Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Телевизоры в стране радиолюбителей




Система телевещания, официально начавшая жизнь в нашей стране 1 октября 1931 г., должна была прирастать двумя взаимосвязанными частями: охватывающими территорию СССР телепередающими центрами и постоянно увеличивающейся аудиторией телезрителей. О развитии отечественных ТВ-центров говорилось в предыдущем разделе; вслед за Москвой, Ленинградом, Одессой телепередатчики появились в Новосибирске, Нижнем Новгороде, Томске и других городах. Сложнее обстоял вопрос с ростом телезрительской аудитории. Желающие увидеть новое чудо научно-технического прогресса должны были иметь возможность приобрести телевизионный приемник, а это как раз оказалось большой проблемой.

Судя по документам, разработка опытных образцов телевизоров в нашей стране не отставала от создания передающей аппаратуры. На Всесоюзной конференции по телевидению, состоявшейся в Ленинграде в 1931 г., НИИ связи представил две модели телевизионных приемников, предлагавшихся для внедрения в производство. Еще один действующий образец телевизора участникам конференции продемонстрировал будущий академик А.Л.Минц, выступавший от завода им. Коминтерна [13]. Сложные в производстве и дорогостоящие телеприемники-"тумбочки" не имели перспектив производства: покупателей на них практически не было. Для массового выпуска нужно было предложить максимально простое в изготовлении, доступное рядовому советскому человеку устройство. Таким устройством стал "телевизор для индивидуального пользования", разработанный в 1932 г. ленинградским инженером А.Я.Брейтбартом [14]. Его телевизор имел две существенные особенности. Прежде всего, это был не телевизор, а малогабаритная ТВ-приставка к радиоприемнику. Кроме того, данная телевизионная приставка была выполнена таким образом, чтобы достаточно квалифицированный радиолюбитель мог собрать и приладить ее к подходящему радиоприемнику своими силами.

Последнее обстоятельство оказалось очень важным для дальнейшей судьбы отечественного телевизора. Завод им. Коминтерна, взявшийся за освоение телевизора А.Я.Брейтбарта, смог выпустить в 1932 г. лишь небольшую партию таких ТВ-приставок. В последующие четыре года производства телевизионных приемников в нашей стране не было. Серийный выпуск ТВ приставок Б-2 был организован в нашей стране лишь в 1936 г., когда малострочное телевидение с механической разверткой изображения во всем мире доживало свои последние дни.

Рис. 6. Л.Я. Брейтбарт - автор первого массового оптико-механического телевизора Рис. 7. Набор приемной аппаратуры с механической разверткой. Внизу - радиовещательный приемник. Вверху - радиорепродуктор и телевизионная приставка Б-2

Отсутствие телевизионных приемников заводского изготовления не могло остановить многочисленных энтузиастов в их стремлении стать телезрителями. В СССР продолжался бум радиолюбительства, и в любом уголке страны можно было найти человека, знакомого с радиотехникой. Интерес к телевидению подогревался журналистами, зачастую знакомыми с новым достижением техники весьма поверхностно. Вот, например, с какими советами обратилась к своим читателям газета "Вечерняя Москва" в 1931 г., через два дня после начала регулярных опытных телевизионных передач:

"Ежедневно с 24 до 0.30 ночи с радиостанции МОСПС производится передача в эфир движущихся изображений (телевидение).

Делайте телевизоры (приемники изображений), настраивайтесь на волну в 379 м!

Смотрите! Смотрите! Передает Москва!

Вы не знаете, как делать телевизор? На днях мы расскажем об этом в газете" [15].

Неизвестно, пришлось ли автору этой заметки нести ответственность за свои опрометчивые обещания, поскольку описание устройства телевизора в газете не появилось. Однако радиолюбители горели желанием увидеть "передачу движущихся изображений", они были готовы изготавливать техническую новинку своими руками. Редакция специализированного журнала "Радио Фронт" получала многочисленные письма читателей, в которых содержалась просьба помочь преобразовать радиоприемник в телевизор. Некоторые из писем удивляют наивностью технических представлений их авторов:

"У меня приемник ЭЧС-2 и киевский динамик. Вчера, к моему удивлению, услышал, что сейчас выступят артисты Художественного театра, и их можно не только услышать, но и увидеть. Я смотрел со всех сторон в динамик, потом в приемник, но ничего не увидел. Главное, не знаю, куда смотреть. Очень прошу сообщить, когда вы передаете телевидение, - куда нужно смотреть..." [16].

Идя навстречу пожеланиям трудящихся, журнал начинает печатать материалы, которые должны не только объяснить, как работает телевизионная приставка, но и помочь обычному радиолюбителю изготовить ее самому. Телевизионная приставка к радиоприемнику Б-2, по мысли ее автора А.Я.Брейтбарта, должна была включать в себя неоновую лампу, диск Нипкова, ведущий и синхронизирующий двигатели, генератор строчной развертки. Вращающиеся детали нужно было устанавливать на точно изготовленных валиках, скорость вращения диска Нипкова необходимо было строго синхронизировать с передающей станцией.

Однако снабжать радиолюбителей полным набором аппаратуры в планы промышленности не входило. В продажу поступали неоновые лампы; несколько радиомастерских освоили изготовление небольших (диаметром 190 мм) дисков Нипкова из плотной черной бумаги. Найти ведущий, а тем более синхронизирующий двигатели простому любителю было практически невозможно.

На помощь пришел все тот же журнал "Радио Фронт". Автор статьи "Простейший любительский телевизор" Д.Сергеев предложил "радиолюбителям-одиночкам" доступный, хотя и несколько экзотичный, способ придать диску Нипкова необходимую скорость вращения. Д.Сергеев высказал убеждение, что настоящий энтузиаст может вообще обойтись без электродвигателей, приводя в движение механическую часть телевизора собственными руками. Для этого автор статьи предлагал использовать приводную ручку и маховик от швейной машины. Маховик крепился на одном валу вместе с диском Нипкова, что должно было придать диску устойчивость вращения. Необходимые 12,5 оборотов в секунду диска Нипкова "радиолюбитель-одиночка" мог получить, равномерно вращая приводную ручку, реквизированную у швейной машины, со скоростью 50 об/мин, (передаточное число ременной передачи составляло 1:15) [17]. Чтобы удержать на какое-то время телевизионную картинку, последователю метода Д.Сергеева приходилось хорошо потрудиться.

В 1936 г. завод им. Козицкого наконец начал серийный выпуск малогабаритных телевизоров Б-2, представлявших собой радиоприемник с телевизионной приставкой конструкции А.Я.Брейтбарта [18]. Размер изображения на экране этого телевизора составлял 16x12 мм. Использование линзы (лупы) позволяло увеличить картинку в 2-2,5 раза. Практически смотреть передачи по телевизору Б-2 мог только один человек. Неоновая лампа, использовавшаяся в телевизоре в качестве источника света, давала оранжево-красноватое свечение, поэтому в тот период отечественное механическое телевидение было черно-оранжевым.

Интерес к телевидению в радиолюбительских кругах обгонял задержавшееся промышленное освоение телевизионных приставок, и выпущенная в 1936 г. серия приемников не могла удовлетворить потребности города и села. Журнал "Радио Фронт" вместе с группой специалистов продолжал изыскания в области телевизионного творчества, результатом чего стала опубликованная в 1937 г. статья "Колхозный телевизор".

"В деревне, в особенности в деревне, удаленной от городов, - говорилось в статье, - телевизор является в полном смысле этого слова «окном в мир». Те возможности, которые предоставляет телевизор сельскому жителю, настолько велики и очевидны, что не нуждаются в многословном пояснении. Лаборатория телевидения «Радиофронта», перед которой была поставлена задача сконструировать колхозный телевизор, после некоторых экспериментов остановилась на «патефонном варианте». Опыты показали, что вполне удовлетворительное качество изображения можно получать при вращении диска телевизора при помощи пружинного патефонного механизма" [19].

В "колхозном" варианте корпус диска Нипкова крепился к патефону, который становился таким образом приводом механической части телевизора. Осью вращения для диска служили вязальные спицы, крепежом - велосипедные ниппели. Линза для экрана - ею служило стекло от очков +9 диоптрий - увеличивала изображение до размера примерно 3 х 4 см *.

 

* Спустя годы "патефонная идея" по сходным причинам возродилась применительно к магнитофонам. В середине пятидесятых годов массово выпускались насадки на патефоны с механизмом лентопротяжки и магнитным головками. Все это вместе с коробочкой лампового усилителя называлось "МП-2" - V.V.

 

Большое впечатление производит перечень затрат на покупку деталей для создания "колхозного телевизора". Авторы проекта не включили в перечень патефон, решив, по-видимому, что он и так найдется в любом колхозе.

1. Ниппели от "Рекорда" или подобные им - 8 шт. по 50 коп. 4 руб.

2. Спицы вязальные - 3 шт. по 10 коп. 30 коп.

3. Алюминий листовой размером 150 х 100 х 2(3) мм - 1 шт. 50 коп.

4. Алюминий или прессшпан размером 650 х 600 х 0,3 (1) мм 2 руб.

5. Линза (+9 диоптрий) - 1 шт. 2 руб.

6. Диск Нипкова от телевизора Б-2 - 1 шт. 1 руб. 50 коп.

7. Неоновая пятачковая лампа - 1 шт. 3 руб. 10 коп.

8. Подсобный мелкий материал 1 руб.


Итого 14 руб. 40 коп.

 

С вводом в строй в 1938 г. телецентров электронного ТВ в Москве и Ленинграде встал вопрос о целесообразности дальнейшего использования системы оптико-механического телевидения. Как уже говорилось, зарубежные страны к тому времени прекратили механическое телевещание. Пойти сразу по этому пути в нашей стране означало признать, что организованный всего лишь год назад серийный выпуск механических телевизоров Б-2 - ошибка планирования. К тому же, в результате развернувшегося творчества народных масс, в стране появилось большое количество самодельных радио-телеприемников, настроенных на передачи оптико-механического телевидения. "Катодных" же телевизоров, предназначенных для приема электронного ТВ, было выпущено мало. В этой ситуации было принято решение: продолжать малострочное механическое телевидение для дальнего вещания на длинных и коротких волнах, одновременно развертывать многострочное электронное ТВ для местного вещания на УКВ. В результате механическое телевещание в СССР существовало примерно 10 лет (в Москве до 1 апреля 1941 г.).

Рис. 8. Колхозная телевизионная установка, 1937 г.

Оптико-механическое телевидение не имело существенных перспектив развития из-за недостаточной чувствительности телепередатчика, низкой разрешающей способности системы, крайне малого размера изображения. Известный отечественный специалист С.И.Катаев назвал механическое телевидение "суррогатной разновидностью (телевидения". Но для истории техники отклонения от "столбовой дороги" научно-технического прогресса представляют особый интерес.

К оптико-механическому телевещанию общество пришло после полувека изысканий, опытов, проектов осуществления "видения на расстоянии". Характерной чертой развития техники служит практическое использование того, что осуществимо и эффективно в данный момент, даже при наличии более перспективных, но труднореализуемых проектов. "Суррогатные", по нынешним понятиям, телевизионные устройства десятилетия назад были результатом взлета мысли и являлись закономерной вехой в истории данной области науки и техники.

Неслучайным было и появление в стране в 1930-е гг. любительских телевизоров с деталями от швейных машинок, патефонов и велосипедов. История техники неразрывно связана с социально-экономическим развитием страны, и создание такого рода устройств лишний раз подчеркивает эту связь. Нельзя не отметить и тот факт, что техническое творчество масс способствовало в дальнейшем появлению в нашей стране большого числа квалифицированных изобретателей и ученых.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.