КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типы наблюдения
Цель, объект, предмет в наблюдении Цель наблюдения – выявить и зафиксировать отдельные поведенческие акты, а именно индивидуальные действия и взаимодействия со средой и другими индивидами. Объектом психологического наблюдения является тот, за кем ведется наблюдение - отдельный человек (или животное), группа людей в их совместной деятельности, общности. Предметом наблюдения могут быть только внешние экстериоризированные компоненты деятельности: а) моторные компоненты практических и гностических действий; движения, перемещения и неподвижные состояния людей; скорость и направление движения; дистанции между ними; соприкосновения, толчки, удары; совместные действия (группы людей); б) речевые акты, их содержание, направленность, частота, продолжительность, интенсивность, экспрессивность, особенности лексического, грамматического и фонетического строя; в) мимика и пантомимика, экспрессия звуков; г) внешние проявления некоторых вегетативных реакций: покраснение или побледнение кожи, изменение ритма дыхания, потоотделение и т.д., сочетание перечисленных признаков.
Все разновидности наблюдения могут сочетаться различным образом. Рассмотрим их отдельные виды. Контролируемое наблюдение 1. заранее предусматривает ситуации наблюдения и конкретные способы регистрации фактов, 2. применяется в исследованиях описательного и экспериментального плана, когда исследователь знаком с изучаемым явлением. Неконтролируемое наблюдение 1. применяется в исследованиях разведывательного плана с целью предварительного знакомства с проблемой, 2. при проведении отсутствует детальный план действий наблюдателя, определены лишь самые общие черты ситуации.
Применяется на практике на начальном этапе исследования, а также совместно с другими методами сбора данных, дополняя и контролируя полученную информацию. Открытое наблюдение: 1. предполагает оповещение наблюдаемых о проводимом наблюдении, 2. осуществляется с целью изучения психологической совместимости группы, экипажа, а также выявления лиц, склонных к отклоняющемуся поведению. Скрытое наблюдение - осуществляется наблюдателем инкогнито, когда наблюдаемые не знают, что являются объектом исследования, Включенное наблюдение - наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует: 1. предполагает непосредственное участие наблюдателя в происходящих событиях, 2. исследователь может не выделяться как наблюдатель (скрытое включенное наблюдение), осуществляя изучение данной совокупности как бы изнутри. Включенное наблюдение не всегда используется как скрытое. Возможны и варианты включенного открытого наблюдения. Варианты включенного наблюдения: · наблюдаемые знают о том, что их поведение фиксируется исследователем (при изучении динамики поведения в группе альпинистов или экипажа подводной лодки – фильм «72 метра»). · наблюдаемые не знают, что их поведение фиксируется (дети, играющие в комнате, одна стена которой — зеркало Гезелла; фокус-группы). Это позволяет фиксировать скрытые социальные явления в коллективах. Невключенное наблюдение: 1. осуществляется со стороны, 2. наблюдатель не является участником происходящих событий. Невключенное наблюдение может быть как скрытым, так и открытым. Полевое наблюдение: 1. самый распространенный вид исследования, 2. протекает в естественных для наблюдаемых условиях; 3. реально отражает различные стороны жизни и деятельности объекта. При полевых обследованиях следует различать наблюдение: · безучастное,
· пассивное, · активно соучаствующее. Пример безучастного наблюдения может служить наблюдение на стадионе во время футбольного матча за поведением фанатов. Естественно, никто из них не подозревает о том, что их «исследуют», следовательно, процедура никак не влияет на обычное самовыражение наблюдаемых людей. О том, что ведется включенное пассивное наблюдение, догадаться не так уж просто, особенно в том случае, если исследователь ведет себя непринужденно и производит впечатление просто любознательного «чужака». В случае активно соучаствующего наблюдения исследователь живет вместе с группой или сообществом, которые он изучает, принимая непосредственное участие в их деятельности. Лабораторное наблюдение: 1. характеризуется искусственными условиями, которые только моделируют естественные, 2. исследователь сам определяет эти условия, место и время проведения наблюдения. Преимущество лабораторного наблюдения – углубленное изучение отдельных сторон деятельности индивида. При лабораторном наблюдении широко используются различные технические средства – фото – кино – видео – аппаратура, измерительные приборы. Систематическое наблюдение: 1. проводится регулярно с заданной периодичностью, 2. осуществляется по достаточно структурированной методике с высокой степенью конкретизации всей деятельности наблюдателя, по определенному плану, 3. выделяются регистрируемые особенности поведения (переменные), 4. классифицирует условия внешней среды. Несистематическое (случайное) наблюдение: 1. обычно не планируется, является богатым источником информации, 2. трудность данной разновидности наблюдения состоит в непредсказуемости, случайности возникновения событий, 3. продуктивно в течение более или менее продолжительного промежутка времени. Проводится в ходе полевого исследования и широко применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии. Важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях. Эпизодическое наблюдение – это фиксация изучаемых явлений и событий при отсутствии четкого регламента регистрации их в определенных временных интервалах или по различным этапам их протекания.
Одномоментное наблюдение – фиксируется одно явление или событие, происходящее в определенном месте и в определенное время, например, осуществляемое психологом невключенное наблюдение за поведением студентов на занятии. Панельное наблюдение – процесс неоднократного, протяженного во времени, проводимого через определенные интервалы, систематического и организованного наблюдения за одним и тем же объектом, с целью выявить его изменения. Нестандартизированное наблюдение – изучение психологических явлений и процессов, когда определен только объект наблюдения, но не определены элементы изучаемого процесса и события, которые будут наблюдаться. Чаще всего применяется на начальной стадии психологического исследования с целью определения проблемной ситуации. Стандартизированное наблюдение – способ сбора эмипирической психологической информации, когда заранее определен не только объект и предмет исследования, но и состав элементов изучаемого процесса. Стандартизированное наблюдение может быть использовано как основной метод сбора информации для точного описания предмета исследования и в качестве способа проверки результатов, полученных другими методами, уточнения, корректировки их. «Сплошное» наблюдение - исследователь (или группа исследователей) фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения, Выборочное наблюдение - исследователь обращает внимание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |