Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Использование программированного обучения в школе

Принципы конструирования процесса обучения

Основной задачей дидактики является поиск различных вариантов схем учебного процесса с тем, чтобы прийти к наиболее эффективному и теоретически обоснованному пути движения учеников от незнания к знанию. Решение этой задачи сводится к раскрытию принципов конструирования процесса обучения, выявлению составных частей – звеньев учебного процесса с их специфическими функциями. Заметим, что в каждом звене реализуются общие задачи обучения: усвоения знаний, развитие мышления и речи учащихся, воображения, памяти и т. д. В то же время каждое отдельное звено выполняет специфические функции.

Звено – отдельная составная часть процесса обучения, которая представляет собой виток спиралеобразного его движения. Каждое звено можно охарактеризовать особым видом познавательной деятельности учеников в соответствии с его специфическими функциями. Полноценные знания, умения и навыки, высокий уровень общего развития учащихся и их идейная направленность достигаются в работе тех учителей, которые в совершенстве овладели принципами конструирования учебного процесса и оперируют вариантами сочетания его звеньев. В целом учебный процесс оказывается бесплодным при неполноценности отдельного звена, но и правильное выполнение отдельных процессов, расположенных хаотично, не приносит положительного эффекта, как в отношении усвоения знаний, так и общего развития учащихся. К звеньям учебного процесса относятся:

1) постановка проблемы и осознания познавательных задач;

2) восприятие предметов и явлений, формирование понятий, развитие наблюдательности, воображения и мышления учащихся;

3) закрепление и совершенствование знаний, привитие умений и навыков;

4) применение знаний, умений и навыков;

5) анализ достижений учащихся, проверка и оценка их знаний и выявление уровня умственного развития.

Процесс обучения в той или иной предметной области характеризуется определенной последовательностью, закономерным переходом от одних фактов, понятий и законов к другим. Материал каждой отдельно взятой темы, усвоенный учащимися, призван приводить их к новым, более сложным темам. Цельность учебного процесса поддерживается единством ведущих идей науки, которые проявляются по мере изучения нового материала. Всякое преподавание ведется от созерцаемого к понимаемому, от конкретного к абстрактному, от явления к принципу или закону, от фактов к теории.

Программированное обучение определяют как дидактическую систему, при которой учебный процесс осуществляется учителем по специально разработанной индивидуальной программе, содержащий запланированный учебный материал, разделенный на небольшие порции и предписания о порядке и характере действий каждого обучаемого и позволяющий осуществлять постоянный контроль за усвоением учебного материала. При программном обучении учитель сообщает первую часть материала и объясняет ее, ставит контрольный вопрос, сообщает вторую часть материала. Основные идеи программированного обучения не новы. Толчком к их развитию и объединению в систему стало некоторое несоответствие между состоянием так называемых традиционных методов обучения и ростом объема знаний, подлежащих усвоению.

При всей эффективности индивидуального обучения, традиционные методы преподавания не сдают своих позиций (они выигрышны за счет своей массовости). В условиях классноурочной системы учитель не имеет возможности полностью перейти на индивидуальное обучение, поэтому при построении урока он ориентируется на «среднего» ученика. Также не представляется возможным следить за поэтапным уровнем усвоения нового материала. Именно поэтому появилась необходимость создания нового метода, в котором материал дается не непрерывным потоком, а небольшими, логически связанными между собой дозами. Качество усвоения каждой такой дозы своевременно проверяется. То есть, говоря терминами кибернетики, метод программированного обучения обеспечивает устойчивую обратную связь в процессе обучения. То есть отличительной чертой программированного обучения является индивидуализация учебного процесса в условиях классноу-рочной системы. Определяют программированное обучение как пооперационно контролируемое формирование знаний, умений и навыков.

Как и другие методы, программированное обучение наряду с бесспорными достоинствами имеет ряд недостатков. Подобные вид работы не является универсальным для каждого класса, поэтому требует разработки своего подхода к каждому учебному коллективу, тщательной поэтапной проработки всего хода урока, четкой и бесспорной логики изложения материала. А это, в свою очередь, требует затраты не только физической силы, но и времени.

Введение в практику учителя новых информационных технологий (создание компьютерных классов, использование электронных учебников и обучающих программ) позволит учителю использовать программированное обучение в своей повседневной работе, что поможет перейти к более индивидуальной работе с учениками.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Интенсификация процесса обучения | Отбор материала для организации проблемных уроков, требования к нему
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 605; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.