Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Найм, подбор, отбор, расстановка и адаптация персонала




Процесс найма персонала; Внешние и внутренние источники привлечения персонала; 4 модели замещения вакантных должностей; Содержание и принципы отбора персонала; Этапы отбора на работу претендента.

 

Наем персонала – это комплекс мероприятий, направленных на привлечение соискателей предлагаемой работы, обладающих не­обходимыми для выполнения данной работы характеристиками. Наем работников направлен, прежде всего, на удовлетворение количественной и качественной потребности организации в персонале.

Процесс найма персонала включает в себя реализацию мероприятий по подбору и отбору персонала (рис. 25).


Рис. 25. Процесс найма персонала

Выделяют два основных типа возможных источников привлече­ния персонала:

- внешние;

- внутренние источники.

Внешние источники:

- свободный рынок труда;

- родственные предприятия;

- биржи труда;

- посреднические фирмы по подбору персонала;

- коммерческие учебные центры;

- учебные заведения различных уровней подготовки.

Достоинства этого типа источников:

- более широкие возможности выбора;

- появление новых импульсов для развития организации;

- абсолютное покрытие потребности в персонале;

- уменьшение вероятности возникновения интриг внутри организации.
Основные недостатки внешних источников:

- более высокие затраты на привлечение кадров и организацию процедуры отбора;

- возможные трудности адаптации (как новых сотрудников к коллективу, так и коллектива к ним);

- высокая степень риска при прохождении испытательного срока;

- рост текучести кадров.

Внутренние источники:

· перемещение персонала с участков работы, имеющих резервы кадров на выдвижение;

· переподготовка, высвобождение работников.

Преимущества их использования заключаются в следующем:

- появляются шансы для служебного роста;

- повышается степень привязанности к организации;

- улучшается социально-психологический климат на производстве;

- нет необходимости нести затраты на привлечение кадров;

- претендентов на должность хорошо знают в организации, а они, в свою очередь, хорошо знают организацию и ее сотрудников;

- сохраняется уровень оплаты труда, сложившегося в организации;

- освобождаются должности для роста молодых кадров данной организации;

- сложившаяся кадровая ситуация характеризуется высокой сте­пенью управляемости;

- целенаправленно повышается квалификация персонала.

Среди недостатков можно выделить:

- ограниченные возможности для выбора кадров;

- вероятность появления напряженности и соперничества в кол­лективе;

- отсутствие притока «свежих сил».

В России основными источниками найма персонала являются: объявления в газетах, по радио, телевидению, в Интернете; службы по трудоустройству.

В США наиболее распространенными являются следующие ис­точники:

- рекомендации друзей и родственников;

- рекомендации консультационных фирм, специализирующихся на поиске и продвижении персонала;

- объявления, реклама;

- источники внутри компании;

- инициативные письма-обращения о приеме;

- инициативные звонки по телефону в компании.

Процесс замещения вакантной должности руководителя или специалиста включает такие этапы как:

- разработка требований к должности, определяющих направле­ния дальнейшего поиска претендентов;

- широкий поиск претендентов, направленный на привлечение как можно большего числа кандидатов, отвечающим требова­ниям для участия в конкурсе;

- проверка претендентов с использованием ряда формальных методов в целях отсева худших, проводимая службой управле­ния персоналом;

- отбор на должность из числа нескольких лучших кандидатур, осуществляемый, как правило, руководителем организации на основе заключений кадровых служб, данных различных прове­рок и испытаний.

Существует 4 основных модели замещения вакантных должно­стей:

- замещение вакансии опытными руководителями и специалистами, подбираемыми вне организации;

- замещение молодыми специалистами, выпускниками вузов;

- продвижение на вышестоящую должность «изнутри» организации;

- создание должности под конкретного специалиста (руководителя).

Отбор персонала представляет собой процесс, с помощью которого предприятие или организация выбирают из ряда заявителей одного или нескольких, наилучшим образом подходящих под критерии отбора на вакантное место, принимая во внимание ус­ловия текущей обстановки (см. рис.26.).

 

Рис. 26. Содержание и принципы отбора персонала

 

Главная цель отбора заключается в том, чтобы принять на ра­боту сотрудников, наиболее отвечающим стандартам качества работы, выполняемой организацией.

Для обеспечения беспристрастности проводимой процедуры отбора применяются принципы:

- комплексности, предполагающий всестороннее исследование и оценку личности (биографических данных, уровня профессио­нальных знаний, деловых и личных качеств, профессиональ­ной карьеры, состояния здоровья);

- объективности, означающий справедливую оценку кандидата;

- научности, предполагающий использование при подготовке и проведении отбора последних научных достижений и новей­ших технологий;

- непрерывности, согласно которому должна проводиться посто­янная работа по отбору лучших специалистов и формированию кадрового резерва на руководящие должности.

Критерии отбора должны всесторонне раскрывать личность претендента на работу. Основными критериями отбора персона­ла служат:

- полученное образование (во внимание принимаются продолжительность и содержание образования, его соответствие предпо­лагаемой деятельности);

- практический опыт и уровень знаний (один из показателей продолжительности опыта работы – это трудовой стаж, изме­ряемый общим временем работы в организации и на опреде­ленной должности);

- здоровье (критерием служат физические и медицинские харак­теристики преуспевающих работников, если большинство со­трудников им соответствуют; учитываются сила, выносливость, общее состояние здоровья);

- личные характеристики. В личные характеристики входят:

• возраст;

• семейное положение;

• отношение к труду;

• общественно-гражданская зрелость;

• организаторские способности;

• умение своевременно и самостоятельно принимать и реализовывать решения;

• морально-этические качества;

• психологический.

Профессиограмма представляет собой перечень требований, предъ­являемых к кандидату данной профессии, (специальности и должности, см. рис. 27).

Содержание профессиограммы раскрывает:

- особенности и требования профессии;

- характеристики процесса труда;

- санитарно-гигиенические условия труда;

- психофизиологические требования профессии к работнику;

- профессиональные знания и навыки;

- требования к подготовке и повышению квалификации кадров.

 

 

Рис. 27.Содержание профессиограммы

 

Каждый этап отбора представляет собой стадию, на которой отсеивается часть претендентов или они сами отказываются от дальнейшего участия в конкурсе. Основные этапы отбора при приеме на работу следующие:

üпредварительная отборочная беседа. Этот этап направлен на выяснение первичной информации о претенденте:

- уровне его образования;

- личностных качеств;

- внешнего вида;

- умения себя подать;

- коммуникативных навыков;

üсоставление анкеты соискателя. Этот этап направлен на отсев наименее подходящих кандидатов и определение круга факто­ров, нуждающихся в особо пристальном изучении. Анализ ан­кетных данных должен выявить:

- соответствие уровня и характера образования претендента минимальным квалификационным требованиям;

- наличие практического опыта;

- готовность к принятию дополнительных нагрузок (сверх­урочных работ, командировок);

- круга лиц, которые могут дать рекомендации претенденту, предоставить дополнительную информацию;

- личностные качества и источники мотивации;

- факторы, препятствующие работе;

üсобеседование. В ходе собеседования проводится комплексное наблюдение за претендентом. Учитываются:

- что и как говорит соискатель;

- каково его поведение;

- полнота получаемой о претенденте информации (если ее недос­таточно, задаются дополнительные вопросы и делаются за­просы);

üтестирование. Направлено на оценку знаний, способностей и склада ума, необходимых для эффективного выполнения работы;

üпроверка рекомендаций и послужного списка. Этот этап прово­дится посредством изучения отзывов, рекомендательных писем с предыдущего места работы, а также с помощью обмена мне­ний с предыдущим руководителем по телефону;

ü принятие решения о приеме (см. рис. 28).

 

 

 

Рис. 28. Основные этапы отбора на работу претендента

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 6160; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.