Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельностная теория обучения. Деятельностный подход к психике. Социальная природа развития человека. Единство материальной и психической деятельности

Деятельностная теория обучения основывается на фундаментальных принципах:

1) Деятельностный подход к психике.

Развитие психики неразрывно связано с деятельностью человека. Деятельность – это процесс взаимодействия человека с окружающим миром, процесс решения жизненно важных задач.

Психика – это не просто картина мира, система образов, но и система действий. И хотя связь между образами и действиями является двухсторонней, ведущая роль принадлежит действию.

Ни один образ – чувственный или абстрактный не может быть получен без соответствующего действия субъекта.

Чувственный образ – результат действия восприятия.

Понятие – продукт познавательных действий человека, как практических, так и теоретических, направленных на объект, понятие которого должно быть сформировано.

Использование образа в процессе решения задачи происходит путем включения его в действие.

Следовательно, образ без действия субъекта не может быть ни сформирован, ни восстановлен, ни использован.

 

2)Социальная природа психического развития человека.

Прогресс в развитии человечества определяется не биологическими, а социальными законами.

Опыт человечества фиксируется не при помощи механизмов генетической наследственности, а при помощи закрепления в социальной памяти, в продуктах материальной и духовной культуры, в артефактах, языках, кодах, символах, знаках. Америнды средней полосы строили до прихода европейцев деревянные дома с деревянной резьбой, но после многократного разрушения их жилищ эта традиция была утрачена Попугаи, выращенные в инкубаторе, через 5 поколений все-таки строят гнезда из веток, а человек не сможет без обучения воссоздать техническую среду обитания, для гибели человеческого общества достаточно того, чтобы одно поколение не обучило своих потомков.

Человек не рождается с готовыми приемами мышления, с готовыми знаниями о мире и не открывает заново законы логики, точных и естественных наук, законы мышления - он усваивает опыт человечества, опыт общественно-исторической практики через освоение социальной памяти.

Учение и воспитание – это социально организованные виды деятельности, в процессе которой усваивается опыт предыдущих поколений, это процесс получения и передачи знаний.

Единство материальной и психической деятельности заключается в том, что оба эти вида деятельности имеют идентичное строение: цель + мотив + объект действия + последовательность и число операций + образец действия. В этом заключается активность конкретной личности.

Единство материальной и психической деятельности также заключается в том, внутренняя психическая деятельность есть преобразованная внешняя материальная деятельность, есть порождение внешней, практической деятельности.

Процессы учения и воспитания в практической психологии рассматриваются как деятельность.

Поэтому в процессе обучения перед педагогом стоит задача формирования конкретных видов познавательной деятельности.

Знания не могут быть не усвоены, ни сохранены без конкретных действий обучаемого.

Знание - это освоенная часть информации. Знать – это всегда выполнять действия, требующие данных знаний.

Перед обучением всегда стоит задача – сформировать такие виды деятельности, которые включают в себя заданную систему знаний и обеспечивают их применение в предусмотренных ситуациях.

Педагогическая психология исходит из того, что познавательные возможности не являются врожденными, а формируются в процессе обучения. Задача науки – выявить условия, обеспечивающие формирование познавательных способностей.

 

 

9. Уровни и формы научения.Критические и сензитивные периоды

Поскольку психическая деятельность вторична, новые виды познавательной деятельности нужно вводить в учебный процесс во внешней материальной форме.

Жизнь человека – это, прежде всего. непрерывная адаптация к условиям непрерывно меняющейся среды, это выработка новых форм поведения, направленных на достижение поставленных целей, это научение разнообразных форм.

а) Научение может осуществляться на разных уровнях:

· выработка реактивного поведения,

· выработка оперантного (управляемого) поведения,

· когнитивное научение,

· концептуальное научение.

Научение и созревание. (Созревание – процесс, запрограммированный в генах, при котором все особи данного вида, пройдя ряд сходных этапов последовательного обучения, достигают определенного уровня развития (зрелости)).

Научение не может быть эффективным, пока организм не достиг определенного уровня развития либо наоборот, уже прошел данный уровень, значит учиться надо вовремя.

Критические и сензитивные периоды – периоды в развитии, в которые наиболее легко осуществляются определенные виды научения. (пример как исключение - Боровиковский В.Л.)

Привыкание, сенсибилизация, формирование условных рефлексов возможны еще во внутриутробном развитии плода.

Научение путем проб и ошибок, формирование реакций и подражание возможны уже в первые дни жизни.

Викарное научение и подражание – возможно уже в 2-3.

Когнитивные способы научения – возможны с 5 лет.

Научение путем инсайта – с 1,5-2 лет.

Критический сензитивный период для освоения родного языка – с 1,5 до 2-х лет, иностранного языка от 3 до 5-6 лет.

Научение путем рассуждения эффективно с 12 лет, только тогда человек подходит к проблемам абстрактно, проверяя гипотезы и выводы из них.

Сензитивный период для формирования профессионального мышления 20-25 лет. В студенческом возрасте выражены различные формы когнитивного обучения.

Сензитивный период – это временной диапазон, максимально чувствительный и благоприятный для развития функции психики, способности. Сензитивным периодом в развитии речи является возраст от 9 месяцев до 2-х лет. Речевая функция развивается и до и после, но именно в этот период у ребенка должен быть обязательно опыт общения в большом объеме. Во всех культурах сензитивный период развития речи один и тот же.

Критический период – это диапазон развития, когда функция психики или способность могут быть реализованы только в этот период. Критические периоды – очень редки, например, развитие стереоскопического зрения определяется периодом с 13 недель до 2-х летнего возраста. Косоглазие, травма одного глаза, катаракта врожденная не дадут возможности в дальнейшем развить стереоскопическое зрение, и в более позднем возрасте это компенсировать уже будет невозможно.

Кризисные этапы развития у Л.С. Выготского соответствуют скорее сензитивным периодам.

Ж. Пиаже выделял четыре основные стадии развития: стадию сенсомоторного интеллекта (от рождения до 2-х летнего возраста), стадия дооперационального мышления (от 2-х до 7 лет), стадия конкретных операций (от 7 до 11 лет), стадия формальных операций (11-12 до 14-15 лет).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Гуманистическая психология. Роль личности обучаемого и его социального окружения. Концепция обучения и развития Л.С.Выготского. Особенности высших психических функций | Структура личности. Деятельностная теория личности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.