Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сознание

Лекция 14.

15.05.2013.

Единство абсолютного и относительного в истине.

Релятивизм и догматизм – крайние гносеологические позиции. Обе позиции односторонние; это вытекает из противопоставления абсолютного и относительного.

Проблема понимания абсолютного и относительного в истине основана на понимании истины как процесса.

Гегель, размышляя об истине, писал: «Истина не есть отчеканенная монета, которая может быть дана в готовом виде и в таком же виде спрятана в карман».

Знания пополняются, преодолеваются заблуждения, знание движется от истин относительных к истинам абсолютным

Относительная истина – это правильные в своей основе положения, которые являются неполными, неточными, и которые углубляются и уточняются.

Например, по такому пути развивалось знание людей о строении материи. Для античности это была истина, но истина относительная. Дальше эта истина углубляется, уточняется. На основании примеров развития научного знания можно утверждать, что сомневаться в существовании относительных истин нет оснований.

А не являются ли все наши знания относительными? Существует ли абсолютная истина?

Абсолютная истина – это знание, тождественное своему объекту, и поэтому оно не может быть опровергнуто в ходе дальнейшего развития познания.

К абсолютным истинам могут быть отнесены истины факта с точки зрения его констатации. Таковы обычно установленные даты конкретного события. Абсолютными можно считать истины, которые содержат знание определенных сторон, свойств, закономерностей действительности, выражающее вечное и непреходящее. Например, такими истинами являются мировые физические константы. Эти и подобные им истины называют вечными. Это примеры истин абсолютных.

Соотношение абсолютных и относительных истин.

При диалектическом подходе абсолютная и относительная истины – это 2 стороны объективной истины. Относительные знания содержат в себе момент знания абсолютного, и абсолютное знание складывается из суммы относительных истин.

 

Различные подходы к объяснению сознания.

Проблема сознания остается одной из самых трудных, т.к. сознание не имеет свойств материальных предметов, сознание не воспринимается органами чувств, его нельзя ощутить, увидеть, взвесить, но при этом человек чувствует, переживает, обладает волей, памятью, интуицией, способен совершать целенаправленные действия.

В древности, чтобы объяснить человеческие способности, было использовано представление о душе. Душа представлялась как некая таинственная сила, руководящая человеком, пока он бодрствует, и оставляющая его на время сна. Когда человек умирает, душа окончательно покидает его тело. Душа наделась независимым от тела существованием, она обладала бессмертием, способностью переселения в другие тела. Эти представления о душе, возникшие в глубокой древности, явились предпосылкой для более поздних религиозных представлений о душе как о Божьем Даре.

В рамках религиозного сознания говорится о том, что Бог, создав человека из праха земного, вдохнул в него искру бессмертного Божественного Духа – душу, руководящую человеком. Этот дух объясняет все человеческие способности. В религии духовные способности человека, его различные социальные действия стали объяснять, используя понятия Бога, души, духа.

В философии для того, чтобы дать объяснение духовному началу в человеке, используется ряд собственных категорий: мышление, разум, воля, сознание, психика, ум, интуиция и другие. В зависимости от характера философского учения данные понятия трактуются как идеалистические или как материалистические.

· Объективный идеализм духовное начало в человеке объясняет с помощью безличностного субъекта, надиндивидуального сознания, которое объявляется первоосновой всего сущего. Гегель, Платон, Шопенгауэр.

· Субъективный идеализм духовное, сознательное в человеке объясняет как психическую деятельность индивида, объявляя ее единственной реальностью и основой всего сущего.

· Материалисты стремятся дать естественное объяснение духовному началу, выдвигая и развивая положения зависимости сознания от материи.

Данная зависимость понималась по-разному:

Ø Милетская школа. Представители данной школы наделяют душой любое материальное тело. Это называется гилозоизмом. Бруно, Спиноза, Дидро разделяют эту позицию.

Ø С появлением научной базы появляются более аргументированные теории.

С современной точки зрения сознание не имеет сверхъестественного происхождения и внеприродного существования. Также сознание не является свойством всей материи, как утверждали гилозоисты. Современная философская и научная позиция выражается в следующем: сознание – это свойство особым образом организованной материи. Этой материей является человеческий мозг.

Сознание как свойство мозга. Лекция по биологии…

Как утверждают материалисты, сознание и психическая деятельность зависят от мозга. Многочисленные примеры, факты доказывают, что при серьезном повреждении отдельных участков головного мозга нормальная работа человека становится невозможной. Например, при повреждении лобных долей мозга человек утрачивает способность контролировать собственные действия; при повреждении затылочных долей наблюдается нарушение ориентации в пространстве; при алкогольном опьянении и отравлении происходит нарушение координации движений и помутнение рассудка вплоть до понимания философии и осознания смысла бытия, отключения сознания.

Аристотель: «Пьянство – добровольное умопомешательство».

Философы-материалисты утверждают, что мозг является материальным органом сознания, а сознание – функцией мозга.

Павлов, во-первых, экспериментально доказал, что психическая деятельность имеет своей основой физиологические процессы, которые протекают в коре больших полушарий головного мозга; во-вторых, он создал учение о 2 сигнальных системах, которые помогают понять психическую деятельность человека и ее отличие от психической деятельности животных. Первая сигнальная система представляет собой реакцию нервной системы на непосредственное воздействие предметов внешнего мира. Вторая сигнальная система – это реакция на слово, а слово представляет собой обобщающий сигнал, который заменяет собой конкретный предмет, «сигнал сигнала». Благодаря второй сигнальной системе у человека формируется абстрактно-логическое мышление, которое принципиально отличает человеческое мышление от мышления других животных. Высшие животные обладают лишь наглядно-образным предметным мышлением.

Сознание как отражение.

Если сознание – это свойство материального органа, то не является ли оно само материальным? В XIX веке положительный ответ на этот вопрос дали немецкие философы Фохт и Молешотт, представители вульгарного материализма. Они рассматривали сознание как секрецию мозга. Фохт: «Мысль находится почти в таком же отношении к головному мозгу, как желчь – к печени». Данная мысль критикуется.

Большинство философов-материалистов считают, что психическая деятельность основывается на физиологических, биофизических и других процессах. Но при этом, сама психическая деятельность нематериальна. Она идеальна. Сущностью этой деятельности является отражение объективного мира в идеальных образах, формирующихся в сознании.

Механизм рождения идеальных образов.

Исходный пункт есть некий предмет, некая вещь со свойствами, которые воздействуют на органы чувств; возникает раздражение, которое по нервным каналам передается в кору больших полушарий головного мозга. Там возникают различные физиологические процессы, которые все вместе являются материальной основой для ощущений, восприятий и представлений. 3 перечисленных категории, в свою очередь, являются основой абстрактного мышления.

Благодаря языку материальные образы возникают в результате воздействия не только реальных предметов, но и их заменителей, т.е. слов. Идеальные образы являются результатом взаимодействия объекта или его заменителя с органами чувств. Механизм преобразования материального в идеальное пока еще изучен недостаточно, но тем не менее, есть полное основание утверждать, что идеальный образ, во-первых, не обладает материальными свойствами того предмета, который он отражает, а во-вторых, не обладает материальными свойствами нервной системы и мозга, с помощью которых он появляется. Представления, ощущения, восприятия, понятия – это лишь образы вещей, но не сами вещи. Сознание является высшей формой отражения, которая развилась из более простых форм в процессе длительной эволюции.

Отражение как универсальное свойство материи.

Отражение – атрибутивное, всеобщее свойство материи соответствующим образом реагировать в момент взаимодействия явлений, вещей, процессов, людей друг с другом.

На каждом уровне структурной организации материи отражение имеет свою специфику:

1) На уровне неживой природы характерна моментальность, непосредственность и тотальность отражения. Как известно, сила действия предполагает силу противодействия, поэтому отражение в неживой природе имеет разные варианты в интервале от сохранения структуры объектов взаимодействия до ее деформации и даже полного разрушения. В результате взаимодействия в неживой природе возникают следы. Например, следы стихийных явлений, следы в буквальном их значении.

2) На уровне живой природы отражение становится регулятором адаптивного поведения. На этом уровне отражение приобретает информационный характер. Причем эволюция биологического отражении предполагает усложнение и возрастание объема информации. Самой простой формой отражения является раздражимость, которая характерна для растений и простейших. Но все эти вещи являются физиологическими реакциями, допсихической формой отражения, не связанной с формированием идеального образа. На более высоком уровне организации живого появляется новое свойство – чувствительность (способность отражать свойства предметов в форме ощущений). Именно здесь мы имеем дело с начальной формой психики.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Единство объективного и субъективного в истине | Общество как исторический процесс
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.