Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гуманистическая психология. Роль личности обучаемого и его социального окружения. Концепция обучения и развития Л.С.Выготского. Особенности высших психических функций




Теория социального научения. Имитация, подражание и идентификация как важнейшие социальные механизмы научения.

Теория социального научения – показывает, что награда и наказание недостаточны для того, чтобы научить человека новому поведению.

Научение через имитацию, подражание, идентификацию – важнейшие формы научения.

Идентификация – процесс, в котором личность заимствует мысли, чувства и действия от другой личности, значимой для первой личности в социальном плане и выступающей в качестве модели.

Человек еще в раннем детстве понимает, что его личное благополучие зависит от его готовности вести себя так, как от него ожидают другие люди. Ребенок начинает осваивать действия, которые приносят удовлетворение ему самому и его родителям, обучается действовать «как другие».

Альберт Бандура включает в схему «стимул-реакция» 4 промежуточных процесса для объяснения, каким образом подражание приводит к формированию новой реакции.

1) Внимание ребенка должно быть обращено к действию модели-образца для подражания. Требования к модели – ясность, различимость, эмоциональная привлекательность, функциональное значение.

2) Память должна охранять информацию о воздействиях модели.

3) Наличие у ребенка необходимых сенсорных возможностей и двигательных навыков, позволяющих воспроизвести то, что он видит у модели подражания.

4) Мотивация должна определять желания ребенка выполнить то, что он видит у модели подражания.

Мотивация имеет решающее значение в обучении человека (а не просто «стимул-реакция»). Благоприятные условия и частичные препятствия делают обучение более эффективными.

 

 

 

С позиции гуманистической психологии каждому человеку присуща потребность в саморазвитии, самосовершенствовании.

Поэтому неправомерно сводить научение лишь к одним внешним воздействиям. Но внутренние воздействия человека есть результат ранее полученных внешних + его физические возможности.

Обучение, воспитание, образование – внешние по отношению к человеку силы. Но, поскольку с самого рождения человек имеет способность к развитию, то помимо приобретаемого «готового опыта» всего человечества, он приобретает и свой уникальный, неповторимый опыт и развивает себя сам. Поэтому основными факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, саморазвитие.

В зависимости от средств образовательного и воспитательного процесса можно различить типы воспитательных отношений:

1) человек–природа,

2) человек–человек,

3) человек–книга–человек,

4) человек–компьютер–человек.

Первые два типа нельзя исключать ни при каких условиях.

 

Концепция развития и обучения Л.С. Выготского (1986-1934 г.г.),

Лев Семенович Выготский сформулировал ряд законов психического развития ребенка. Детское развитие имеет свой ритм и темп, который изменяется в разные годы жизни:

· Год жизни младенца по совершенным открытиям больше, чем год жизни подростка,

· Развитие есть цепь качественных изменений, а психика ребенка принципиально отличается от психики взрослого,

· Закон неравномерности детского развития: каждая сторона психики имеет свой оптимальный период развития,

· Закон высших психических функций: высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения человека, и лишь потом они становятся индивидуальными функциями и способностями самого ребенка.

Сначала речь – это средство общения с другими людьми, и лишь потом в ходе развития ребенка она становится внутренней (к 4–5 годам) и начинает выполнять интеллектуальную функцию.

Отличительные особенности высших психических функций:

опосредованность, осознанность, произвольность, системность, они формируются прижизненно в процессе овладения техническими средствами общения и производства, также удовлетворения искусственных и естественных потребностей. Технические средства общения выработаны на протяжении жизни всего человеческого общества. Развитие высших психических функций происходит в процессе обучения, в процессе усвоения заданных стандартов поведения.

· Детское развитие подчиняется не биологическим законам, а общественно-историческим законам, развитие ребенка происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности.

Таким образом, движущая сила развития человека - это обучение.

 

7. Зона ближайшего развития. Роль ведущей деятельности в процессе развития. Обучение как активный процесс.

Обучение не тождественно развитию. Оно создает зону «ближайшего действия» – это расстояние между уровнем актуального, имеющегося развития ребенка и уровнем его возможного развития при содействии взрослых.

«Зона ближайшего развития – определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания, характеризует умственное развитие на завтрашний день».

Феномен зоны ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии ребенка (Л.С. Выготский).

Человеческое сознание не сумма отдельных процессов, а система, структура их.

Так, в раннем детстве в центре сознания находится восприятие, в дошкольном возрасте – память, в школьном возрасте мышление.

Все остальные психические процессы развиваются в каждом возрасте под влиянием доминирующей в сознании функции.

Процесс психического развития состоит в перестройке системной структуры сознания, которая обусловлена перестройкой смысловой структуры сознания, то есть уровнем развития обобщений.

Вход в сознание возможен только через речь и через язык. Переход от одной структуры сознания к другой осуществляется благодаря развитию значения слова-обобщения.

«Один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии». (Л.С.Выготский).

Дальнейшее развитие идей Выготского позволило прийти к следующим положениям:

Никакое воздействие взрослого на процессы психического развития не может быть осуществлено без реальной деятельности самого ребенка, и от того, как эта деятельность будет осуществляться, зависит результат психического развития ребенка. Процесс развития – это процесс самодвижения ребенка благодаря его деятельности с предметами, а факторы наследственности и среды - это всего лишь условия, которые определяют не саму суть процесса развития, а лишь его различные вариации в пределах нормы. Так возникла идея о ведущем типе деятельности как критерии периодизации психического развития ребенка (А.Н.Леонтьев)

Ведущая деятельность характеризуется тем, что в ней перестраиваются основные психические процессы и происходит изменение психологических особенностей личности на данных стадиях ее развития. Содержание и форма ведущей деятельности от конкретно-исторических условий, в которых происходит развитие ребенка.

Смена ведущих типов деятельности длительно подготавливается и связана с возникновением новых мотивов, которые побуждают ребенка к изменению его положения в системе отношений с другими людьми.

Разработка проблемы ведущей деятельности в развитии ребенка – фундаментальный вклад отечественных психологов в мировую детскую психологию.

В исследованиях А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, Л.Я. Гальперина была показана зависимость развития психических процессов от характера и строения различных типов ведущей деятельности.

В процессе развития ребенка вначале происходит освоение мотивационной стороны деятельности, иначе предметная сторона не будет иметь смысла, а затем операционно-техническая сторона.

В развитии мотивационная и операционно-техническая стороны чередуются (Д.Б.Эльконин).

При усвоении общественно-выработанных способов действия с предметами и происходит формирование ребенка, человека как члена общества.

Развивая идеи Л.С. Выготского, Д.Б.Эльконин рассматривает каждый возраст на основе критериев:

· социальная ситуация развития, т.е. система отношений, в которую вступает ребенок на данном этапе,

· основной или ведущий тип деятельности ребенка в этот период,

· основные новые достижения в развитии, которые ведут к неизбежному изменению в социальной ситуации и к кризису,

· кризис - переломные точки в детском развитии, отделяющие один период от другого,

· кризисы в 3 года и в 11 лет – это кризисы отношений, после чего возникают ориентации в человеческих отношениях, кризисы в 1 год и в 7 лет открывают ориентацию в мире вещей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.