Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность макроэкономического планирования и прогнозирования

1. Государственное регулирование экономики: его необходимость и формы.

2. Сущность экономического прогнозирования, его функции. Виды прогнозов.

3. Сущность планирования. Его формы и виды.

4. Стратегическое планирование и его особенности.

 

Основной библиографический список

 

· Стратегическое планирование: Учебное пособие / Под ред. проф. А.Н. Петрова. – СПб.: Знание, ГУЭФ, 2003.

· Егоров В.В., Парсаданов Г.А. Прогнозирование национальной экономики: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА, 2001.

· Лапушинская Г.К., Петров.А.Н. Планирование в условиях рынка: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003.

· Бутакова М.М. Экономическое прогнозирование: методы и приемы практических расчетов: учеб. пособие - М.: КНОРУС, 2010.

 

1. Государственное регулирование экономики ( ГРЭ) - целенаправленная деятельность государства по обеспечению стабильности НЭ, желаемых темпов ее воспроизводства, общих (политических, правовых, экономических) условий нормального функционирования свободных товаропроизводителей, гарантирования им социальной защиты.

Необходимость макроэкономического планирования и прогнозирования в рыночном хозяйстве определяется многими объективными обстоятельствами:

1. Неспособность механизма свободного рынка обеспечить макроэкономическую устойчивость НЭ и преодолеть циклические колебания производства и занятости.

2. Рост в общем объеме потребления доли коллективного (общественного) потребления (распределение ресурсов во многих отраслях соц. сферы регулируется не рынком, а государством).

3. Рост масштабов воздействия человеческой деятельности на среду обитания, наличие отрицательных внешних эффектов в экономической деятельности.

4. Обострение глобальных проблем современности, что повышает общественные глобальные интересы к проблемам долгосрочного развития государств (истощение ресурсов, продовольственная проблема из-за перенаселенности и т.д.).

5. Возможность возникновения чрезвычайных ситуаций.

6. Наличие традиционных государственных сфер деятельности в экономике (гос. монополии).

Основные формы ГРЭ:

1. Административно-правовое регулирование.

2. Бюджетно-налоговая политика (налоги, доходы, расходы государственного бюджета, амортизационная политика).

3. Кредитно-денежное регулирование (управление денежной эмиссией, операции на открытом рынке и др.).

4. Макроэкономическое стратегическое планирование и прогнозирование.

 

В федеральном законе “О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ” от 20.07.1995 г. определяется система разрабатываемых исполнительной властью на федеральном уровне плановых документов, назначение и общая характеристика входящих в эту систему документов.

 

2. Прогнозирование выступает исходным пунктом обоснования и выбора экономической стратегии государства по следующим основным причинам:

 Многочисленные процессы, которые необходимо учитывать в управлении, выступающие в качестве важнейших факторов воспроизводства (природные и демографические процессы, спрос на внутренних и внешних рынках и др.) имеют высокую степень неопределённости, следовательно, возможно лишь спрогнозировать их динамику и воздействие на социально-экономическое развитие;

 Рыночное хозяйство отличаются постоянными колебаниями конъюнктуры, что непосредственно отражается на экономическом и социальном положении участников рынка, а предвидеть и оценить эти процессы возможно только с использованием методов прогнозирования.

 

Прогноз – научно обоснованное суждение о возможном состоянии того или иного объекта (например, социально сферы) в будущем, и (или) об альтернативных сроках и путях его развития.

Прогнозирование – научное предсказание, предполагающее выполнение специального научного исследования, в результате которого получают прогноз.

Функции прогнозирования:

1. Предсказательная - описание возможных или желательных перспектив, состояние объекта прогнозирования в будущем.

2. Предуказательная - участие в подготовке проектов различных управленческих решений на основе использования информации о будущем.

 

Классификация (типология) прогнозов разнообразна.

Выделим важнейшие признаки.

1. Масштаб прогнозирования:

- макроэкономические прогнозы;

- структурные (межотраслевые, межрегиональные);

- отдельных сфер и комплексов НЭ (ТЭК, соц. сфера, ОПК и др.);

- отраслевые и региональные;

- отдельных хозяйствующих субъектов.

П. Время упреждения:

- оперативные (до 1 месяца);

- краткосрочные (до 1 года);

- среднесрочные (до 5 лет);

- долгосрочные (10-15 лет);

- дальнесрочные (> 15-20 лет).

Ш. Характер исследуемых объектов: демографич.; научно-технич.; природных ресурсов; внешнеэкономич.; социальные и др.

 

3. Планирование - это специфическая форма общественной практики, состоящая в:

- подготовке различных вариантов управленческих решений в виде прогнозов, проектов, планов и программ;

- обосновании их оптимальности;

- обеспечении возможности их выполнения;

- проверке их выполнения.

Виды планирования многообразны:

- отраслевое;

- региональное;

- социальное;

- научно-техническое;

- экологическое и др. аспекты планирования.

В зависимости от уровня планирования выделяют:

1. Межстрановое.

2. Общегосударственное (народнохозяйственное, макроэкономи-ческое).

3. Региональное.

4. Уровня хозяйствующих субъектов (микроэкономическое планирование).

В зависимости от горизонта планирования различают:

- долгосрочное (до 10 лет);

- среднесрочное (до 5 лет);

- краткосрочное (до года);

- дальнесрочное (более 10 лет).

В зависимости от круга решаемых проблем планирование может быть:

а) стратегическим;

б) тактическим.

 

Общегосударственная система планирования, существовавшая в бывшем СССР жестко регламентировала деятельность всех субъектов управления, а планирование на всех уровнях и всех временных горизонтах приобретало силу закона, оно отличалось директивным характером, так как виновники невыполнения плана наказывались административно и экономически.

В условиях рыночных отношений планирование необходимо, как на микро-, так и на макроуровне, однако характер планирования изменяется: на макроуровне оно становится индикативным (рекомендательным).

 

4. Основным понятием, характеризующим стратегическое планирование (СП) являлся термин – «стратегия». Термин заимствован из военного лексикона. В переводе с греческого, «стратегия» означает «искусство генерала находить правильные пути для достижения победы»

СП (в самом общем виде) - это систематизированный логический процесс по разработке и реализации стратегии развития социально-экономических систем.

Характерные черты СП и его отличительные особенности:

1. Ориентация на будущее (среднесрочная, долгосрочная и дальнесрочная перспектива).

2. Ориентация на решение ключевых, определяющих для планируемой системы целей от достижения которых зависит ее выживание и дальнейший социально-экономический прогресс.

3. Органическая увязка намеченных целей с объемов и структурой ресурсов для их достижения (как имеющихся ресурсов, так и создаваемых в перспективе).

4. Адаптивный характер, т.е. способность предвидеть изменения внешней и внутренней среды планируемого объекта и приспособить к ним процесс его функционирования.

Исторически СП являлся логическим развитием идей долгосрочного, традиционного планирования. Оно было основано на экстраполяционном подходе (переносе тенденций прошлого на будущее) и являлось основной формой разработки планов на длительную перспективу.

Главное различие между долгосрочным и стратегическим планированием состоит в трактовке будущего. В системе стратегического планирования отсутствует предположение, что будущее можно изучить методом экстраполяции и что оно непременно должно быть лучше настоящего.

СП характеризуется вариантностью, разработкой альтернативных версий развития будущего.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Конспект лекции 1 | Общие сведения о клетке
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4891; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.