Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Спрос на капитал и его предложение

Спрос на капитал предъявляют фирмы. В его основе лежат те же принципы, правила, которые характерны для рынка труда (впрочем, как и для любого факторного рынка), а именно:

- объем спроса на физический капитал носит производный характер, то есть зависит от спроса на конечную продукцию, произведенную с его использованием;

- максимизация прибыли достигается в точке равенства MRP (предельного продукта капитала в денежном выражении) и MRC (предельных издержек на приобретение материального ресурса – физического капитала) (рис. 12.1).

 

C, P MRP MRC

 

PK E

 

 


0 KE K

Рис. 12.1. Спрос на физический капитал

Определив, таким образом, оптимальную требуемую величину физического капитала, фирма должна принять решение: будет ли она ждать, пока у нее образуется необходимая для покупки сумма денег (за счет прибыли или продажи какого-либо имущества), или обратится на рынок ссудного капитала за «покупкой» требуемой суммы. Ее привлекает не только производительная сила физического капитала, но и временные предпочтения.

Временные предпочтения – это склонность ценить сегодняшние блага выше, чем будущие.

Например, детям не терпится получить подарок до праздника, а студентам – зачет-«автомат» до сессии, а предпринимателям – производительные ресурсы до того, как у них появятся собственные средства для их покупки.

Все, сказанное выше, позволяет понять механизм формирования спроса на капитал. Логика рассуждений такова:

1) непосредственному «походу» фирмы на рынок ссудного капитала предшествуют два этапа: определение объема производства, максимизирующего прибыль, и выбор величины физического ресурса капитала, обеспечивающего производство этого объема;

2) условие выбора оптимального объема производства известно как MC = MR;

3) условие выбора оптимального объема ресурса также известно, это MRP = MRC;

4) для бизнеса «время – деньги» поэтому, руководствуясь временными предпочтениями, на основе принятых ранее решений, предприниматель формирует спрос уже на финансовые ресурсы, или инвестиции.

Можно считать, что спрос на капитал различается по содержанию и по форме проявления. По содержанию это спрос на физический капитал, позволяющий фирмам реализовывать свои инвестиционные проекты (увеличивать выпуск, расширять ассортимент, выпускать новый продукт и т.д.), а по форме проявления – это спрос на инвестиции, то есть на финансовые средства для приобретения необходимого объема физического капитала (рис. 12.2).

i(%)

 
 

 

 


DK

I


Рис. 12.2. Спрос на инвестиции

 

Предъявляя спрос на рынке инвестиций, фирма при определении величины спроса на них, будет руководствоваться, прежде всего, размером процентной ставки, то есть ценой, которую придется заплатить за пользование денежными средствами, взятыми в аренду. Как видите, зависимость между величиной спроса и ставкой процента – обратная.

Предложение капитала возникает со стороны домашних хозяйств, а также фирм и государства в том случае, если они имеют временно свободные денежные средства. Источником этих средств служат сбережения всех перечисленных субъектов экономики. Рассмотрим механизм формирования предложения капитала со стороны домохозяйств.

Решение о том, превращать ли сбережения в инвестиции, и если да, то, в каком объеме, также сопряжено с подготовительным периодом. Оно связано с определением альтернативной стоимости той суммы денег, которая находится у человека в виде сбережений, то есть тех потерь, которые потребитель несет, временно отказавшись от своих сбережений ради получения дополнительного дохода. Как их измерить? Они будут представлять собой те доходы, которые можно было бы иметь, если бы сбережения были потрачены самостоятельно. Например, их можно было бы вложить в акции и получать дивиденды, или купить на них квартиру и сдавать ее в аренду, получая арендную плату. Тогда альтернативными издержками упущенной выгоды будут эти упущенные доходы. Как показано на графике (рис. 12.3), чем больше сумма сбережений, тем больше предельные издержки упущенной выгоды.

MOC SK

 

I

Рис. 12.3. Предложение капитала

 

Домашние хозяйства, владеющие капиталом в форме вложенных денежных средств, предоставляют их в пользование бизнесу и получают доход в форме процента на вложенные средства.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие капитала и его структура | Процент как цена капитала. Дисконтирование
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.