Технические средства обучения Учебно-методические материалы
Технические средства обучения (ТСО)-
Интерактивные доски - «потомок» старой школьной доски, используется с той же целью, но есть и преимущества. Например, позволяет копировать написанное и раздавать слушателям.
Доска-стенд- преимущественно для документирования результатов учебных бесед, групповой работы и других видов обсуждений. Позволяет изменять расположение карточек, т.е. схемы, структуры, обзоры можно постоянно менять. Требует тренировки.
Графопроектор (эпидиапроектор)- прибор для проекции пленок (фолий) на стену, экран. Как вспомогательное средство. Приемы: показ заранее подготовленных пленок, накладывание одних на другие с целью пошаговой иллюстрации, использование полуготовых пленок и дописывание по ходу лекции.
Как эффективно работать с ними-
· текст должен иметь четкую структуру и хорошо читаться, необходимо продумать разбивку: не более 6 слов в строке и 8 строк подряд;
· Читать с пленки только то, что действительно стоит. Изображать больше схем, диаграмм, структур;
· Использовать серию простых пленок вместо одной сложной;
· Избегать показывать тексты и таблицы данных (могут увлечь или запутать студентов);
· Не отворачивайтесь от аудитории, не говорите с аудиторией, поворачиваясь к ней спиной, не заслоняйте изображение;
· Пишите, по возможности, лишь ключевые слова;
· Показывать краткие фрагменты кино- и видеофильмов как введение в тему, проверка актуального состояния слушателей; рекомендуется задавать различные задания до просмотра. После демонстрации- подводятся итоги.
Учебно-методические материалы-
Учебники, учебные пособия, методические рекомендации к изучению учебного курса;
В последнее время в качестве первоочередной задачи по учебно-программному и методическому обеспечению ГОС ставится создание учебно-методических комплексов (УМКД).
Лекции
Семинары
Практические занятия
Объяснительно-иллюстративный
(знания учащимся предлагаются в «готовом» виде;
учитель организует различными способами восприятие этих знаний;
учащиеся осуществляют восприятие (рецептию) и осмысление знаний, фиксируют их в своей памяти).
Репродуктивный
Информационная лекция
(последовательно излагается материал в соответствии с программой курса, чаще в форме монолога преподавателя)
Обзорная лекция
(изложение, призванное сформировать обобщенное представление по разделам, темам)
Семинар-беседа
(подготовка и выступление студентов по каждому вопросу плана занятия с единым перечнем обязательной и дополнительной литературы)
Практическая работа в форме тренинга – занятие, посвященное освоению умений и навыков по предложенному алгоритму)
Лабораторная работа – (работа с нормативными документами, информационными системами)
Проблемное обучение
(постановка проблемных вопросов, создание учебных проблемных ситуаций для стимулирования активной познавательной деятельности)
Проблемная лекция- изложение материала предполагает постановку дискуссионных, проблемных вопросов, освещение разных научных подходов)
Лекция вдвоем (бинарная лекция)
Диалог двух преподавателей (например, реконструкция диалога представителей различных научных школ, «ученого» и «практика»)
Исследовательский семинар
(изучение учебной проблемы на основе алгоритма исследовательской деятельности (объект, предмет, задачи, гипотезы, применение общенаучных и специальных методов)
Практикум
(Комплексное решение учебной задачи с применением научно-теоретических знаний и практических навыков)
Кейс-метод
Обучение в условиях моделируемой ситуации, воспроизводящей реальные условия деятельности)
Частично-поисковый
Знания не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добывать самостоятельно;
преподаватель организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств;
учащиеся под руководством преподавателя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают вместе с учителем и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы и т.д.
Лекция «обратной связи»
Лекция-провокация (изложение материала с заранее запланированной ошибкой, лекция-прессконференция, лекция-дискуссия, лекция беседа
Семинар-дискуссия
Коллективное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы, выявления мнений в группе.
Семинар-дебаты –обмен мнениями, прения с целью убеждения в правильности своей позиции
Исследовательский
преподаватель вместе с учащимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени; Знания учащимся не сообщаются. Учащиеся самостоятельно добывают их в процессе разрешения (исследования) проблемы.
Деятельность преподавателя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач;
Исследовательский проект- структура приближена к формату научного исследования (доказательство актуальности темы, определение научной проблемы, предмета и объекта исследования, целей и задач, методов, источников, выдвижение гипотезы, обощение результатов, выводы, обозначение новых проблем).
Творческий проект – учебно-познавательная деятельность студентов осуществляется в рамках рамочного задания, подчиняясь логике и интересам участников проекта, жанру конечного результата (газета, фильм, праздник)
Информационный проект – учебно-познавательная деятельность с ярко выраженной эвристической направленностью(поиск, отбор и систематизация информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обощение для презентации более широкой аудитории)
Связь методов обучения с организационными формами в высшей школе
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление