Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные положения гештальтпсихологии. Феномен инсайта и работа подсознания. Условия инсайта




Гештальтпсихология зародилась во Франкфурте-на-Майне в 1920 г.г., представители - Макс Вертгеймер (1880-1943 г.г.), Курт Коффка (1886-1941 г.г.) Вольфганг Келер (1887-1967). М.Вертгеймер в работе «Экспериментальное исследование видимого движения» обосновал концепцию фи-феномена: движение можно увидеть только при условии временного интервала между раздражителями, действующими на сетчатку глаза, это квантовое, целостное, неделимое явление. Сознание строится из кирпичей-ощущений и цемента-ассоциаций. Сознание – единственная психическая реальность. Восприятие является ведущим психическим процессом в развитии ребенка. Восприятие по принципу «фигура-фон» (Геттинген, Е.Рубин). Первичные целостные структуры – гештальты. Обучение не может ускорить процесс созревания и наоборот. Созревание гештальтов – главный процесс. Мгновенное, не зависящее от прошлого опыта субъекта переструктурирование гештальта Вольфганг Келер (1887-1967) назвал инсайтом (insight - усмотрение), то есть озарением. Это подчеркивало мгновенный, а не протяженный характер мышления (квантовый, скачками).

Гештальтпсихология исходит из понятия «гештальт» - целостная структура. Возникновение структуры – есть спонтанная, мгновенная самоорганизация материала в процессе его восприятия или припоминания, этот процесс происходит в соответствии с действующими независимо от человека принципами «сходства», «близости», «замкнутости», «хорошего продолжения», «хорошей формы» объекта восприятия.

Поэтому главной задачей в обучении является понимание и охват целого, общего соотношения всех частей целого. Это понимание возникает в результате мгновенного озарения или инсайта. Творчество основано на инсайте. Рафаэль во сне увидел Сикстинскую мадонну. Менделеев –периодическую таблицу химических элементов, Кекуле - идею бензольного кольца в виде змеи, кусающей свой хвост.

Курт Коффка утверждал, что многократное и бессмысленное повторение может привести только вред. Необходимо вначале понять суть действия, а потом уже повторять это действие.

Даже обучение путем подражания происходит не путем слепого бессмысленного копирования. У человека преимущественно понимание образца предшествует подражательному действию.

К.Коффка считал, что такие навыки, как речь, письмо могут быть усвоены только с помощью подражания. Ситуация обучения улучшается при наличии четкого образца для подражания. Копирование дает знание технических приемов.

Условия инсайта – в первую очередь сильная мотивация к достижении творческой цели, как следствие сильный эустресс творчества, а также до автоматизма доведенные технические навыки исполнения и обширная база воспринятых ранее образов, богатая когнитивная карта сознания.

 

4. Когнитивные теории научения: обучение как информационный процесс.

НеобихевиоризмЭ.Толмена, А.Халла, Д.Газри, Б. Скиннера изменил ортодоксальное содержание бихевиоризма Дж. Уотсона. Были введены понятия промежуточных переменных, познавательной (когнитивной) карты, матрицы ценностей, цели, мотивации, антиципации, управления поведением.

1) Когнитивный необихевиоризм. Э. Толмен – центральная категория образа.

2) Гипотетико-дедуктивный бихевиоризм: А.Халл – центральные категории мотивация и антиципация (предвосхищение).

3) Оперантный бихевиоризм Б.Скиннера: центральная категория управление поведением при помощи стимулов.

В необихевиоризме были уточнены законы упражнения и закон эффекта Э.Торндайка.

Закон эффекта или подкрепления соотносится не только с удовлетворением потребности, но и с подтверждением на основе антиципации когнитивной карты (влияние прошлого опыта все-таки играет роль)

Закон упражнения дополняется действием не только частоты повторения, но и образованием целостной гештальтструктуры, когнитивной карты, влияющей на эффективность обучения.

Когнитивные теории научения можно разделить на две группы:

а) информационные теории, учение – вид процесса восприятии и сохранения информации. Но познавательная деятельность не сводится к сбору и переработке информации. Человек – не компьютер.

б) когнитивный подход к обучению в пределах психологии – описывает этот процесс с помощью основных психических функций: восприятия, памяти, внимания, мышления.

Развитие личности связано с развитием познавательных процессов.

Человек – познающее, думающее существо, способное воспринимать и анализировать информацию и принимать целесообразные решения в сложных ситуациях, т.е. решать проблемы.

Реакция человека зависит не только от самой объективной ситуации, а от того, как воспринял, понял и оценил эту ситуацию сам человек, т.е. от его субъективной интерпретации ситуации.

После выполнения реакции человек анализирует, оценивает свои действия, на основе чего в дальнейшем он сможет скорректировать интерпретацию ситуации и тип собственной реакции.

Когнитивный психолог Дж. Брунер подчеркивает, что при изучении предмета нужно давать такие фундаментальные знания и основные навыки, которые позволяли бы в дальнейшем создавать широкий перенос, выходить за рамки полученных знаний.

Дж. Брунер выделяет в процессе овладения предметом – внутри него самого – три процесса, которые по его мнению протекают почти одновременно: 1) получение новой информации, 2) трансформация имеющихся знаний, их расширение, приспособление к решению новых задач, 3) проверка адекватности применяемых способов решения задачи.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 705; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.