Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическое значение фонетики

Аспекты изучения звукового материала

1) с точки зрения их физических (акустических) признаков

2) с точки зрения работы, производимой человеком при их произнесении и слуховом восприятии, т.е. в биологическом аспекте

3) с точки зрения их использования в языке, их роли в обеспечении функционирования языка как средства общения.

Последний, третий аспект исследования звуковой материи языка, который можно назвать функциональным, выделился в современном языковедении в особую область - фонологию. Некоторые ученые рассматривают фонологию как отдельную от фонетики дисциплину, оставляя на долю фонетики только два первых аспекта исследования. В действительности, однако, все три стороны в исследовании звуковых единиц и звуковых явлений теснейшим образом связаны между собой, и потому более правильно рассматривать фонетику как единую науку, а фонологию - как ее неотделимую часть и организующее ядро. По существу, никакое фонетическое исследование не может быть успешным без определенной функциональной, фонологической перспективы, без выяснения того, несет или не несет изучаемое явление в данном языке функциональную нагрузку, и если несет, то какую именно.

    1. Разработка правильной методики обучения письму и чтению
    2. Постановка произношения при изучении неродного языка
    3. Создание рациональной системы письма для бесписьменных языков
    4. Успешное лечение дефектов речи

Связь фонетики с другими разделами языкознания

Фонетика имеет огромное значение для развития всех отраслей языкознания. Ключевая роль фонетики в современной лингвистике объясняется тем, что фонетика имеет дело с языковой субстанцией. Звуковой материал представляет собой физическую данность. Ее можно регистрировать и измерять с помощью аппаратуры. Поэтому фонетика раньше и больше других областей языкознания продвинулась на пути превращения в точную науку. Фонетика располагает наиболее точными методами лингвистического исследования. Для других разделов языкознания она служит образцом точного изучения фактов.

 

  1. Акустический аспект в изучении звуков языка.

Каждый звук, произносимый нами в речи, есть физическое явление - колебательное движение, передаваемое через упругую среду (воздух) и воспринимаемое человеческим слухом. Это колебательное движение характеризуется определенными физическими свойствами. Их изучает раздел физики - акустика. Поэтому этот аспект фонетики называется акустическим.

Акустическими характеристиками звука являются сила, тон и тембр.

· Сила звука зависит от амплитуды колебания: чем больше амплитуда, тем сильнее, громче звук.

· Тон звука зависит от частоты колебания: чем больше частота, тем выше звук. Колебания могут быть равномерными, периодическими, и тогда звук называют музыкальным тоном (или просто тоном), например, звук струны скрипки. Если колебание является неравномерным, непериодическим, мы имеем дело с шумом, например, звук удара молотком. В звуках языка используются и элементы тона и шума. Звуки речи классифицируются по преобладанию в них тона и шума (акустическая классификация звуков)

 

Акустическая классификация звуков

1) Гласные - это тона, глухие согласные - это шумы;

2) В звонких согласных сочетается тон и шум;

3) В сонантах преобладает тон, в звонких шумных преобладает шум.

 

· Тембр - это окраска звука. Кроме основного тона, который создается колебаниями голосовых связок в целом, в звуки речи входят обертоны, которые создаются колебаниями отдельных частей голосовых связок. Сила обертонов мала по сравнению с силой основного тона, но когда они проходят через ротовую или носовую полость, то некоторые из них усиливаются. Происходит явление резонанса. Форма и объем ротовой полости может быстро меняться и усиливать то одни, то другие обертоны. Благодаря этому создается богатство звуков речи. Кроме того, ротовая и носовая полость совершенно индивидуальны, поэтому голос каждого человека имеет неповторимое своеобразие.

 

  1. Биологический аспект в изучении звуков языка.

Каждый звук, произносимый нами в речи, есть не только физическое явление, но также результат определенной работы человеческого организма. Кроме того, звук воспринимается на слух, что также связано с определенными процессами в организме человека. Рассмотрение звуков языка и речи с точки зрения процессов, происходящих в организме при произнесении этих звуков и при их восприятии, составляет содержание биологического аспекта в изучении звуков. Биологический аспект подразделяется на произносительный и перцептивный.

Для того чтобы человек произнес тот или иной речевой звук, необходимо следующее:

1) Из головного мозга посылается определенный импульс. Импульс исходит из так называемого моторного центра речи - зоны Брока. Она находится в 3-ей лобной извилине левого полушария.

2) Импульс передается по нервам к органам, выполняющим данную команду.

3) Создается воздушная струя. В ее создании участвуют легкие, бронхи, а также диафрагма и грудная клетка.

Большинство звуков, используемых в языках мира, в норме произносится на выдохе, т.е. с помощью воздуха, выдыхаемого из легких. Наряду с этим возможно произнесение тех же звуков на вдохе (например, в русском языке - в некоторых междометиях, иногда во взволнованной речи). В ряде языков существуют особые «щелкающие» согласные, образуемые не с помощью дыхания, а при всасывании воздуха в результате сокращения различных мускулов в полости рта (в русском языке «щелкающий» согласный используется в междометии сожаления, передаваемой на письме как ц-ц-ц!)

4) Вступают в работу произносительные органы.

Произносительные органы: гортань, голосовые связки, глотка, носовая полость, увула (язычок), нёбо, альвеолы, язык, зубы, губы.

Совокупность работ дыхательного аппарата и движений произносительных органов, необходимая для произнесения соответствующего звука, называется артикуляцией этого звука.

 

На основании того, какие органы речи работают и как они работают, построена артикуляционная классификация звуков речи.

Артикуляционная классификация звуков речи:

1. членение на гласные и согласные. Гласные образуются в том случае, если струя воздуха свободно проходит через носовую или ротовую полость, не встречая на своем пути никаких препятствий. Если же струя воздуха вынуждена преодолевать тем или иным способом то или иное препятствие, то произносится согласный звук.

2. Гласные классифицируются по нескольким признакам. 1) По работе языка: учитывается ряд и степень подъема языка. 2) по работе губ: различают огубленные и неогубленные гласные. 3) в ряде языков гласные классифицируются по работе небной занавески (неносовые и носовые). Кроме того, гласные могут классифицироваться по долготе и другим признакам.

3. Классификация согласных более сложна: 1) по работе голосовых связок: звонкие/глухие; 2) по способу образования шума (по характеру преграды) согласные делятся на смычные, щелевые, аффрикаты и дрожащие; 3) по активному артикулирующему органу выделяются губные, переднеязычные, среднеязычные, заднеязычные, увулярные, фарингальные и гортанные. Наконец, для многих языков важны и некоторые другие признаки согласных: палатализация (смягчение), веляризация (сближение задней части языка с мягким небом), лабиализация (огубление).

В потоке речи артикуляция звуков подвергается изменениям. Эти изменения называют позиционными. Позиционные изменения подразделяются на 1) комбинаторные, вызванные взаимодействием между звуками, находящимися в непосредственном или близком соседстве; 2) собственно позиционные, связанные с положением звука в безударном слоге либо на конце.

1) среди комбинаторных изменений выделяют аккомодацию, ассимиляцию и диссимиляцию.

Аккомодация - изменения в артикуляции согласных под влиянием соседних гласных и в артикуляции гласных под влиянием соседних согласных. Пример: при произнесении слова «дам» мы заранее, еще в момент произнесения гласного, опускаем небную занавеску, что нужно нам для последующего М.

Ассимиляция - влияние согласного на согласный, или гласного на гласный. Например: звонкие согласные оглушаются перед глухими (лодка).

Диссимиляция - явление, противоположное ассимиляции. Похожие звуки заменяются на различные. Оно встречается сравнительно редко. Контактная диссимиляция происходит между смежными звуками (в словах легко, мягко, где вместо г произносится х). Дистантная диссимиляция возникает между звуками, которые разделены другими звуками (в просторечии говорится колидор вместо коридор).

2) К собственно-позиционным изменениям относятся редукция гласных в безударных слогах и оглушение согласных на конце слова перед паузой.

Редукция - это ослабление гласного (пример: мал, малыш, малыши). Степень редукции может быть различной, вплоть до полного исчезновения гласного в безударном слоге и даже всего слога. Полная редукция подразделяется на 1) апокопу - отпадение конечного гласного или конечной части слова (Петь, чтоб) и 2) синкопу - выпадение гласного или нескольких звуков не на конце слова (Иваныч).

Оглушение звонких согласных на конце слова перед паузой происходит потому, что голосовые связки возвращаются в состояние покоя преждевременно, еще до конца произнесения слова. В некоторых языках оглушение является в этой позиции частичным - оглушается только конец согласного. Иногда оглушаются и сонанты (в русском языке - в позиции после глухого согласного: вопль).

 

С биологической точки зрения можно рассматривать как процессы, происходящие в организме при произнесении звуков, так и процессы, происходящие при восприятии звуков. Во втором случае это - перцептивный аспект изучения звуков. Он разработан значительно слабее, чем произносительный. Известно, что звуки речи воспринимаются механизмами слуха, сигналы передаются в головной мозг, в сенсорный центр речи. Он расположен в так называемой зоне Вернике, около первой височной извилины левого полушария.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вводятся основные понятия проблематики менеджмента разработки программных изделий, определяется метод и направление курса в целом | Введение. Машина и механизм. Подвижность механизма
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 5214; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.