Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для контроля. Октябрь принялся хозяйничать в литературе, сортировать и тасовать её




Литература 1917-20гг.

Поэзия

Октябрь принялся хозяйничать в литературе, сортировать и тасовать её. Рушится быт, понятия, вкусы. “ Земля встает дыбом – все переворотилось, сдвинулось со своих мест”, - В.Полонский. Лидеры большевиков представляли новую культуру более высокой, чем старая.

Сложность литературной обстановки выразилась в наличие многочисленных литературных течений и группировок. Продолжал существовать футуризм, который в начале XX века распался на ветви: конструктивизм, ЛЕФ и др. На первый план выдвигаются пролетарские писательские организации. Поэзия заняла важное место, была ведущей. Группа «кузница» пропагандировала пролеткульт.

Первые послереволюционные годы народ с оружием в руках отстаивал свои завоевания. Формировалась литература с ведущим методом – соц.реализмом. Революция поставила перед писателем вопрос: с кем он? Ответ на этот вопрос и определял позиции литературных направлений. Главной темой является: революция и гражданская война.

Именно поэзия была самым ярким явлением в литературе. В лирике преобладало эмоциональное восприятие, восторженное прославление. Главным героем часто была масса, воспевалась красота освобожденного труда, городов, заводов.

В развитие советской литературы после Октябрьской революции значительный вклад внесли: А.Блок, С.Есенин, В.Маяковский. Развивалось и творчество “комсомольских поэтов”- Безыменский, Светлов. Поиски романтического в новой действительности ощущается в поэзии Н.Тихонова, М.Светлова. Первые шаги в поэзии делают: А.Сурков, П.Васильев и др. Развивается национальная поэзия.

Поэзия Д.Бедного - ведущее место - обозначилась пролетарская струя. «Проводы» (Е.Придворов). В годы гражданской войны у Д.Бедного вышло 45 книг. Поэма «Главная улица». Маяковский в эти годы: «Левый марш», «Ода революции», народной песня стала «Проводы»(1915г). Есенин понимает революцию как крестьянский рай: «Анна Снегина». И крестьянская поэзия: Клюев, Клочков, Орешин. А.Блок – поэма “12”. В.Брюсов принял революцию, стихи этой поры: “Товарищам интеллигентам”, ода “Труд”.

 

Проза

В литературе о гражданской войне распространились натуралистические подробности: обилие крови, насилия, грубого секса.

Если в романе «Чапаев» и «Разгром» отдельные судьбы героев, то у Серафимовича «Железный поток» создается конкретно исторический образ массы. Этим он сближается с писателями первых послеоктябрьских лет (Малышкиным). Но стремлением преодолеть абстрактное видение народа решительно отличается от своих предшественников.

Показан процесс становления образа и народной массы. Образ железного потока формируется в результате преодоления людьми огромных трудностей, в желании достигнуть поставленных целей, соединиться с силами Красной Армии.

От страницы к странице усиливается трагизм. Серафимович показал конкретный характер жизненной народной драмы. Народная душа вместила не только ожесточение, но и способность к сочувствию, к сопереживанию. Душа не ожесточилась в борьбе.

Писатели (Фурманов, Серафимович, Фадеев) не ставили точку в конце слова «борьба». В контексте их художественного творчества, в художественном сознании писателей 20-х годов, всегда после этого слова было продолжение – представление о ценностях: совестливость, благородство, покаяние…

Автор сосредоточил внимание на начальном и заключительном этапе развития характера, сам процесс выпал (например: Фурманов говорил, что Чапаев не верил газетному, письменному слову, но под влиянием разговоров с Клычковым, Чапаев преодолевает такое отношения, но как это произошло, мы не видим). Так же и с верой в Бога. В «Чапаеве» нет психологической глубины характера. «Разгром» в этом плане несколько по-другому представлен. Та же задача: создать образ героя времени, показать человека из народа (Морозку) и «правильного» человека Левинсона. Создавая образ Левинсона, Фадеев вступает в полемику с распространенным изображением большевика как “железного человека”. У Фадеева Левинсон – обычный, неказист на вид. Сила его в силе духа, близости к людям, в чутком сердце. Суровая действительность заставляет Левинсона делать жестокий выбор. Фадеев избирает особую ситуацию: ориентирует читателя на события лета-осени 1919 г – времени разгрома партизанских отрядов на Дальнем Востоке. Трагическая ситуация – разгром партизанского отряда – вынесена в заглавие. Автора интересует кризисная ситуация, как проявляет себя человек в экстремальных условиях. В сюжете “Разгрома” главную роль играют не батальные сцены, а повествование об отдельных героях, отсюда и названия глав. Фадеев отказался от тех обширных комментариев эволюции характера, событий, т.е. отказался от публицистического начала, характерного для “Чапаева”. На первом плане – самораскрытие героя через его речь, поступки, через сравнение с другими героями.

Сегодня очевидно, что границы имен, произведений и проблем, затронутых в учебной и научной литературе, и относящихся к 20-м годам, следует расширить. Наряду с Горьким, Маяковским, Есениным следует рассматривать творчество: Платонова, Булгакова, Ахматовой, Мандельштама и многих других.

В 20-е годы было многообразие жанровых и стилевых поисков: социалистический реализм – Горький; реализм – Толстой; философская проза - Булгаков, Платонов; романтизм – А.Грин, Б.Лавренев.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1210; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.