Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Познание. Познание. Общая характеристика.

Модуль III. Лекция 10.

10.04.2013

Познание. Общая характеристика.

Человек отличается от других существ тем, что способен осознавать бытие. Осознание заключается в том, что человек может в субъективной форме воспроизводить мир вещей, состояний, процессов. Он также может отличать себя от данных ему находящихся вокруг объектов.

Познание – процесс творческой деятельности людей, направленный на приобретение знаний.

Знание – результат познавательной деятельности, который выражается в идеальных образах (понятия, теории, представления и т.п.) и закрепляется в знаках естественных или искусственных языков.

Познание в мире существует в разных видах, например:

· Обыденное познание

Основано на повседневном бытие человека, а также на здравом смысле.

· Художественное познание

Для него характерно осмысление и отражение действительности в чувственно-образной форме.

· Научное познание

Отличается системностью, обоснованностью, а также применением специально разработанных методов и приемов познания.

Каждый из видов познания имеет свою специфику, свои особенности. Но кроме особенностей, любая познавательная деятельность обладает общими характеристиками, закономерностями и проблемами.

 

К общим проблемам познания можно отнести следующие:

· Проблема природы познания;

· Вопрос о соотношении знаний и реальности;

· Каков механизм познания;

· Этапы познания;

· Закономерности познавательной деятельности;

· Основные методы познания;

· Что такое истина и каков ее критерии;

· Каковы условия достижения истины и др.

Все общие познавательные вопросы являются предметом исследования гносеологии.

Гносеология – наука о познании.

Гносеология очень тесно связана с онтологией. Основные проблемы онтологии (бытие, материя, движение, субстанции) и ее категории используются в познавательном процессе, а значит, все они имеют гносеологическую сторону, и наоборот, все гносеологические категории и принципы имеют свое онтологическое обоснование.

Познавательную деятельностью изучает не только гносеология, но и ряд специальных наук, таких как лингвистика, физиология, языкознание, психология (психология мышления, восприятия, когнитивная психология). Но все эти специальные науки исследуют лишь какие-то отдельные стороны, части единого процесса. Они не ставят и не решают коренные, фундаментальные проблемы познания, этим (т.е. фундаментальной проблематикой) занимается гносеология.

Исходной проблемой гносеологии является проблема познаваемости мира.

Проблема познаваемости мира.

Указанная проблема может иметь разные формулировки в философии, например, познаваем ли мир, способен ли человек в своих представлениях и понятиях составить верную характеристику мира и др. Большинство философов на подобные вопросы дают положительный ответ; человек обладает необходимыми способностями для познания мира. Например, Беркли, считая, что мир познаваем, дает свою позицию субъективного идеализма, Гегель – объективного идеализма, Фейербах и марксистская философия основываются на позициях материализма. Данная позиция носит название гносеологического оптимизма (гностицизм).

Противоположная позиция, где отрицается познаваемость мира, называется агностицизм (с греч. «аgnostos» – недоступный познанию). Говоря об агностицизме, важно отметить, что будет ошибочно трактовать его как учение, полностью отрицающее познание мира. Точнее агностицизм можно определить как учение, отрицающее возможностью достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы, общества, мышления.

Элементы агностицизма содержались уже в релятивизме древнегреческих софистов.

Релятивизм – методологический принцип, состоящий в признании условности и относительности наших знаний.

Софизм – одно из направлений в древнегреческой философии, существовавшее в V-IV вв. до н.э.

Одним из ярких представителей является Протагор; он сформулировал критерий истины: «человек есть мера всех вещей». Протагор принимает идею Гераклита о том, что мир текуч, и все вещи в нем находятся в постоянном изменении. Он говорит, что «раз все вещи изменчивы, то и знания о таких вещах изменчивы и текучи, а значит, о всякой вещи можно сказать двояко и противоположным образом, следовательно, в мире нет ничего истинного, как нет и ничего ложного. Мнений об одной и той же вещи будет столько же, сколько и людей, воспринимающих эту вещь. Как кому кажется, так и есть на самом деле».

Релятивизм софистов послужил непосредственным источником античного скептицизма.

Скептицизм – философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания действительности.

Представителем античного скептицизма является Пиррон. Он считает, что вещи не могут быть постигнуты ни чувством, ни разумом, а потому мы не можем предпочесть какое-либо знание о них. Ученик Пиррона, Тимон, говорил: «Акуна матата. Я чувствую, что вещь сладка, но не знаю, сладка ли она на самом деле».

Если логическое познание основывается на доказательстве, значит, предполагается истина, на которую доказательства опираются как на свое основание, но эта истина сама должна быть обоснована другой истиной, и поэтому никакое суждение нельзя признать истинным.

Ни софисты, ни скептики не отрицали познание полностью; они отрицали возможность истинного, достоверного познания, его общезначимость. Софисты и скептики в познании выделяют субъективную сторону, а также указывают на относительный характер знаний, который обусловлен изменчивостью вещей. В этом они правы. Не правы же они в том, что полностью игнорировали относительную устойчивость вещей, а также объективное содержание наших ощущений и восприятий.

В философии и науке релятивизм и скептицизм сыграли положительную роль: они поставили под сомнение все то, что раньше принималось на веру без всякого рационального обоснования. Более того, следует помнить, что скептицизм является неотъемлемой частью философии: сомнения, критика, отрицание направлены на преодоление догматизма, абсолютизации истины. Это сохраняет знание от застойных процессов, оно не выливается в догматы.

Скептицизм в крайней форме смыкается с агностицизмом. В наиболее последовательной форме агностицизм проявлялся в скептицизме Юма. Если древние скептики не сомневались в существовании объективного мира, они ставили под вопрос лишь истинность знания об этом мире, то Юм поставил под сомнение существование уже самой объективной действительности. Все наши знания – это чувственные восприятия, за пределы которых мы не можем выйти, поэтому нельзя судить о том, каково отношение между опытом и реальностью, как и о самой реальности.

Кант, в отличие от Юма, признает существование объективного мира – он носит название «мира вещей в себе». Но Кант считает, что этот мир закрыт для человека принципиально.

Ни Кант, ни Юм полностью не отрицают возможность познания, они ограничивают возможность познания только чувственным восприятием.

Во второй половине XIX-XX вв. позиция агностицизма характерна для ряда течений и некоторых естественнонаучных теорий. Например, физиологический идеализм, теория иероглифов.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
II. Закон перехода количественных изменений в качественные | Субъект и объект познания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1655; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.