Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура проблемного урока




Понятие и классификация методов обучения.

Лекция 2. Современные методы обучения, системы и виды организационных форм, дидактические средства в высшей школе

Понятие о музыкальных системах и строях

Совокупность употребляемых в музыке звуков определенной высоты образует музыкальную систему. В музыке используют от 80 до 100 звуков, образующих музыкальный звукоряд.

Звукоряд – звуки музыкальной системы расположенные в восходящем или нисходящем порядке.

Строем называется абсолютная высота звуков музыкальной системы, каждого звука в отдельности и соотношения его с другими. Строй исходит из высоты первого звука, взятого в качестве ориентира. Им обычно служит тон «ля» 1 октавы, для которого стандартом установлена высота (частота) 440 Гц. Для исполнения музыки на правильной звуковой высоте и настройка инструментов применяется камертон – тон «ля» 1 октавы, 440 Гц. На основе звука - ориентира установлена высота всех остальных звуков системы. Музыкальный звукоряд делится на несколько октав с одинаковыми совпадающими звуками (тонами), но различной высоты (частоты). Октавы имеют следующие названия снизу вверх:

1. субконтроктава,

2. контроктава,

3. большая октава,

4. малая октава,

5. первая,

6. вторая,

7. третья,

8. четвертая,

9. пятая.

В каждой октаве имеется 7 звуков (основных тонов). Есть 2 системы названия звуков:

слоговая – до, ре, ми, фа, соль, ля, си;

буквенная – c, d, e, f, g, a, h.

Слоговая система основана на начальных слогах строк одного средневекового гимна.

Тогда буквенное обозначение тона в различных октавах примет вид (на примере тона «ля»):

А2, А1, А, а, а1, а2 , а3 , а4 , а5.

В этом примере обозначение а1 соответствует тону «ля» 1 октавы, имеющей частоту 440 Гц.

  А2 А1 А а а1 а2 а3 а4 а5
F, Гц 27,5                

Диапазон частот звуков равномерно темперированного строя:

С2=16,35 Гц и h5=7902 Гц.

Диапазон в октавах некоторых инструментов:

фортепиано – 7 ¼ октавы,

арфы - 6 ½ октавы,

виолончели – 4 - 4 1/3 октавы,

духовых инструментов – 2,5 – 3,5 октавы (60 – 1000 Гц),

певческого голоса – 2,5 октавы,

симфонического оркестра - 8 ¼ октавы.

Ухо человека воспринимает диапазон 10,5 октав.

 

 

1. Понятие и классификация методов обучения.

2. Формы обучения в высшей школе.

3. Лекция в вузе: основные требования.

4. Дидактические средства и их виды в процессе обучения

 

Одна из важнейших проблем дидактики - проблема методов обучения - остается актуальной как в теоретическом, так и непосредственно в практическом плане. В зависимости от ее решения находятся сам учебный процесс, деятельность преподавателя и студентов, а, следовательно, и результат обучения в высшей школе в целом.

 

Метод (в переводе с греческого языка означает буквально путь к чему-либо) обозначает способ деятельности, направленной на достижение определённой цели. В педагогической литературе существуют различные подходы к определению сущности метода обучения:

  • как способ деятельности преподавателя и учащегося;
  • как совокупность действий и приемов работы преподавателя и учащихся;
  • как путь, по которому преподаватель ведет учащихся от незнания к знанию.

Педагоги-исследователи, разрабатывающие проблемы методов обучения, предлагали собственное видение сущности метода, акцентируя внимание на определенной его стороне. Приведем ряд определений для самостоятельного анализа:

· это способ обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом (И.Ф. Харламов);

· это способ достижения цели обучения, представляющий собой систему последовательных и упорядоченных действий учителя, организующего с помощью определенных средств практическую и познавательную деятельность учащихся по усвоению социального опыта (И.Я. Лернер);

· способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования (Ю.К. Бабанский).

Все вышеупомянутые определения не противоречат, а дополняют друг друга.

С понятием «метод» связаны ещё два понятия: «средство» и «приём». Средство – это приспособление, орудие действия. Средствами обучения являются все приспособления и источники, которые помогают учителю учить, а ученику учиться. Приём – это деталь метода, то есть частное понятие по отношению к общему понятию «метод». (Например, рассказ – это метод обучения, сообщение плана рассказа – приём активизации внимания учащихся, способствующий систематизации восприятия.)

Поскольку методы обучения имеют множественную характеристику, то их можно классифицировать по нескольким основаниям. Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку система методов. Одна из первых относится к концу 20 г. ХХ в. и связана с именем Б.В.Всесвятского, который описал две категории методов – методы передачи готовых знаний и методы искания (исследования). В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения. Рассмотрим сущность наиболее обоснованных из них.

I. Традиционная классификация методов обучения (по источнику передачи информации и характеру её восприятия). Сначала выделялись практические, наглядные, словесные методы (Е.И. Перовский, Е.Я. Голант), затем эта система дополнилась и другими – современными, связанными, например, с техническими средствами обучения (ТСО).

Практические Наглядные Словесные Работа с книгой Видеометод
Опыты Упражнения Учебно-производительный труд Иллюстрация Демонстрация Наблюдение   Объяснение Рассказ Беседа Лекция Инструктаж Дискуссия   Чтение Изучение Реферирование Беглый просмотр Цитирование Составление плана, библиографии Конспектирование   Просмотр видеоматериала Рефлексия Контроль Упражнения под контролем «электронного учителя»

II. Другая классификация методов построена на основе структуры личности.

Методы формирования сознания Методы формирования поведения Методы формирования чувств
Рассказ, беседа, показ Упражнения, тренировка, самоуправление и другое Одобрение, похвала, порицание, контроль и другое

 

III. Классификация методов обучения в соответствии с решением дидактических задач (М. А. Данилов, Б. П. Есипов).

Методы:

1. Приобретения знаний.

2. Формирования умений и навыков.

3. Применения знаний.

4. Закрепления знаний.

5. Проверки знаний, умений, навыков.

6. Творческая деятельность.

 

IV. Классификация методов по характеру (уровню самостоятельности, активности и творчества) познавательной деятельности учеников (И. Я. Лернер, М.Н. Скаткин).

Эту классификацию еще в 1965 году предложили И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин. Они отметили, что многие прежние подходы к систематизации методов обучения основывались на различии их внешних структур или источников. Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, характера их учебной деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества учащихся и должны служить важным критерием выбора метода. И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин предложили выделить пять методов обучения, причем в каждом из последующих степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает:

I. объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);

1. знания учащимся предлагаются в «готовом» виде;

2. учитель организует различными способами восприятие этих знаний;

3. учащиеся осуществляют восприятие (рецептию) и осмысление знаний, фиксируют их в своей памяти.

При рецептии используются все источники информации (слово, наглядность и т.д), логика изложения может развиваться как индуктивным, так и дедуктивным путём. Управляющая деятельность педагога ограничивается организацией восприятия учащимися знаний. Деятельность обучаемых заключается в восприятии, осмыслении, запоминании сообщаемой информации.

II. репродуктивный;

  1. знания учащимся предлагаются в «готовом» виде;
  2. учитель не только сообщает знания, но и объясняет их;
  3. учащиеся сознательно усваивают знания, понимают их и запоминают. Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний;
  4. необходимая прочность усвоения обеспечивается путём многократного повторения знаний.

Основное назначение этого метода – формирование умений и навыков использования и применения полученных знаний. Деятельность обучаемых заключается в овладении приемами выполнения действий, отдельных упражнений при решении задач; освоении инструкций, алгоритмов, образцов практических действий.

Главное преимущество этого метода, как и рассмотренного выше объяснительно-иллюстративного метода, экономность. Он обеспечивает возможность передачи значительного объёма знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. Прочность знаний, благодаря возможности их многократного повторения, может быть значительной.

Человеческая деятельность может быть репродуктивной, исполнительской или творческой. Репродуктивная деятельность предшествует творческой, поэтому игнорировать её в обучении нельзя, как нельзя и чрезмерно увлекаться ею. Репродуктивный метод должен сочетаться с другими методами.

 

III. метод проблемного изложения;

Является переходным от исполнительской к творческой деятельности. На определённом этапе обучения учащиеся ещё не в силах самостоятельно решать проблемные задачи, а поэтому учитель показывает путь исследования проблемы, излагая её решение от начала и до конца. И хотя учащиеся при таком методе обучения не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений, они получают хороший урок разрешения познавательных затруднений. Другими словами, основное назначение метода заключается в раскрытии педагогом в изучаемом учебном материале различных проблем и показе способов их разрешения. При этом деятельность обучаемых заключается не только в восприятии, осмыслении, запоминании и воспроизведении готовых научных выводов и способов действий, но и в прослеживании за логикой доказательств, за развертыванием учителем мыслительных операций (постановка проблемы, выдвижение гипотезы, осуществление доказательств и др.)

Этапы и проведения проблемного урока (по М.И. Махмутову):

1) возникновение проблемной ситуации и постановка учебной проблемы (5-10 мин.);

2) выдвижение предложений и обоснование гипотезы по разрешению учебной проблемы (5-15 мин.);

3) доказательство гипотезы (10-15 мин.);

4) проверка правильности решения учебной проблемы.

Примерная структура проблемного урока:

1) актуализация прежних знаний – подготовка к восприятию нового материала;

2) усвоение новых знаний и способов действий – на этом этапе создается проблемная ситуация, определяется проблемная задача, выдвигаются гипотезы ее разрешения, доказательство гипотез, проверка решения;

3) формирование умений и навыков, способов мышления и деятельности посредством применения знаний, полученных в результате разрешения проблемы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 566; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.