Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Монопольная рыночная структура




Монополия – это рыночная структура, в которой одна фирма в отрасли производит товар не имеющий близких заменителей. Существуют непреодолимые барьеры для вхождения в отрасль:

1. Предоставленные правительством исключительные права на данное производство (концессия, аренда каналов связи и др.)

2. Методы защиты технологий (юридический барьер – патенты, копирайт, лицензия, товарные знаки).

3. Собственность на уникальный природный ресурс.

Естественная монополия – ситуация на рынке товара или услуги, при которой наличие нескольких фирм вместо одной привело бы к значительному увеличению издержек (наличие параллельных газопроводных, водопроводных и электропроводных путей).

Линия спроса монополии совпадает со спросом отрасли, т.к. фирма и есть отрасль, и совпадает с AR.

Вертикальная линия из т.О делит линию спроса на 2 части: на эластичный и неэластичный отрезки.

Максимизирующий прибыль монополист производит объём продукции соответствующий эластичному отрезку линии спроса

 

Отрезок I является эластичным, т.к. при уменьшении цены любая дополнительная единица продукции Q увеличивает совокупный доход. На II отрезке снижение цены сопровождается снижением дохода

=> т.о. монополист также действует в определённых ограничениях, не может позволить любую цену и любой объём выпуска.

Аналогично совершенной конкуренции в краткосрочном периоде монополист максимизирует прибыль при условии MR=MC

 

 

Особенность равновесия монополиста по сравнению с совершенной конкуренцией в более высокой цене при меньшем объёме производства.

∆ABE – потери общества от монополиста. А.Харбергер оценил эти потери как 1% от ВНП. В США примерно 5% ВНП создаётся в условиях близких к монополии.

Контроль над ценой даёт монополии Э. власть, которую можно оценить с помощью индекса Лернера:

PМ – монопольная цена

МС – предельные издержки

В условиях совершенной конкуренции MC=P, откуда . Если , то фирма монопольной властью. Чем больше индекс тем больше власть. В РБ многие монополии являются наследием прежней командной системы (возникли не рыночным путём).

В условии рынка монополии появляются двумя способами: 1. В результате накопления капитала (использование части прибыли на расширение производства), 2. Как результат добровольных слияний и покупки акций других компаний (поглощений).


43. Монополистическая конкуренция.

Монополистическая конкуренция возникает в отраслях, где более 10 фирм, между которыми отсутствует сговор. Свойственны признаки как монополии, так и совершенной конкуренции:

1. Продукция дифференцирована, т.к. каждая фирма стремится полнее учитывать вкусы потребителей для реализации продукции.

2. Отсутствует сговор между фирмами по поводу цены.

3. Каждая фирма занимает свой сегмент рынка и в рынках этого сегмента контролирует цену.

4. Конкуренция как ценовая, так и неценовая.

5. Относительно свободный вход в отрасль.

При анализе поведения фирмы в условиях монополистической конкуренции также исходят из равенства MR=MC для определения Q-оптимального. Сравнивают средние издержки АТС с ценой и обнаруживают:

1. Э. прибыль (Р>АТС).

2. Убытки (Р<АТС).

3. Нормальную прибыль (Р=АТС).


44. Олигопольная рыночная структура.

Олигополия – тип конкурентного рынка несколькими участниками (до 10) и наличием непреодолимых барьеров для вступления в отрасль новых фирм.

На таком немногочисленном рынке конкуренты следят за стратегией друг друга. Так решительные действия одного из участников влияют на всех остальных.

Признаки олигополии:

1. Конкуренция ведётся преимущественно неценовыми методами, хотя иногда случаются кратковременные «ценовые» воины (снижение цен, которое выгодно потребителям и тому, кто это изменение предпринял, и не выгодно всем остальным участникам).

2. Наличие высоких барьеров для вступления в отрасль (наличие крупного стартового капитала – в автомобильной отрасли США до недавнего времени было 3 компании, каждая оценивалась в 3 млрд. долларов, т.е., чтобы войти в отрасль нужно обладать примерно таким же капиталом; обладание патентной монополией в наукоёмких отраслях – на уникальности технологии основано могущество таких компаний, как IBM и т.д.).

3. Продукция стандартная или дифференцируемая и взаимозаменяемая (автомобили).

4. Взаимозаменяемость между конкурирующими фирмами (предположим на рынке 2 компании В и С, если компания В остановит производство, то С выпустит 120 ед., если В увеличит выпуск до 40 ед., то С снизит до 40 ед., если В увеличит до 60 ед., то С снизит до 20 ед., и наоборот если С остановит производство, то В произведёт 120 ед. – дуалополия.)

 

Линия спроса фирмы В (Q1) как реакция на изменение Q2 и линии спроса фирмы А (Q2) как реакция на изменение Q1 – точка пересечения Е – точка равновесия линии спроса - каждая фирма верно оценивает стратегию конкурента. При конкурентном равновесии каждая фирма выпускала бы по 60 ед., в сумме 120 ед.; при олигополии по 40 ед., в сумме 120 ед.; в результате сговора по 30 ед., в сумме 60. Классическим примером сговора фирм по ценам и по долям на рынке является картель.

 

Признаки/Тип рынка Монополия Олигополия Монопол. конкуренция Совершен. конкуренция
Число фирм одна Несколько (до 10) Много (больше 10) Несколько десятков
Тип продукта уникальный Стандартный (дифферинц.) Строго дифферинцир. Стандартный.
Влияние на цену Полный контроль Ценовое лидерство ограниченное отсутствует
Возможность входа в структуру Непреодолимые барьеры затруднено возможен свободно

45. Рынки факторов: понятие и особенности.

Рынки факторов – совокупность спроса и предложений на ресурсы (рынок труда, капитала, земли и технологий).

Поскольку ресурсы, как правило, являются косвенными благами (непосредственно не потребляются человеком), рынки факторов имеют ряд особенностей:

1. Спрос на факторы является производственным, вторичным по отношению к спросу на готовые блага и ресурсы, т.е. востребованность товаров определяет востребованность факторов их производства.

2. на рынок факторов влияет технологический уровень производства (в доиндустриальном пр-ве фактором является рабочая сила, ручные орудия труда; в индустриальном к ним дополняются машины, оборудование, электроэнергия. В современном мире сами технологии стали объектом купли-продажи, стали фактором производства).

3. Ресурсы находятся в чьей либо собственности, поэтому от продажи ресурсов зависит доходы их собственников (зарплата на рынке труда, рента на рынке земли, процент на рынке капитала). Т.о. цена фактора становится формой дохода ее собственника.

4. Выбирая факторы фирма стремится максимизировать свои доходы. В краткосрочном периоде предположим, что 1 фактор переменный – это труд. Изменение дохода фирмы за счет дополнительной единицы переменного фактора, называется предельной доходностью фактора.

MRPL = ∆TR/∆L

В силу закона убывающей производительности переменного фактора: чем больше L, тем меньше MRPL

Чтобы решить, до какого уровня увеличивать переменный фактор, фирма сопоставляет доход от фактора с затратами на него. Затратами фирмы на трудовой фактор является зарплата или цена труда.

В краткосрочном периоде зарплата совершенно эластична (не зависит от числа нанимаемых работников)

W=PL=MCL=SL

Фирма нанимает дополнительных работников до Lоптимального, при этом MRPL = MCL

В долгосрочном периоде все факторы переменные – фирма является покупателем факторов, поэтому оптимизирует свой доход по принципу потребителя:

– т.е. фирма сначала увеличивает наиболее доходный фактор, с учетом его цены, затем менее доходный и т.д.


46. Понятие и особенности рынка труда.

Совокупность отношений спроса и предложения трудовых ресурсов образуют рынок труда

Особенности рынка труда: на рынке труда продается и покупается социализированный ресурс (рабочая сила не отделима от личности работника). Во-первых, социализирован не только ресурс, но и его цена, заработная плата. Последняя обеспечивает работнику определенный социальный престиж и благополучие его семьи. Во-вторых, неравноправный характер между нанимателем и нанимаемым. С одной стороны, наниматель и нанимаемый заинтересованы друг в друге, с другой у нанимателя всегда есть выбор на одно рабочее место, тогда как для работника рабочее место – источник средств существования, которым приходится дорожить. Необходимость дорожить рабочим местом ставит работника в подчиненное положение. В-третьих, заработная плата должна обесценивать нормальное воспроизводство рабочей силы.

Структурными этапами рынка труда являются: 1) субъекты рынка, 2) конъюнктура, 3) конкуренция, 4) инфраструктура.

Субъекты - наниматели и наемные работники, безработные, профсоюзы (союз работников, союз предпринимателей), государство

Конъюнктура рынка труда характеризует его состояние по соотношению спроса и предложения.

DL > SL – дефицитный рынок

DL < SL – избыточный рынок

DL = SL – равновесный рынок

Эффект замещения – имеет место, когда работник предпочитает работать больше за большую заработную плату в ущерб личному времени.

Эффект дохода – проявляется в стремлении работника увеличить досуг, сократить предложение труда при более высокой зарплате.

Е1 – равновесие для низкоквалифицированного работника,

Е2 – для высококвалифицированного специалиста

Соперничество возникает между работниками за выгодные рабочие места, между нанимателями за специалистов, между нанимателями и работниками за условия трудового соглашения.

Инфраструктура: законодательная база, государственные и негосударственные органы содействия занятости, общественные органы и фонды.

Зарплата – цена труда, которая одновременно является вознаграждением за труд в соответствии с его количеством, качеством, квалификацией работника и его трудовым стажем. различают номинальную и реальную зарплаты. Номинальная зарплата – фактически полученная работником сумма денег. Реальная зарплата – количество благ, которые можно приобрести на зарплату при текущем уровне цен.

РЗП = НЗП / I, I – индекс роста цен.

Пример: пусть НЗП = a, I = b, тогда РЗП = a/b. Через год НЗП выросла до 2a, а I до 4b. Тогда РЗП1 = 2a/4b = a/2b = РЗП/2 – реальная заработная плата упала в 2 раза.

Существуют две основные формы оплаты труда: сдельная (по кол-ву и качеству продукции) и повременная (за отработанное время и качество продукции – почасовая, за неделю, за месяц)

Каждая из этих форм имеет систему оплаты:

– однофакторные системы (прямая сдельная, простая повременная)

– многофакторные системы (сдельная премиальная, повременно-премиальная, косвенно-сдельная, сдельно-прогрессивная и др.)

В РБ для начисления ЗП используются:

1. тарифно-квалификационный справочник (дается перечень профессий и требований к ним)

2. тарифная сетка (с указанием разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов)

3. тарифная ставка первого разряда (принимается правительством)

ЗПMi =KiT1, где 3ПMi – заработная плата за месяц, Кi- тарифный коэффициент, Т1 – тарифная ставка 1-го разряда

, МЧФ – месячный часовой фонд.


47. Рынок капитала: спрос, предложение и дисконтирование.

В теории и на практике капиталом называется любой ресурс, способный приносить доход.

Различают капитал:

1. физический (фонды предприятий (основные, оборотные), а также нематериальные активы)

2. человеческий (профессиональные знания, навыки, интеллектуальная собственность)

3. денежный (ссудный) (формируется из временно свободных денежных средств)

4. в виде ценных бумаг (ценные бумаги предприятий – акции, ценные бумаги банков – облигации)

Спрос на капитал – спрос на инвестиции для приобретения капиталов той или иной формы.

Инвестирование – процесс создания или увеличения капитала. Различают валовые и чистые инвестиции.

Валовые инвестиции – сумма амортизации и приращения капитала ВИ = А+∆D.

Чистая инвестиция: ЧИ = ВИ – А.

 

Спрос на капитал зависит от цены. Цена капитала – ссудный процент – это плата собственнику капитала за временное использование его средств:

– чем дороже капитал, тем меньше спрос.

 

Предложение на капитал – временно свободные денежные средства предприятий, граждан и государства, а также другие формы капитала, предлагаемые на рынке – чем дороже капитал, тем больше предложение.

Пусть I – деньги, которые вкладываются в банк под процент r (в сумме сложного процента ежегодные начисления делаются на возросшую сумму, а не на первоначальную), тогда через год вкладчик получит R1:

Через 2 года:

Через n лет: , где R1, R2, Rn – будущие доходы.

Современная стоимость будущих доходов получается путем дисконтирования доходов.

– коэффициент дисконтирования

– дисконтированная стоимость n-го года.

r – норма дисконта (банковский процент).

Дисконтируют не только доходы по банковским вкладам, но и доходы предприятий для оценки срока окупаемости инвестиций.


48. Рынок земли: спрос, предложение. Рента и ее виды.

Земля, как фактор производства в науке символизирует природные ограниченные ресурсы (земли с/х и промышленного использования, водные ресурсы, полезные ископаемые). Ограниченность земли превращает ее владельцев в монополистов. Специфической формой дохода от собственности на землю является рента.

Спрос на землю формируется в соответствии с законом убывающей предельной доходности (чем больше возделываются земли, тем меньше предельная доходность).

Предложение на землю в силу ее ограниченности совершенно не эластично.

Если увеличить спрос на с/х продукцию, то линия спроса на землю сместится вправо; если уменьшится – то влево. Соответственно цена на землю либо увеличится (R1), либо уменьшится (R2).

Различают абсолютную, дифференциальную и монопольную ренты:

Абсолютная рента – плата собственнику земли, если он реализует права собственника в рыночных отношениях (сдает в аренду, продает с/х продукцию).

Дифференциальная рента – образуется как разница между рыночной и индивидуальной ценой производства с/х товаров.

Индивидуальные издержки могут отличаться от рыночной цены по разным причинам. В этой среде выделяют диф. ренту(1) и диф. ренту (2).

Диф рента (1) возникает в связи с различным естественным плодородием почв и местом расположения (удаленность от рынка сбыта). Диф рента (2) возникает как результат вложения капитала в землеелие (высокоурожайные сорта, технологии, удобрения).

Монопольная рента – получают владельцы земли особого качества.

Помимо ренты существует арендная плата и цена земли.

Арендная плата включает в себя ренту, амортизацию и норму дисконта:

АП = R + A +r (%).

Рыночная цена земли равна сумме денег, которые принесут доход в виде процента, равного ренте:

ЦЗ = (рента / банковский %) * 100%.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 934; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.