Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уровни и формы научения. Критические и сензитивные периоды




Деятельностная теория обучения. Деятельностный подход к психике. Социальная природа развития человека. Единство материальной и психической деятельности.

Зона ближайшего развития. Роль ведущей деятельности в процессе развития. Обучение как активный процесс.

Гуманистическая психология. Роль личности обучаемого и его социального окружения. Концепция обучения и развития Л.С.Выготского. Особенности высших психических функций.

Теория социального научения. Имитация, подражание и идентификация как важнейшие социальные механизмы научения.

Бихевиористские теории обучения. Эрнеста Торндайка. Закон эффекта. Закон упражнения. Закон готовности. Принцип переноса навыка.

Ассоциативная теория обучения. Джон Стюарт Милль.

Лекция 3. Теории и методы обучения.

3. Основные положения гештальтпсихологии. Феномен инсайта и работа подсознания. Условия инсайта.

4. Когнитивные теории научения: обучение как информационный процесс.

 

1. Ассоциативная теория обучения. Джон Стюарт Милль.

До конца XIX века господствовала ассоциативная теория обучения. Ассоциация – основа обучение. Понятие введено Аристотелем.

Джорн Стюарт Милль:

«…Наши идеи и представления зарождаются и существуют в том порядке, в каком существовали ощущения, с которых они – копия.

Главный закон – ассоциация идей, а причин ассоциации, по-видимому, две: живость ассоциированных ощущений и частое повторение ассоциаций.

… Таким образом, а) длительность первоначальных впечатлений, их оживленность, частота, отсроченность во времени – вторичные законы образования и б) ассоциации по сходству, ассоциации по месту или времени, причинно-следственные ассоциации – первичные законы образования – все эти законы являются перечнем условий лучшего запоминания»

Ассоциативная психология рассматривала мышление как репродуктивную функцию памяти.

2. Бихевиористские теории обучения. Ортодоксальный бихевиоризм Дж. Уотсона. Опыты Эрнеста Торндайка. Закон эффекта. Закон упражнения. Закон готовности. Принцип переноса навыка.

Бихевиористские теории учения – характеризуются тем, что при анализе процесса учения учитываются только внешние воздействия – стимулы, и ответные реакции обучаемого. Полезны только те реакции, которые помогают приспосабливаться к окружающей среде.

Ортодоксальный бихевиоризм Дж. Уотсона. Научение – приобретение индивидуального опыта, осуществляется через закрепление навыков – упрочение связи «стимул-реакция». Таким образом возможно воспитать личность с заранее заданными качествами путем воздействия стимулами и закрепления полученных реакций.

В качестве основных законов образования и закрепления связи между стимулом и реакцией выделяются: закон эффекта, закон упражнения, закон готовности.

Закон эффекта гласит, что связь между стимулом и реакцией закрепляется, если после правильной реакции организм получает положительное подкрепление, ведущее к состоянию удовлетворения.

Отрицательное подкрепление, наказание, порицание, переживание разочарования и неуспеха разрушает образовавшуюся связь и приводит к ее уничтожению.

Закон упражнения заключается в том, что чем чаще во времени повторяется последовательность стимула и соответствующей реакции, тем прочнее будет связь.

Закон готовности указывает на зависимость скорости образования связи от ее соответствия наличному состоянию субъекта. Реакция человека или животного зависит от подготовленности его к этому действию. Э.Торндайк: «Только голодная кошка будет искать пищу».

Среди факторов научения Э.Торндайк выделил принцип переноса навыка. Такой перенос возникает при наличии идентичных элементов в различных ситуациях. Реально это способность находить у предмета новые системные качества. (Обезьяна Сара и вода – опыт демонстрирует отсутствие переноса навыка у животных).

Закономерность научения: знание результатов. Э.Торндайк: «Практика без знания результатов, как бы она не была длительна – бесполезна».

Бихевиористы отрицали работу сознания.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.