Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внимание. Память

Внимание как психический процесс.

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на объекте.

На человека действуют одновременно множество раздражителей, но до сознания доходят лишь, что являются наиболее значимыми и оказываются в поле внимания.

Объектом внимания могут быть не только внешние предметы и действия, но и мысли, представления, переживания самого субъекта.

Доминанта внимания – временно господствующий в коре головного мозга очаг возбуждения.

Предельный минимальный вес мозга у мужчин – 1000г г, у женщин – 900 г, ниже которого наблюдается резкое падение умственных способностей.

И.П.Павлов (1849-1936 г.г.): закон индукции нервных процессов.

Возбуждение, возникающее в одной области КГМ, вызывает торможение в других ее областях – закон одновременной (параллельной) индукции.

Возбуждение области КГМ сменяется торможением в этой же области, при этом данный очаг имеет благоприятные условия для нового возбуждения – закон последовательной индукции.

Динамический стереотип – система процессов возбуждения и торможения, закрепленная в КГМ в результате воздействия регулярно повторяющихся раздражителей.

Выработка ДС требует определенного труда и времени.

Образованный ДС облегчает реакции на аналогичные раздражители, экономит энергию нервных клеток.

ДС приобретает очень устойчивый характер, для его замены требуется, по словам И.П.Павлова, «большой нервный труд».

Если при возбуждении нервной клетки расход ее вещества начинает угрожать ее жизни, то в ней развивается охранительное торможение (разновидность - сон). Гипнотический сон – это не такое полное торможение КГМ, как в обычном сне, участки, свободные от разлитого торможения, называются сторожевыми пунктами.

Существует несколько тормозных фаз КГМ.

Уравнительная фаза – реакции на сильные и слабые раздражители уравниваются. Сильные раздражители вызывают слабую реакцию утомленных нервных клеток, а слабые раздражители дают обычную реакцию.

Парадоксальная фаза – сильные раздражители вызывают еще более слабую реакцию, при этом на слабые раздражители клетки мозга реагируют по-прежнему. Получается, что реакция на сильные раздражители меньше, чем на слабые.

Ультрапарадоксальная фаза – любое положительное раздражение для бодрого состояния оказывается непереносимым для ослабленной клети, что она дает охранительную тормозную реакцию. При этом в корне изменяется реакция на тормозные сигналы. Тормозные раздражители дают положительную реакцию, а положительные раздражители любой силы приводят КГМ в тормозное состояние.

На этом основано действие гипноза: постоянное сильное воздействие на одну доминанту внимания заставляет отключаться остальную область КГМ, наступает гипнотический сон.

У доминирующего нервного центра есть способность накапливать в себе возбуждение и тормозить работу других нервных центров.

Доминанта, согласно А.А. Ухтомскому (1875-1942 г.г.) является физиологической основой внимания.

Внимание имеет социальную природу, порождено трудовой деятельностью и является важнейшей характеристикой трудового процесса.

Согласно взглядам И.М. Сеченова (1829-1905 г.) внимание носит рефлекторный характер. Развивая эту гипотезу, И.П. Павлов высказал гипотезу о том, что внимание обусловлено возникновением очага оптимального возбуждения в результате особого ориентировочного рефлекса. Микельанджело Боунаротти: «Рисуют головой, а не руками».

Современные технические средства позволяют измерять биотоки мозга и фиксировать доминанты внимания, что предвосхищал И.П.Павлов, говоря о «прозрачной черепной коробке», сквозь которую можно было бы видеть блуждающий очаг возбуждения.

Внимание возможно только на фоне общего бодрствования КГМ. Обнаружены специализированные нейроны внимания. Важную роль в регуляции внимания играет скопление нервных клеток в стволовой части мозга – ретикулярная формация, состоящая из нескольких систем активизации: ориентировочного рефлекса, защитного рефлекса, пищевого рефлекса.

Направленность внимания.

Непроизвольное внимание - возникает без волевых усилий при условии новизны, собственного интереса, сильного раздражителя. («Хочется»).

Произвольное внимание – возникает благодаря усилиям воли («Надо!»), есть цель и мотивация ее достижения.

Послепроизвольное внимание – усилие воли + интерес. Длительная сосредоточенность на объекте, несмотря на усталость (характерна для творческого сосотяния), формируется на основе произвольного внимания («Хочется и надо»).

Формы проявления внимания могут быть сенсорные, моторные и интеллектуальные.

Качества внимания:

устойчивость – длительное сохранение внимания,

переключение – при помощи воли, предохраняет от утомления,

широта внимания = объем внимания + его распределение:

распределение – способность держать в поле внимания несколько объектов одновременно, выполнять несколько действий сразу,

объем внимания – количество воспринимаемых объектов в единицу времени (5-7 объектов за 0,07-0,1 сек),

направленность –на внешние или внутренние процессы (экстравертность и интравертность),

активность – по степени включенности воли (простое и составное воление.)

Формирование внимания в учебном процессе.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Восприятие как процесс организации и интерпретации стимулов | Мнемонические процессы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.