Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды контроля и надзора за законностью в деятельности органов исполнительной власти

Виды контроля в зависимости от субъектов:

а) контроль Президента РФ;

б) контроль органов законодательной (представительной) власти;

в) контроль органов исполнительной власти;

г) прокурорский надзор;

д) судебный контроль;

е) общественный контроль.

Президентский контроль в сфере государственного управления, в

соответствии со ст. 80 Конституции РФ, обусловлен конституционным статусом Президента как главы государства, гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

Президентский контроль может осуществляться в двух основных формах: непосредственный контроль Президента и опосредованный контроль через соответствующие президентские структуры.

В соответствии со ст. 83 Конституции РФ, Президент РФ осуществляет контрольные полномочия при формировании Правительства РФ и других федеральных органов исполнительной власти, а также при назначении должностных лиц, в частности, председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров, при формировании Совета Безопасности и Администрации Президента, назначении высшего командования Вооруженных Сил, а теперь – и при представлении кандидатур губернаторов законодательным органам субъектов РФ.

Президент РФ имеет возможность осуществлять постоянный контроль за законностью актов органов исполнительной власти. Им могут быть в соответствии со ст. 115 ч. З Конституции РФ отменены постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и Указам Президента. В соответствии со ст. 85 ч. 2 Конституции РФ и ст.29 п. 1 Закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 г. (с изменениями и дополнениями от 29 июля 2000г.) Президент РФ вправе приостанавливать действие акта органа исполнительной власти субъекта РФ в случае противоречия этого акта Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Контроль через соответствующие структуры может осуществляться, в частности:

а) главным контрольным управлением Администрации Президента;

б) полномочным представителем Президента в федеральных округах;

в) Управлением Администрации Президента по работе с обращениями граждан;

г) Комиссией при Президенте по правам человека и др.

Парламентский контроль, так же, как и президентский, осуществляется в двух формах: непосредственно и через соответствующие органы.

Конституция РФ в статьях 102, 103, 106 предоставила Федеральному Собранию РФ возможности для контроля за федеральными органами исполнительной власти, которые заключаются в следующем:

- участие в назначении председателя Правительства РФ и председателя Центрального Банка;

- рассмотрение законопроектов, в том числе о бюджете; Заслушивание отчета об исполнении бюджета;

- направление вопросов и депутатских запросов членам Правительства РФ;

- решение вопроса о доверии Правительству РФ;

- принятие законов и постановлений.

К органам, через которые осуществляется парламентский контроль, можно отнести:

а) Счетную палату Федерального Собрания РФ;

б) Уполномоченного по правам человека;

в) различные комитеты и комиссии, которые создаются Федеральным Собранием РФ.

Контрольные полномочия законодательных органов субъектов РФ закреплены соответствующими конституциями и уставами.

Так, например, в соответствии со ст. 29 ч. 2 Устава Красноярского края, «Законодательное Собрание края помимо законотворческой деятельности осуществляет контроль за исполнением законов края администрацией края в пределах и формах, определенных настоящим Уставом и принимаемыми на его основе законами края».

Помимо этого, Законодательное Собрание края:

- по представлению Губернатора края посредством законовпринимает краевой бюджет, вносит в него изменения и утверждения, а также утверждает отчет о его исполнении;

- определяет организацию и порядок деятельности Счетной палаты края;

- направляет Губернатору края, его заместителям, руководителю органа администрации края письменные запросы или письменные интерпелляции;

- утверждает первых заместителей Губернатора края, руководителей органов исполнительной власти в области экономики и финансов;

- заслушивают отчет Губернатора края, его заместителей, руководителя органа администрации края о положении дел в подведомственных им отраслях и сферах один раз в год.

Контроль органов исполнительной власти. Функции контроля могут осуществлять Правительство РФ, федеральные службы (министерства и федеральные агентства не обладают такими полномочиями, кроме внутриорганизационного контроля), а также органы исполнительной власти субъектов РФ.

Контроль органов исполнительной власти можно разделить на: а) общий (осуществляется органами общей компетенции –Правительством и т.д.); б) специальный (ранее он назывался надведомственный); в) внутриведомственный (он похож на общий, но осуществляется не органами общей компетенции, а любыми органами за подведомственными им объектами)

Общий контроль предполагает обследование целого комплекса вопросов деятельности подконтрольных объектов. Его осуществление связано с деятельностью органов исполнительной власти общей компетенции: Правительства РФ и высших органов исполнительной власти субъектов РФ. В соответствии со ст. 114 Конституции РФ и ст.ст. 4, 19, 44 ФКЗ «О Правительстве РФ», Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан и иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами и Указами Президента. Оно в пределах своей компетенции организует исполнение законов, Указов Президента и международных договоров, осуществляет систематический контроль за федеральными органами и органами исполнительной власти субъектов РФ, принимает меры по устранению нарушений действующего законодательства. Правительств может отменить или приостановить действие актов федеральных органов исполнительной власти или внести предложение Президенту РФ о приостановлении действия этих актов в случае их противоречия Конституции РФ, законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Ведомственный (внутриведомственный) контроль – контроль вышестоящих федеральных органов за подведомственными объектами, входящими в его систему.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Способы обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти | Судебный контроль. Понятие административной юстиции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 601; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.