Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5.Общее представление о системе методов в психологии

Обработка данных

Процедура сбора данных

Сбор данных должен соответствовать намеченному на предыдущем этапе алгоритму действий. Очень важно при этом фиксировать все действия и получаемые сведения. Для этого ведется протокол исследования, используются специальные средства фиксации (видео, аудио и т.п.).

Данные, получаемые в результате психологического исследования, представляют собой «сырые» оценки. Поэтому они нуждаются в дальнейшей обработке.

Обработка данных направлена на решение следующих задач:

1. Упорядочивание исходного материала, преобразование множества данных в целостную систему сведений, на основе которой возможно дальнейшее описание и объяснение изучаемого объекта.

2. Обнаружение и ликвидация ошибок.

3. Выявление скрытых от непосредственного восприятия закономерностей.

4. Обнаружение новых фактов, не замеченных в ходе эмпирического процесса.

5. Выяснение уровня достоверности, надежности и точности полученных результатов.

Основная задача на этапе первичной обработки данных – это упорядочивание, привидение в удобную для восприятия систему отчетов и таблиц, в которых приведены результаты исследования.

Следующий этап – построение гистограммы, которая представляет основу математической статистики.

Гистограмма – это диаграмма распределения частот по интервалам. Построение гистограммы придает результатам еще большую наглядность.

Таким образом, основная задача этапа первичной обработки – это представление данных в компактном, наглядном виде.

Задача этапа вторичной обработки – расчет необходимого минимума количественных характеристик. Результаты этих двух этапов позволяют перейти к этапу проверки гипотезы (методы математической статистики).

Интерпретация результатов - э то решающая фаза научного исследования. Эту фазу называют теоретической обработкой, которая выполняет две главные функции:

1) преобразование статистически подготовленных данных (вторичных данных, результатов) в эмпирические знания;

2) получение на их базе теоретических знаний.

Таким образом, на этом этапе особенно рельефно проявляется единство и взаимосвязь эмпирических и теоретических знаний.

На стадии выдвижения гипотез научная мысль направлен от теории к объекту исследования, на стадии интерпретации – от объекта (фактов) к теории.

 

 

Под методом (от греч. methodos — путь к...) понимают способ достижения резул­татов в познании предмета и объекта изучения. Определение пред­мета и выбор соответствующего ему метода всегда связаны с кон­цептуальной позицией исследователя. Значит, метод можно рассматривать как практическую реализацию концептуальных принципов, совокупность которых представляет собой методоло­гическую базу исследования. В методах конкретизируется мето­дология, которую обычно понимают как «систему принципов на­учного исследования». Но в свою очередь и сами методы конкретизируются в различных вариантах процедур, one-, раций, правил сбора и анализа данных об изучаемых объекте и предмете. Конкретизация метода предстает как определенная ме­тодика. В психологической практике понятие «метод» и «методи­ка» зачастую не разводятся и употребляются как синонимы. Но в последнее время на разнесенность этих форм научного познания обращается особое внимание, вплоть до чрезмерного их противо­поставления. Заметим также, что не следует смешивать конк­ретизацию методов в методиках с устоявшимся в науке делением методов по степени общности на всеобщие, общие и частные.

Всеобщие методы — это познавательные приемы, которые мо­гут быть использованы в любой области знаний и любой наукой. Они позволяют вскрыть наиболее общие отношения, закономер­ности и свойства изучаемых объектов или предметов. В этом смысле всеобщие методы приближаются к философским мето­дам. Таковы, например, методы научного анализа и синтеза, диа­лектический метод, моделирование, метод классификации, ба­зисный метод.

Общие (или общенаучные) — это методы, которые могут при­меняться в разных, но не во всех областях знания и использо­ваться многими, но не всеми науками. Например, наблюдение, эксперимент, математические методы.

Частные (или специальные, конкретно-научные) — это методы, применяемые в отдельных областях знания. Они характерны для какой-либо конкретной науки или группы смежных наук. Напри­мер, специфически психологическими методами надо считать ин­троспекцию, психофизические методы, психодиагностическое тестирование, социометрию и т. п.

Итак, категория «метод» тесно связана с некоторым множе­ством понятий, раскрывающих содержание познавательного про­цесса. Ближайшими из этих понятий являются «методология» и«методика». Первое понятие отражает стратегический уровень научного познания, второе — оперативный. Метод в этой систе­ме олицетворяет промежуточный, тактический уровень познания. Во избежание терминологической путаницы уточним еще не­сколько категорий, имеющих первостепенное значение для по­нимания исследовательского процесса и уяснения места научно­го метода в этом процессе. Исходным по степени общности следует признать понятие мировоззрение. Это высший уровень осознания действительности, представляющий достаточно устой­чивую и целостную систему взглядов (знаний, мнений, отноше­ний) человека на мир и на себя.

Формируется мировоззрение врезультате обобщения индивидуальных и общественных знаний и опыта во всех сферах бытия под влиянием жизненных условий (естественных и социальных, макро- и микросредовых). Миро­воззрение определяет позиции человека по отношению ко всем явлениям действительности в виде его ценностных ориентации и принципов деятельности (в том числе познавательной деятель­ности). Высшей формой проявления мировоззрения выступает убеждение.

Убеждение — это осознание правоты своей позиции как един­ства ценностных ориентации и соответствующих им принципов деятельности вплоть до потребности систематической реализа­ции этой позиции. Убеждения оформляются в принципах

Принцип (лат. principium — первоначало, основа) — это обус­ловленные убеждениями правила действий и норма поведения в какой-либо сфере бытия и соответствующем виде деятельности. Категория «принцип» может употребляться не только по отношению к субъекту деятельности, но и к объекту, в том числе и к неодушевленному. Например, можно говорить о принципе рабо­ты технического устройства. Но и тогда речь идет об отражении в сознании субъекта основополагающих, с его точки зрения, по его убеждению, правил взаимодействия частей этого механизма между собой и взаимодействия устройства в целом со средой.

Научный принцип — это конкретизация мировоззренческих позиций, убеждений и общих принципов в процессе научного познания. Научные принципы обычно имеют строгое речевое оформление в виде определений и развернутых пояснений, спо­собствующих их однозначному пониманию. Так, в советской психологии было сформулировано несколько основных прин­ципов: принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, принцип развития, принцип личностного подхо­да и др. Атомарный принцип строения сознания был положен в основу структурной и функциональной психологии. Принцип целостности присущ гештальтизму и другим холистическим те­чениям в психологии. Гуманистическая психология руководству­ется персоналистичёским принципом. Фундаментальными пра­вилами теории познания (гносеологии) выступают принципы соответствия, дополнительности, соотношения неопределенно­стей.

Научные принципы являются, с одной стороны, исходными условиями, определяющими направление и характер научного поиска, а с другой — объяснительными представлениями и мо­делями для добываемых научных фактов. Совокупность тех или иных принципов, разделяемых ис­следователем, предстает как его научная концепция.

Концепция (лат. conceptus — представление, мысль) — это вы­текающая из мировоззренческих позиций и усвоенных принци­пов специфическая система аргументированных взглядов, офор­мляющая то или иное понимание изучаемой реальности и пре­допределяющая стратегию ее изучения. Специфичность заключается, во-первых, в том, что в концепции, в отличие от ми­ровоззрения, отражаются взгляды на отдельные «фрагменты» реальности, выносятся суждения по поводу относительно ограни­ченных областей действительности, ее отдельных проявлений. Во-вторых, специфика состоит в более или менее явственной рече­вой (устной или письменной) оформленности позиций и взгля­дов. Наконец, суждения, составляющие концепцию, должны быть аргументированы, т. е. логически обоснованны или снабжены ссылками на авторитеты (научные теории, религиозные догма­ты, авторитетные личности, традиции, здравый смысл и т. д.). Таким образом, концепция является как бы «выжимкой» из ми­ровоззрения, четко сформулированной системой принципов при­менительно к той или иной проблеме. Кроме того, в научной кон­цепции отражается главная исследовательская мысль — что и для чего изучается, т. е. отражены предмет и цели исследования, а так­же возможный спектр способов исследования, т. е. методов. Иначе говоря, в концепции отражается научный замысел исследовате­ля. Научная концепция опирается в своей аргументации преиму­щественно на определенные научные теории.

Теория (греч. theorie — рассматривание, наблюдение, исследо­вание) — это обобщенное достоверное знание в какой-либо сфе­ре действительности, оформленное знаковыми средствами (словами, символами) и выполняющее функции описания, объяс­нения и предсказания фактов и закономерностей в данной обла­сти. Достоверность этого знания справедлива в пределах господ­ствующей в данном социуме на данный момент парадигмы (как относительно частного «фрагмента» реальности, так и общего ми­ровоззрения).

Концептуальные основы и теоретические пристрастия иссле­дователя, а также задачи исследования предопределяют выбор того или иного подхода к изучению намеченных объекта и пред­мета. Научный подход в широком значении — олицетворение определенных концептуальных позиций и принципов, а в узком — это процедурная стратегия исследования. Эта стратегия выстра­ивается в зависимости от уже определенных предмета и задач ис­следования. Но именно она определяет ход исполнения исследо­вательского процесса, в том числе выбор конкретных методов и методик на этапах сбора, обработки и интерпретации данных об изучаемом объекте.

Таким образом, при широком толковании научный подход понимается преимущественно как методологи­ческое содержание исследования, восходящее к мировоззренчес­ким установкам, а при узком понимании — преимущественно как его методическая форма, конкретизирующаяся в тех или иных методах и процедурах. Подход служит и отправной базой в выяв­лении фактов и закономерностей, и их объяснительным принци­пом.

Методология является теоретико-мировоз­зренческой и методической основой научного познания, она вы­ступает еще и как учение о методе познания.

Итак, методология по отношению к методу является поняти­ем более широким и общим. Метод есть конкретизация методо­логии. В нем зафиксированы возможный круг объектов и пред­метов исследования, основные процедурные требования к работе с объектом, предполагаемые результаты.

Как правило, конкретные условия применения метода нала­гают дополнительные ограничения, которые требуют методичес­ких уточнений. И тогда метод распадается на ряд вариантов. Некоторые из них, если степень конкретизации не высока, про­должают самостоятельную жизнь в ранге метода. Но чаще эти уточнения ведут к преобразованию метода в конкретную методи­ку. В психологических методиках указываются конкретные част­ные задачи, которые могут быть решены с помощью этого мето­да, содержится подробное описание исследовательских процедур, стимульного материала, требований к конкретному контингенту испытуемых, к внешним (физическим) и внутренним (психоло­гическим) условиям исследования. Приводятся правила регист­рации ответов и в целом фиксации исследовательского процес­са, алгоритм обработки данных, а иногда и рекомендации по истолкованию результатов. Таким образом, методику можно оха­рактеризовать как совокупность сведений о целесообразном прове­дении метода в конкретных условиях.

Важным компонентом методики, главным образом и опреде­ляющим ее специфику, выступает процедура. Процедура {лат. procedere — 'продвигаться') — это определенная последователь­ность определенных действий. В психологических исследованиях в первую очередь имеются в виду действия на этапе сбора данных об объекте, т. е. эмпирические действия, непосредственно затрагивающие изучаемый объект. Хотя, конечно, и методы обработки и интерпретации тоже включают в себя процедурный момент, ал­горитмизирующий вычисления и объяснения. Процедура в соста­ве методики обычно четко оформляется в виде соответствующих описаний и предписаний. И в этом смысле ее можно определить как официально установленный порядок исследовательских дей­ствий.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сбор данных | Физические основы полупроводниковых приборов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.