КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие и характерные черты исполнительной власти
Исторический экскурс. Бахрах Д.Н. называет эмбрионом исполнительной власти административную (управленческую) власть, которая появилась как власть вожака (старейшины и т.д.), развивалась с возникновением государства и концентрировалась в последующем в одних руках (одновременно законодательствовала и судила). И только со временем эволюционировала, отделяя от себя законодательную и судебную, превратившись в демократическом обществе в исполнительную власть, связанную рамками закона. Но исполнительная власть подчинена закону, а не органам законодательной власти. Социальное значение исполнительной власти: п риоритет в организации и ответственность за состояние общества в первую очередь возлагается на исполнительную власть. Обоснование – кибернетический подход к социальному управлению. И.Л. Бачило отмечает, что кризис в обществе – это результат неправильно установленного соотношения властей и неправильной организации государственного управления в широком смысле слова. «Если государство является эпицентром публичного управления делами общества, то исполнительная власть является эпицентром практического, организационного влияния государства на состояние всех сфер общественной жизни». Понятие исполнительной власти в учебной литературе раскрывается через перечисление основных черт, но нигде не предлагается какого-либо определения. Конституция РФ не содержит определения. По этому поводу К.С. Бельский высказывает гипотезу о том, что при написании Конституции у авторов не было четкого представления и концепции исполнительной власти, а также в книгах по данному вопросу не содержится самой концепции, а есть только соображения о том, как следует исследовать данный феномен.
При определении сущности исполнительной власти в литературе по теории государства и права и по конституционному праву внимание акцентируется на разделении властей, на взаимоотношениях ветвей государственной власти, о сущности же говорится, что ее предназначение – это исполнение законов (то есть, прямо исходя из буквального толкования названия), указывается также на подзаконный характер деятельности. В литературе исследуется преимущественно системно-структурный аспект – органы, их система, полномочия и т.д. Этот подход и отражен в Конституции РФ, где в главе об исполнительной власти закрепляется статус Правительства РФ. Однако уже в XIX веке государствоведы отмечали недостаточность и слишком общий характер этого определения, указывая на предметный (управленческий) характер и многообразие этой деятельности. К.С. Бельский предлагает в качестве отправной точки в исследовании данной проблемы использовать понятие функций как основных, ведущих направлений этого вида деятельности (то есть отталкиваться от основного содержания деятельности). Он выделяет две группы функций: 1 группа – это функции-цели (то есть, для чего государству нужна исполнительная власть); 2 группа – это функции-направления деятельности и правовые средства их осуществления. 1 группа – функция охраны общественного порядка и общественной безопасности, регулятивно-управленческая, защита прав и свобод граждан. 2 группа – нормотворческая, применение норм права, юрисдикционная. Этот подход может быть предметом для обсуждения на семинаре. Характерные черты исполнительной власти: · Исполнительная власть – относительно самостоятельная ветвь единой государственной власти. Относительная самостоятельность может рассматриваться в организационном (как формируется) и в функциональном аспекте (как функционирует).
Это означает также, что никакой орган иной ветви власти не вправе принимать на себя функции и полномочия исполнительной власти, а орган исполнительной власти не вправе передавать их другому. · Исполнительная власть – вид государственной власти. Это означает: - акты обязательны для всех; - их исполнение обеспечивается государственным принуждением; - осуществляется уполномоченными субъектами государства; - в формах, опосредованных правом и установленных государством. · Две предыдущие черты характеризуют положение исполнительной власти в системе государственной власти, следующая черта характеризует ее главное предназначение (цель, миссия) – это исполнение (реализация) законов, иных нормативных актов. Некоторые авторы называют это качество организационным содержанием деятельности. Для этого исполнительная власть осуществляет: нормотворчество, применение (исполнение), принуждение (юрисдикция). · Универсальный характер деятельности во времени и в пространстве. Исполнительная власть распространяется почти на все сферы и уровни общественной жизни. Некоторые авторы называют это масштабностью деятельности. · Непрерывность функционирования. · Предметный характер деятельности – наличие ресурсов, объектов управления, всего, что требуется для организации исполнения законов. · Подзаконный характер. · Наличие внутриорганизационной управленческой деятельности. · Специальные формы и методы деятельности (процедуры, акты). · Наличие специального профессионального аппарата – государственных служащих. · Содержание исполнительной власти образует система определенных функций. Функции изменяются, как и формы, и методы, в новых условиях – информационное обеспечение, прогнозирование, программирование, создание инфраструктуры, контроль и надзор и т.д. Прогнозирование – научное предвидение изменений в развитии каких-либо событий, процессов на основе полученных данных. Планирование – определение направлений, целей, пропорций, темпов и конкретных количественных и качественных показателей развития тех или иных процессов. Организация – формирование управляющей и управляемой системы, упорядочение структуры, определение строения чего-либо, взаимодействия и связи частей.
Регулирование – установление режима какой-либо деятельности без прямого влияния на ее содержание. Руководство – определение общего направления поведения объектов, постановка целей. Оперативное распорядительство – издание ненормативных распоряжений, влияющих на оперативную деятельность управляемых объектов. Координация – согласование деятельности различных объектов. Контроль – установление соответствия или несоответствия фактического состояния объекта заданному. Учет – выработка и фиксация выраженных в количественной форме данных о деятельности объекта.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 290; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |