой практической значимости прикладных исследований, они обычно не дают весомых научных сведений, способных заметно расширить или углубить уже имеющиеся по данной проблеме знания. Их цель – разрешить конкретную проблему путем «приложения» к ней известного знания. Примеры таких исследований: выявление общественного мнения по вопросам политической жизни государства; психодиагностическое обследование персонала какой-либо фирмы с целью рациональной расстановки кадров и т.д.

Для психологи специфично все же, сочетание в едином процессе теоретической и эмпирической работы, поиска фундаментальных знаний на фоне сугубо практической деятельности.

Общая схема научного исследовании

Любое научное исследование походит три этапа:

1) подготовительный;

2) основной;

3) заключительный.

На 1 этапе формулируются цели и задачи исследования, производится ориентация в совокупности знаний в данной области, составляется программа действий, решаются организационные, материальные и финансовые вопросы.

На основном этапе производится собственно исследовательский процесс: ученый с помощью специальных методов вступает в контакт (непосредственный или опосредованный) с изучаемым объектом и производит сбор данных о нем.

На заключительном этапе производится обработка полученных данных и превращение их в искомый результат. Результаты соотносятся с выдвинутыми целями, объясняются и включаются в имеющуюся в данной области систему знаний.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.